город Омск |
|
09 декабря 2011 г. |
Дело N А75-3105/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: Бондарь И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7379/2011) Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Когалыма на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.07.2011 по делу N А75-3105/2011 (судья Загоруйко Н.Б.)
по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Когалыма (ОГРН 1028601443199, ИНН 860803725572)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь"
об оспаривании действий
при участии в судебном заседании представителей:
от Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Когалыма - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" Фазылов Э.Р. (паспорт, по доверенности N 25/11 от 01.01.2011 сроком действия до 31.12.2011);
установил:
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Когалыма (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением:
- о признании незаконными действий Когалымского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление) по государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) объекта недвижимости: финский комплекс сборно-щитовой на 100 км (семейное), дом N 5 по улице Олимпийская, правообладателем которого зарегистрировано Муниципальное образование Ханты-Мансийского автономного округа - Югры городской округ Когалым,
- о признании незаконной записи о регистрации права за Муниципальным образованием Ханты-Мансийского автономного округа - Югры городской округ Когалым на недвижимое имущество: финский комплекс сборно-щитовой на 100 км (семейное), дом N 5 по улице Олимпийская.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.07.2011 по делу N А75-3105/2011 Комитету о признании незаконными действий по государственной регистрации в ЕГРП объекта недвижимости: "финский комплекс сборно-щитовой на 100 км (семейное)" дом N 5 по улице Олимпийская, правообладателем которого зарегистрировано Муниципальное образование Ханты - Мансийского автономного округа - Югры городской округ город Когалым и о признании незаконной записи о регистрации права за Муниципальным образованием Ханты - Мансийского автономного округа - Югры городской округ город Когалым на недвижимое имущество: "финский комплекс сборно-щитовой на 100 км (семейное)" дом N 5 по улице Олимпийская - отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что в настоящий момент в ЕГРП записей о правах на спорный объект не существует, в связи с чем невозможно признать незаконной регистрационную запись, которой не существует в ЕГРП.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что право собственности муниципального образования на дом N 5 по ул. Олимпийская было зарегистрировано 18.08.2010, то есть после сноса жилого дома, в нарушение требований действующего законодательства право собственности было зарегистрировано на объект, фактически не существующий на местности и не обладающий признаками, указанными в пункте 1 статьи 130 ГК РФ.
От ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам дела.
До начала судебного заседания от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие лица, участвующего в деле.
Данное ходатайство судом апелляционной инстанции удовлетворено.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие заявителя и ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания по делу.
Представитель ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на неё, заслушав представителя ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь", суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
12.08.2010 в Когалымский отдел Управления обратился представитель по доверенности Муниципального образования ХМАО - Югры городской округ город Когалым с заявлением о регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: здание "финский комплекс сборно-щитовой на 100 км (семейное)", расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Когалым, ул. Олимпийская, д.5.
В качестве правоустанавливающих документов для регистрации права собственности на здание заявителем представлены документы:
- нотариально удостоверенная доверенность N 4201 от 30.06.2010,
- соглашение о передаче объектов жилого фонда муниципальному образованию от 05.02.2010 N 10С0235,
- кадастровый паспорт здания от 08.06.2010, выданный Когалымским подразделением филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" по ХМАО -Югре,
- выписка из Приложения N 9 акта оценки стоимости имущества предприятия по состоянию на 01.07.1992,
- кадастровый паспорт земельного участка от 04.02.2010 N 8617/201/10-585,
- постановление Мэра г.Когалыма "О присвоении почтовых адресов" от 30.11.1999 N 554.
Право собственности на вышеуказанный объект зарегистрировано 18.08.2010.
16.11.2010 представитель Муниципального образования ХМАО - Югры городской округ город Когалым обратился в Когалымский отдел Управления с заявлением о прекращении права собственности на объект: здание "финский комплекс сборно-щитовой на 100 км (семейное)", расположенное по адресу: Ханты- Мансийский автономный округ - Югра, г. Когалым, ул. Олимпийская, д.5,
Представлены следующие документы:
- акт о пожаре от 19.02.2010 г.. N 15,
- акт о сносе жилого дома от 26.07.2010 г.. по адресу: ул. Олимпийская, 5;
- распоряжение "О сносе дома N 5 по ул. Олимпийская на территории города Когалыма" от 25.05.2010 N 185-р;
- справка от 11.11.2010 N 0-86-17/05-15-3696, выданная Когалымским подразделением филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по ХМАО-Югре,
-свидетельство о государственной регистрации права собственности от 18.08.2010 г.. серия 72-НЛ N 377208.
Регистрация прекращения права собственности на вышеуказанный объект проведена 22.11.2010.
Посчитав действия Когалымского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре по государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним объекта недвижимости: финский комплекс сборно-щитовой на 100 км (семейное), дом N 5 по улице Олимпийская, и запись о регистрации права за Муниципальным образованием Ханты-Мансийского автономного округа - Югры городской округ Когалым на недвижимое имущество: финский комплекс сборно-щитовой на 100 км (семейное), дом N 5 по улице Олимпийская незаконными, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Когалыма обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
21.07.2011 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры принято решение, которое обжаловано Комитетом в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) могут быть признаны недействительными только в том случае, если нарушены права и охраняемые интересы заявителя. При этом обязанность доказательства факта нарушения прав возложена статьями 65, 198 АПК РФ на заявителя.
По мнению суда апелляционной инстанции, обжалуемые действия и акты прав администрации г. Когалыма не нарушают.
Как следует из пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - Единый государственный реестр прав).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.
Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации (пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:
прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;
установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
Комитетом в качестве правоустанавливающих документов для регистрации права собственности на здание представлены документы: нотариально удостоверенная доверенность N 4201 от 30.06.2010, соглашение о передаче объектов жилого фонда муниципальному образованию от 05.02.2010 N 10С0235, кадастровый паспорт здания от 08.06.2010, выданный Когалымским подразделением филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" по ХМАО-Югре, выписка из Приложения N 9 акта оценки стоимости имущества предприятия по состоянию на 01.07.1992, кадастровый паспорт земельного участка от 04.02.2010 N 8617/201/10-585, постановление Мэра г.Когалыма "О присвоении почтовых адресов" от 30.11.1999 N 554.
То есть оспариваемая регистрация объекта недвижимости произведена заинтересованным лица по инициативе самого заявителя и на основании представленного им пакета документов.
Как следует из пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Представленные на регистрацию документы, проверены Управлением и 18.08.2010 за Комитетом зарегистрировано право собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества.
Вместе с тем, 16.11.2010 Комитет обратился в Когалымский отдел Управления с заявлением о прекращении права собственности на объект, указав, что ещё до его регистрации (18.08.2010) объект сгорел при пожаре.
Представлены следующие документы: акт о пожаре от 19.02.2010 N 15, акт о сносе жилого дома от 26.07.2010 по адресу: ул. Олимпийская, 5; распоряжение "О сносе дома N5 по ул. Олимпийская на территории города Когалыма" от 25.05.2010 N185-р; справка от 11.11.2010 N0-86-17/05-15-3696, выданная Когалымским подразделением филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по ХМАО-Югре, свидетельство о государственной регистрации права собственности от 18.08.2010 серия 72-НЛ N377208.
Поскольку представлены необходимые документы, то 22.11.2010 Управлением произведена регистрация прекращения права собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Комитет, обращаясь с заявление о государственной регистрации объекта, намеренно или по халатности сотрудников умолчал о том, что объекта недвижимости не существует, так как он сгорел при пожаре, в связи с чем Управлением, на основании представленных документов и была произведена запись о регистрации.
При этом действующее законодательство нарушено не было, поскольку и само заявление Комитета и представленные на регистрацию документы соответствовали вышеуказанным нормам права.
Более того, в последствии Комитет обратился с заявление об аннулировании записи о регистрации, предоставив Управлению необходимые документы, в том числе акт о пожаре, распоряжение о сносе дома и другие доказательства.
На основании представленных документов, запись о регистрации аннулирована, что также соответствует Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
При таких обстоятельствах, ни в первом случае, при регистрации объекта недвижимости, ни во втором случае, при аннулировании записи об этой регистрации, суд апелляционной инстанции не усматривает нарушений прав заявителя, поскольку эти действия были осуществлены исключительно в результате деятельности самого Комитета.
В данном случае не усматривается ни нарушения Управлением норм действующего законодательства, ни нарушений прав и законных интересов самого заявителя.
Суд апелляционной инстанции признает, что действия (акт) могут быть признаны недействительными и после их отмены (в конкретном случае после аннулировании записи о регистрации).
Однако существование таких действий (актов) определенный период времени должно было повлечь нарушение каких-либо прав или интересов заявителя. Администрация города Когалыма фактов, свидетельствующих о нарушении своих прав действиями по регистрации и существующей записью, не приведено ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции.
При изложенных обстоятельствах, в удовлетворении требований Комитета отказано судом первой инстанции обоснованно.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.07.2011 по делу N А75-3105/2011 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит, в связи с чем апелляционная жалоба Комитета оставлена без удовлетворения.
Государственная пошлина судом апелляционной инстанции не распределяется, поскольку Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Когалыма освобожден от её уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Когалыма оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.07.2011 по делу N А75-3105/2011 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-3105/2011
Истец: Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Когалыма
Ответчик: Когалымский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
Третье лицо: ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО - Югре
Хронология рассмотрения дела:
09.12.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7379/11