г. Москва |
|
12 декабря 2011 г. |
Дело N А41-4170/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2011 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
судей Ханашевича С.К., Черниковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Захаровой К.А.,
при участии в заседании:
от истца ЗАО "Совхоз имени Ленина" (ИНН: 50003009032, ОГРН: 1025000658099) - Сайкин П.Е. - представитель по доверенности б/н от 11 февраля 2011 года,
от ответчика ФГУ "Центральное ТУИО" Минобороны России (ОГРН: 1037715046467) (правопреемник ФГКЭУ "202 КЭЧ района" Минобороны России) - Дубков Д.И. - представитель по доверенности N 141/1/7/1712 от 29 и
от ответчика Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: 7704252261, ОГРН: 1037700255284) - Старостин А.Л. - представитель по доверенности N 207/320д от 29 июня 2011 года,
представители третьих лиц Войсковой части 51086, ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области в судебное заседание не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Московской области от 29 августа 2011 года по делу N А41-4170/11, принятое судьей Фаньян Ю.А., по иску Закрытого акционерного общества "Совхоз имени Ленина" к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации об исключении сведений о местоположении границ земельного участка, обязании освободить земельный участок, с участием третьих лиц Федерального государственного учреждения "Кадастровая палата" по Московской области, Войсковой части 51086,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Совхоз имени Ленина" (далее по тексту - ЗАО "Совхоз имени Ленина") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Войсковой части 51086 об исключении из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50: 21: 050404:12 (Московская область, Ленинский район, с/ Картинский),
- обязании Войсковой части 51086 освободить земельный участок с кадастровым номером 50: 21: 050404:225 (Московская область, Ленинский район, сельское поселение совхоз имени Ленина, вблизи дер. Апаринки, уч. N 9/1) (л.д.10-11 т.1).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлеченное Федеральное государственное учреждение "Кадастровая палата" по Московской области (далее по тексту - ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области).
Определением Арбитражного суда Московской области от 29 марта 2011 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Федеральное государственное квартирно-эксплутационное учреждение N 202 квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГКЭУ "202 КЭЧ района" Минобороны России) и Министерство обороны Российской Федерации (л.д.82-83 т.1).
Определением Арбитражного суда Московской области от 29 марта 2011 года Войсковая часть 51086 привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора (л.д.84-85 т.1).
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 августа 2011 года исковые требования ЗАО "Совхоз имени Ленина" удовлетворены.
Суд исключил из Государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:21:050404:12 (Московская область, Ленинский район, с/о Картинский).
Суд обязал Войсковую часть 51086 освободить земельный участок с кадастровым номером 50:21:050404:225 (Московская область, Ленинский район, сельское поселение совхоз имени Ленина, вблизи дер. Апаринки, уч. N 9/1).
Не согласившись с данным судебным актом, Войсковая часть 51086 обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (л.д. 2-3 т.2).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представителем ответчика ФГКЭУ "202 КЭЧ района" было заявлено ходатайство о замене ФГКЭУ "202 КЭЧ района" на его процессуального правопреемника Федеральное государственное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
В обоснование своего ходатайства заявитель сослался на то, что ФГКЭУ "202 КЭЧ района" Министерства обороны Российской Федерации реорганизовано приказом Министра обороны Российской Федерации N 1871 от 17 декабря 2010 года "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" путем присоединения к Федеральному государственному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (часть 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, ФГУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации является правопреемником ФГКЭУ "202 КЭЧ района" Министерства обороны Российской Федерации.
Частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает необходимым произвести замену ответчика ФГКЭУ "202 КЭЧ района" Министерства обороны Российской Федерации на его процессуального правопреемника Федеральное государственное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы Министерства обороны Российской Федерации поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска ЗАО "Совхоз имени Ленина" - отказать.
Представитель истца ЗАО "Совхоз имени Ленина" возражал против доводов апелляционной жалобы заявителя, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика ФГУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации поддержал доводы апелляционной жалобы заявителя, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска ЗАО "Совхоз имени Ленина" отказать.
Представители третьих лиц Войсковой части 51086, ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.
Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Совхоз имени Ленина" являлся собственником земельного участка площадью 25654000 кв.м. с кадастровым номером 50 21 050 404 0049 (свидетельство о государственной регистрации права 50 НА N 1404830 от 28 ноября 2006 года (л.д.26 т.1).
Впоследствии указанный земельный участок был размежеван, в результате чего был образован земельный участок площадью 2649877 кв.м., имеющий месторасположение: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение совхоз имени Ленина, вблизи дер. Апаринки, уч. N 9/1 с кадастровым номером 50:21:050404:225, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 50АА N 380116 от 04 августа 2010 года (л.д.21 т.1).
Данный земельный участок граничит с земельным участком площадью 192 000 кв.м., имеющим месторасположение: Московская область, Ленинский район, с/о Картинский, кадастровый номер 50:21:050404:12 категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
В соответствии с государственным актом АСС N 68 от 24 мая 1988 года исполнительного комитета Московского областного Совета народных депутатов земельный участок площадью 19,2 га был предоставлен для государственных надобностей, закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за квартирно-эксплуатационной частью (л.д.16 т.1).
Данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет органом кадастрового учета в 2004 году, что подтверждается выпиской из государственного кадастра недвижимости N 5021/203/10-17477.
Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона "Об обороне" земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации осуществляет, в том числе, управление федеральной собственностью.
Согласно статье 12 указанного закона Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" на Министерство обороны Российской Федерации возложены функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.
Таким образом, управление и распоряжение земельным участком с кадастровым номером 50:21:050404:12 осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Согласно заключению кадастрового инженера ООО "Миргео+" Кочаровского А.Г., земельный участок с кадастровым номером 50:21:050404:225 имеет наложение границ с земельным участком с кадастровым номером 50:21:050404:12. Общая площадь наложений 13 997 кв.м. (л.д.140-143 т.1).
По мнению истца, наложение границ земельных участков произошло в результате допущенной технической ошибки при постановке земельного участка с кадастровым номером 50:21:050404:12 на кадастровый учет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ" О Правительстве Российской Федерации".
Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года N 1847 "О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, поступления в орган кадастрового учета такого заявления или указанного решения суда. Орган кадастрового учета в случае поступления такого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку или не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, принять решение об отклонении такого заявления с обоснованием причин отклонения, направив данное решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении обратившемуся с таким заявлением лицу по указанному в заявлении почтовому адресу. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством функции по исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Ни Министерство обороны Российской Федерации, ни ФГКЭУ "202 КЭЧ района" Минобороны РФ (правопредшественник ФГУ "Центральное ТУИО" Минобороны России) не наделены полномочиями по исправлению технических ошибок в государственном кадастре недвижимости, а также исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о местоположении границ земельных участков.
Следовательно, Министерство обороны Российской Федерации и ФГКЭУ "202 КЭЧ района" Минобороны России являются ненадлежащими ответчиками по данному делу.
Кроме того, истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенных прав.
Из материалов дела видно, что истец действия (бездействия) кадастровой палаты об отказе исправить техническую ошибку в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не обжаловал.
Спор между сторонами о правах на земельный участок отсутствует.
Следовательно, у суда первой инстанции не было оснований для обязания Министерства обороны Российской Федерации исключить сведения из государственного кадастра недвижимости и освободить земельный участок.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а в удовлетворении иска ЗАО "Совхоз имени Ленина" к Министерству обороны Российской Федерации и Федеральному государственному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации следует отказать.
Истцом также было предъявлено требование об обязании Войсковой части 51086 освободить земельный участок с кадастровым номером 50: 21: 050404:225 (Московская область, Ленинский район, сельское поселение совхоз имени Ленина, вблизи дер. Апаринки, уч. N 9/1) (л.д.10-11 т.1).
Однако определением суда первой инстанции от 29 марта 2011 года по ходатайству ответчика Министерства обороны Российской Федерации Войсковая часть 51086 была исключена из числа ответчиков и привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора (л.д.84-85 т.1).
Частью третьей статьи 44 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ответчиками являются организации и граждане, к которым предъявлен иск.
По смыслу норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец самостоятельно при обращении в суд определяет лицо, к которому предъявляет иск.
В то же время в соответствии с частями 5 и 6 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при невозможности рассмотрения дела без участия другого ответчика арбитражный суд первой инстанции по ходатайству сторон или с согласия истца привлекает к участию в деле другого ответчика.
Следовательно, в рамках искового производства требования могут быть предъявлены истцом и удовлетворены арбитражным судом только к лицам, привлеченным в качестве ответчиков.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований к Войсковой части 51086 об освобождении земельного участка с кадастровым номером 50: 21: 050404:225, поскольку Войсковая часть 51086 была исключена из числа ответчиков и привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.
Кроме того, согласно справке Войсковой части 51086 от 07 декабря 2011 года N 354 Войсковая часть не является юридическим лицом. Положение о войсковой части носет гриф "секретно" и в соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации N 010 от 2005 года не может быть предоставлено.
Поскольку Войсковая часть 51086 не является юридическим лицом, производство по делу по иску ЗАО "Совхоз имени Ленина" к Войсковой части 51086 подлежит прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 августа 2011 года по делу N А41-4170/11 отменить.
Производство по делу по иску Закрытого акционерного общества "Совхоз имени Ленина" к Войсковой части 51086 прекратить.
В удовлетворении иска Закрытого акционерного общества "Совхоз имени Ленина" к Министерству обороны Российской Федерации и Федеральному государственному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - отказать.
Председательствующий |
Л.Н. Иванова |
Судьи |
С.К. Ханашевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-4170/2011
Истец: ЗАО "Совхоз им. Ленина", ЗАО "Совхоз имени Ленина"
Ответчик: В/Ч 51086, Министерство обороны РФ, ФГКЭУ "202 квартирно-эксплуатационная часть райна" Министерства обороны РФ
Третье лицо: ФГУ "Кадастравая палата" по МО, ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8672/11