г. Вологда |
|
08 декабря 2011 г. |
Дело N А13-295/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Носач Е.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Вальковой Н.В.,
при участии от индивидуального предпринимателя Щапина Александра Николаевича Матвеевой Е.Н. по доверенности от 28.03.2011, Журкиной Е.В. по доверенности от 28.03.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Щапина Александра Николаевича на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 мая 2011 года по делу N А13-295/2011 (судья Кутузова И.В.),
установил
индивидуальный предприниматель Щапин Александр Николаевич (ОГРНИП 308352512500024) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к закрытому акционерному обществу "ЭКОПРОМ-ВОЛОГДА" (ОГРН 1063525116676; далее - ЗАО "ЭКОПРОМ-ВОЛОГДА") об обязании заключить договор.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец дважды уточнял заявленные исковые требования, в итоге просил урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора на прием и утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов на полигон г. Вологды (по факту) от 24 ноября 2010 года между ЗАО "ЭКОПРОМ-ВОЛОГДА" и предпринимателем Щапиным А.Н., изложить пункты 1.1, 1.4, 1.4.1, 3.4 договора в следующей редакции:
"1.1. "Приемщик" обязан принимать у "Сдатчика" и утилизировать (осуществлять захоронение) твердых бытовых отходов (далее - "отходы") 4 и 5 класса опасности на полигоне по адресу: г. Вологда, ул. Мудрова, 40";
"1.4. В случае доставки твердых бытовых отходов на полигон специализированным транспортом фактический объем поступающих отходов определяется исходя из объема кузова мусоровоза";
пункт 1.4.1 договора исключить;
"3.4. Оплата услуг, предоставленных "Сдатчику" по настоящему договору производится согласно акту выполненных работ по факту принятых отходов за предыдущий месяц на основании выставленного счета-фактуры (НДС выделяется в счете-фактуре). Счет-фактура выставляется в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным, и оплачивается "Сдатчиком" не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным".
Уточнение исковых требований принято судом.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 19 мая 2011 года исковые требования удовлетворены частично. Пункт 1.1 договора на прием и утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов на полигон г. Вологды (по факту) от 24 ноября 2010 года между ЗАО "ЭКОПРОМ-ВОЛОГДА" и предпринимателем Щапиным А.Н. принят в редакции предпринимателя Щапина А.Н.: "1.1. "Приемщик" обязан принимать у "Сдатчика" и утилизировать (осуществлять захоронение) твердых бытовых отходов (далее - "отходы") 4 и 5 класса опасности на полигоне по адресу: г. Вологда, ул. Мудрова, 40". Пункт 1.4 договора принят в редакции ЗАО "ЭКОПРОМ-ВОЛОГДА": "1.4. В случае доставки твердых бытовых отходов на полигон специализированным транспортом (мусоровоз или другой транспорт, имеющий отметку в ПТС о технических характеристиках (установка оборудования для прессования отходов) фактический объем поступающих отходов определяется исходя из объема кузова мусоровоза с учетом коэффициента уплотнения установки согласно техническим характеристикам завода-изготовителя". Пункт 1.4.1 договора исключен. Пункт 3.4 договора принят в редакции предпринимателя Щапина А.Н.: "3.4. Оплата услуг, предоставленных "Сдатчику" по настоящему договору производится согласно акту выполненных работ по факту принятых отходов за предыдущий месяц на основании выставленного счета-фактуры (НДС выделяется в счете-фактуре). Счет-фактура выставляется в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным, и оплачивается "Сдатчиком" не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным". С ЗАО "ЭКОПРОМ-ВОЛОГДА" в пользу предпринимателя Щапина А.Н. взысканы 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Индивидуальный предприниматель Щапин Александр Николаевич с решением в части утверждения пункта 1.4 договора в редакции ЗАО "ЭКОПРОМ-ВОЛОГДА" не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его в указанной части изменить и принять новый судебный акт, утвердив пункт 1.4 договора в редакции истца. Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что порядок установления стоимости услуг на утилизацию отходов установлен федеральным законодательством. Действующий порядок определения стоимости утилизации отходов не предусматривает применение коэффициента уплотнения. Ценообразование в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежит государственному регулированию. Полномочий по установлению порядка ценообразования в сфере утилизации отходов органам местного самоуправления не предоставлено. Пункт 5.3 постановления администрации города Вологды от 26.01.2010 N 309 к спорным отношениям применению не подлежит.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители истца доводы жалобы поддержали.
ЗАО "ЭКОПРОМ-ВОЛОГДА" в отзыве на апелляционную жалобу против удовлетворения жалобы возражало.
Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей не направил. В связи с этим дело рассмотрено в отсутствие представителей указанного лица в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Заслушав объяснения представителей истца, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения в обжалуемой части, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 23 ноября 2010 года предприниматель Щапин А.Н. обратился в ЗАО "ЭКОПРОМ-ВОЛОГДА" с заявкой на заключение договора на оказание услуг по приему и утилизации твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора на период с 01 января 2011 года по 31 декабря 2011 года.
ЗАО "ЭКОПРОМ-ВОЛОГДА" направило предпринимателю Щапину А.Н. договор от 24 ноября 2010 года.
Предприниматель Щапин А.Н. договор не подписал, поскольку не согласился с некоторыми условиями данного договора.
В ходе урегулирования разногласий при заключении договора стороны не пришли к соглашению по содержанию пунктов 1.1, 1.4, 1.4.1, 3.4 договора, в связи с чем истец обратился с арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил иск частично, приняв пункты 1.1 и 3.4 договора в редакции истца в связи с признанием иска в данной части ответчиком; пункт 1.4 договора принят в редакции ответчика: "1.4. В случае доставки твердых бытовых отходов на полигон специализированным транспортом (мусоровоз или другой транспорт, имеющий отметку в ПТС о технических характеристиках (установка оборудования для прессования отходов) фактический объем поступающих отходов определяется исходя из объема кузова мусоровоза с учетом коэффициента уплотнения установки, согласно техническим характеристикам завода-изготовителя", пункт 1.4.1 исключен.
Апелляционная инстанция не может согласиться с решением суда в части принятия пункта 1.4 договора в редакции ЗАО "ЭКОПРОМ-ВОЛОГДА" по следующим основаниям.
Пункт 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Пункт 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
На основании анализа указанных норм права и положений спорного договора, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что договор является публичным, заключение которого обязательно для ЗАО "ЭКОПРОМ-ВОЛОГДА" как коммерческой организации, осуществляющей деятельность с учетом наличия доминирующего положения на рынке услуг по размещению твердых отходов в географических границах муниципального образования город Вологда.
У сторон имелись разногласия по пункту 1.4 договора в отношении определения объема поступающих на полигон отходов с применением коэффициента уплотнения.
Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) подлежат регулированию тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения твердых бытовых отходов).
Пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Постановление N 520) установлено, что тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов устанавливаются с применением одноставочного тарифа из расчета платы за 1 куб. метр или 1 тонну твердых бытовых отходов. Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам могут дифференцироваться с учетом различий в стоимости производства и реализации товаров и услуг для различных категорий потребителей.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 29.11.2010 N 335 "Об установлении тарифов на холодную воду, услуги по водоотведению и очистке сточных вод, по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для потребителей организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги на территории г. Вологда" (далее - Постановление РЭК N 335) установлен с 01.01.2011 для потребителей ЗАО "ЭКОПРОМ-ВОЛОГДА" тариф на услугу по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов в размере 78 руб. 84 коп./куб.м (без НДС).
Пунктом 5.3 постановления главы города Вологды от 26.01.2010 N 309 "Об утверждении порядка сбора, вывоза и утилизации отходов на территории муниципального образования "Город Вологда", введенным постановлением администрации города Вологды от 30.08.2010 N 4526, предусмотрено, что поступающие на полигон отходы подлежат входному контролю с занесением соответствующих данных в учетные документы (журналы учета поступающих отходов, акты сдачи-приемки, накладные, талоны на размещение отходов). Учет поступающих на полигон отходов ведется в метрах кубических (куб.м) в неуплотненном состоянии. В случаях, когда отходы доставляются специализированной техникой (мусоровозами), применяется коэффициент уплотнения.
На основании указанной нормы суд первой инстанции посчитал обоснованным применение коэффициента уплотнения при учете отходов, доставляемых на полигон специализированной техникой.
Апелляционная инстанция считает данный вывод незаконным.
Определением Арбитражного суда Вологодской области от 18 апреля 2011 года по делу N А13-3120/2011 принято к производству заявление индивидуального предпринимателя Бутусова Валерия Анатольевича и индивидуального предпринимателя Щапина Александра Николаевича к администрации города Вологды о признании недействующим абзаца первого пункта 5.3 постановления главы города Вологды от 26.01.2010 N 309 "Об утверждении Порядка сбора, вывоза и утилизации отходов на территории муниципального образования "Город Вологда". На дату принятия решения по настоящему делу 19 мая 2011 года дело N А13-3120/2011 по существу рассмотрено не было. Суд первой инстанции не воспользовался положениями пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не приостановил производство по делу N А13-295/2011 до разрешения дела N А13-3120/2011.
В суде апелляционной инстанции производство по настоящему делу было приостановлено до рассмотрения дела N А13-3120/2011.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Вологодской области от 05 августа 2011 года по делу N А13-3120/2011 удовлетворено заявление предпринимателя Щапина А.Н. и предпринимателя Бутусова В.А. к администрации города Вологды, при участии третьего лица - ЗАО "ЭКОПРОМ-ВОЛОГДА", о признании недействующими второго и третьего предложений абзаца первого пункта 5.3 Порядка сбора, вывоза и утилизации отходов на территории муниципального образования "Город Вологда", утвержденного постановлением главы города Вологды от 26.01.2010 N 309 "Об утверждении порядка сбора, вывоза и утилизации отходов на территории муниципального образования "Город Вологда", как несоответствующих статье 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и пункту 8 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
Данным решением установлено, что в соответствии с постановлением РЭК N 335 составляющими тарифа на услугу по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов являются объем (в куб.м) и стоимость одного куб.м (78 руб. 84 коп.), а коэффициент уплотнения в данном случае является третьей составляющей тарифа, поскольку фактически увеличивает объем принятых твердых бытовых отходов. Однако органам местного самоуправления не предоставлено право устанавливать тарифы на услуги по утилизации твердых бытовых отходов, а также вводить к ним надбавки и коэффициенты. В связи с этим второе и третье предложения абзаца первого пункта 5.3 Порядка сбора, вывоза и утилизации отходов на территории муниципального образования "Город Вологда", утвержденного постановлением главы города Вологды от 26.01.2010 N 309 "Об утверждении порядка сбора, вывоза и утилизации отходов на территории муниципального образования "Город Вологда" признаны не соответствующими закону и недействующими.
При таких обстоятельствах принятие пункта 1.4 договора от 24 ноября 2010 года в редакции ЗАО "ЭКОПРОМ-ВОЛОГДА" неправомерно. Решение суда в указанной части следует отменить и принять пункт 1.4 договора в редакции, предложенной предпринимателем Щапиным А.Н.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 мая 2011 года по делу N А13-295/2011 отменить в части принятия пункта 1.4 договора на прием и утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов на полигон г. Вологды (по факту) от 24 ноября 2010 года между закрытым акционерным обществом "ЭКОПРОМ-ВОЛОГДА" и индивидуальным предпринимателем Щапиным Александром Николаевичем в редакции закрытого акционерного общества "ЭКОПРОМ-ВОЛОГДА" и распределения судебных расходов.
Пункт 1.4 договора принять в редакции индивидуального предпринимателя Щапина Александра Николаевича: "1.4. В случае доставки твердых бытовых отходов на полигон специализированным транспортом фактический объем поступающих отходов определяется исходя из объема кузова мусоровоза".
Взыскать с закрытого акционерного общества "ЭКОПРОМ-ВОЛОГДА" (ОГРН 1063525116676) в пользу индивидуального предпринимателя Щапина Александра Николаевича (ОГРНИП 308352512500024) 4000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать закрытого акционерного общества "ЭКОПРОМ-ВОЛОГДА" (ОГРН 1063525116676) в пользу индивидуального предпринимателя Щапина Александра Николаевича (ОГРНИП 308352512500024) 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-295/2011
Истец: Предприниматель Щапин Александр Николаевич
Ответчик: ЗАО "ЭКОПРОМ-Вологда"
Хронология рассмотрения дела:
08.12.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3502/11