г. Санкт-Петербург |
|
09 декабря 2011 г. |
Дело N А56-25358/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2011 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Згурской М.Л., Несмияна С.И.
при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.
при участии:
от истца (заявителя): Березиной А.А. по доверенности от 28.04.2009 N 2-09
от ответчика (должника): Трофимовой А.М. по доверенности от 03.02.2011 N 03-16/18230
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19720/2011) (заявление) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.09.2011 по делу N А56-25358/2011 (судья Рыбаков С.П.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Мобис"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Мобис" (далее - Общество, заявитель) (место нахождения: 191104, г. Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 32, корп. 1, ОГРН 5067847165293) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу (далее - налоговый орган, инспекция) (место нахождения: 190103, г. Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 47 А) от 13.01.2011 N 11/28 "Об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость.
Решением суда от 16.09.2011 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, поскольку Обществом нарушены требования пункта 3 раздела II Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение), а именно пропущен 90-дневный срок для представления документов, подтверждающих применение ставки 0 процентов и не уплачен НДС по ставке 18 процентов с реализации товаров, отгруженных в апреле, июне, августе 2007 года, то налоговый орган правомерно пришел к выводу о занижении Обществом налоговой базы. Также инспекция считает, что на момент подачи уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2008 года (16.07.2010) по счетам-фактурам N 39997 от 15.06.2007, N 39881 от 14.06.2007, N 27223 от 26.04.2007, N 27220 от 24.04.2007, N 8/06 от 26.06.2007, N 7/06 от 14.06.2007, N 5/04 от 25.04.2007 пропущен трехлетний срок для возмещения налога.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества просил жалобу оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная проверка представленной Обществом 16.07.2010 уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2008 года, согласно которой реализация по ставке 0% составила 2 044 255руб., сумма налоговых вычетов составила 297 061 руб.
По результатам проверки инспекцией составлен акт N 2652/11 от 29.10.2010 и 13.01.2011 вынесены решения N 11/28 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость в размере 289 765руб. и N 11/ 4137 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Основаниями для отказа в возмещении НДС в сумме 289 765 руб. послужили выводы налогового органа, изложенные в решении N 11/4137 от 13.01.2011 - о неправомерном предъявлении к налоговому вычету НДС в сумме 163 274 руб. по счетам-фактурам, по которым истек срок исковой давности; о неуплате Обществом налога в размере 126 490,50 руб. за 1 квартал 2008 года в связи с нарушением пункта 3 раздела II Положения - не представление документов по истечении 90-дневного срока.
Решением Управления ФНС по Санкт-Петербургу от 25.04.2011 апелляционная жалоба Общества на решение от 13.01.2011 N 11/28 оставлена без удовлетворения.
Считая решение инспекции об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость недействительным, Общество обжаловало его в судебном порядке.
Решением суда требования Общества удовлетворены.
Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба налогового органа не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Общество представило 16.07.2010 уточненную налоговую декларацию по НДС за 1 квартал 2008 года, в которой заявило о реализации товаров, подлежащих налогообложению по ставке 0 процентов. В подтверждение правомерности применения ставки 0 процентов по отгруженным товарам в Республику Беларусь, Общество представило пакет документов, предусмотренный пунктом 2 раздела II Порядка применения косвенных налогов при экспорте товаров Соглашения между Правительством Российской Федерации и Республикой Беларусь. В ходе проверки налоговый орган подтвердил обоснованность применения Обществом ставки 0 процентов в отношении реализованных товаров в Республику Беларусь. Но, установив, что ранее Обществом в нарушение пункта 3 раздела II Положения, в связи с пропуском 90-дневного срока, предусмотренного для представления документов, подтверждающих применение ставки 0 процентов, не был исчислен и уплачен НДС по ставке 18% по отгрузке, осуществленной в 1 квартале 2008 года на основании товарных накладных N М-47 от 13.02.2008, N М-48 от 15.02.2008 инспекция доначислила к уплате НДС за указанный период в сумме 126 490,50руб.
Федеральным законом от 28.12.04 N 181-ФЗ ратифицировано Соглашение от 15.09.04 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, в соответствии с которым порядок взимания косвенных налогов при экспорте товаров осуществляется в соответствии с Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение).
Согласно пункту 1 раздела II Положения о порядке взимания косвенных налогов при реализации товаров, вывезенных с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты акцизов (возмещение уплаченных сумм акцизов) при представлении в налоговые органы документов, предусмотренных пунктом 2 данного раздела. Налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты в порядке, предусмотренном национальными законодательствами государств Сторон в отношении товаров, вывозимых с территории государств Сторон в таможенном режиме экспорта.
Из пункта 3 раздела 2 Положения следует, что для обоснования применения ставки 0% по НДС в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией представляются документы в течение 90 дней с даты отгрузки (передачи) товаров.
При непредставлении этих документов суммы косвенных налогов подлежат уплате в бюджет за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки (передачи) товаров, с использованием права на вычет сумм НДС, уплаченных за приобретенные (принятые на учет) товары, выполненные работы и оказанные услуги, использованные для производства и (или) реализации товаров в порядке, установленном национальным законодательством государств Сторон.
В случае неуплаты, неполной уплаты косвенных налогов, уплаты таких налогов в более поздние сроки по сравнению с установленными настоящим Соглашением, налоговые органы вправе взыскивать косвенные налоги и пени, в размере, устанавливаемом национальным законодательством государств Сторон, а также применять способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные национальным законодательством государств Сторон.
Факт отгрузки товара в 1 квартале 2008 года по товарным накладным N М-47 от 13.02.2008, N М-48 от 15.02.2008 налогоплательщиком не оспаривается. Также Обществом не оспаривается, что пакет документов, необходимый для обоснования применения нулевой ставки в установленный 90-дневный срок с даты отгрузки не был представлен, НДС не был исчислен и уплачен.
Однако суд первой инстанции правомерно посчитал, что у налогового органа не имелось правовых оснований для доначисления Обществу налога в сумме 126 490,50руб.
В соответствии с абзацем 4 пункта 3 раздела 2 Приложения к Соглашению в случае представления налогоплательщиком документов, предусмотренных пунктом 2 настоящего раздела, по истечении срока, установленного настоящим пунктом (но не более трех лет со дня возникновения обязательства по уплате косвенных налогов в соответствии с настоящим пунктом), уплаченные суммы косвенных налогов подлежат возврату в порядке, установленном национальным законодательством государств Сторон.
Данное правило согласуется с пунктом 9 статьи 165 НК РФ, в соответствии с которым начисленный по ставке 18% налог в случае последующего представления налогоплательщиком документов, подтверждающих применение ставки 0 процентов, подлежит возврату.
Как установил суд первой инстанции, Общество в июле 2010 года представило пакет документов по спорной отгрузке, подтверждающей применение налоговой ставки 0 процентов по НДС, а налоговый орган подтвердил правомерность применения налоговой ставки 0 процентов по НДС по данной отгрузке.
Следовательно, нарушение Обществом установленного срока для подтверждения ставки НДС 0% не может являться основанием для начисления НДС по ставке 18% по операциям, по которым документально подтверждены экспорт товаров и применение ставки 0%.
Кроме того, спорная реализация товаров отражена Обществом в уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2008 года.
При изложенных обстоятельствах у Инспекции отсутствовали правовые основания для исключения спорной суммы НДС из состава налоговых вычетов, заявленных Обществом в уточненной декларации за 1 квартал 2008 года.
Довод налогового органа о пропуске Обществом трехлетнего срока, предусмотренного для возмещения НДС по счетам-фактурам N 39997 от 15.06.2007, N 39881 от 14.06.2007, N 27223 от 26.04.2007, N 27220 от 24.04.2007, N 8/06 от 26.06.2007, N 7/06 от 14.06.2007, N 5/04 от 25.04.2007 правомерно признан судом первой инстанции необоснованным.
Из пункта 3 раздела 2 Положения следует, что для обоснования применения ставки 0% по НДС в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией представляются документы в течение 90 дней с даты отгрузки (передачи) товаров.
В случае представления налогоплательщиком документов, обосновывающих применение нулевой ставки по истечении 90-дневного срока, пункт 3 раздела 2 Положения отсылает в целях правового регулирования вопроса о возврате уплаченных сумм косвенных налогов к национальному законодательству государств Сторон.
В силу п. 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6 - 8 ст. 171 Кодекса.
На основании п. 6 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога, указанных в п. 8 ст. 171 Кодекса, производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Пунктом 2 ст. 173 НК РФ (в редакции спорного периода) установлено, что, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с п. 3 ст. 170 Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 и 2 п. 1 ст. 146 Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Из содержания ст. 55 НК РФ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) следует, что под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Как указано в п. 1 ст. 163 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ), налоговый период устанавливается как календарный месяц.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ), сформулированной в постановлении Пленума ВАС РФ от 15.06.2010 N 2217/10, заявление налоговых вычетов в более поздний налоговый период, в пределах срока, установленного п. 2 ст. 173 НК РФ, не может являться основанием для отказа в вычетах, право на применение которых по существу налоговым органом не оспаривается.
Суд первой инстанции правомерно признал обоснованным довод заявителя о том, что начало течения трехлетнего срока, отведенного на применение налоговых вычетов (возмещение) по НДС, и установление соответствующего налогового периода в смысле п. 2 ст. 173 НК РФ должно определяться наступлением 91-го дня, т.е. моментом (налоговым периодом), когда у налогоплательщика в силу п. 9 ст. 165 и ст. 167 НК РФ возникает обязанность по определению налоговой базы и право на применение налоговых вычетов.
Как следует из материалов дела, отгрузка Обществом товара в Республику Беларусь производилась в апреле, июне и августе 2007 года.
При таких обстоятельствах, суд считает обоснованными доводы Общества о том, что датой истечения срока для предъявления налоговой декларации по реализации за апрель 2007 года является 31.07.2010, за июнь 2007 года - 30.09.2010, за август 2007 года - 30.11.2010.
Декларация, в которой заявлены спорные налоговые вычеты, представлена Обществом в налоговый орган 16.07.2010.
Следовательно, трехлетний срок, установленный Соглашением для представления налоговой декларации и документов, подтверждающих правомерность применения заявителем нулевой налоговой ставки НДС по операциям по реализации товара по предъявленным к возмещению счетам-фактурам, Обществом в данном случае не пропущен.
Как установлено судом первой инстанции, Инспекцией в оспариваемом ненормативном акте не указывается на отсутствие у Общества права на применение налоговых вычетов по существу. При рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанциях доказательств против возмещения НДС по существу налоговым органом также не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал решение налогового органа от 13.01.2011 N 11/28 недействительным.
Учитывая, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы инспекции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.09.2011 по делу N А56-25358/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-25358/2011
Истец: ООО "Мобис"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N10 по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
09.12.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19720/11