г. Ессентуки |
|
12 декабря 2011 г. |
Дело N А61-567/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2011 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Винокуровой Н.В.,
судей: Жукова Е.В., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карповой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства финансов РСО-Алания на решение от 19.09.2011 по делу N А61-567/2011 Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания, принятое судьей Носенко М.С.,
по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Моздокские тепловые сети" (ИНН 1510000480, ОГРН 1021500918372, Республика Северная Осетия, Моздокский р-н, г. Моздок, ул. Первомайская, д. 37)
к Министерству труда и социального развития РСО-Алания (ИНН 1501003170, ОГРН 1021500582135, Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, ул. Бутырина, 29, 15), Министерству финансов РСО-Алания,
третьи лица: Правительство РСО-Алания, Управление Федерального казначейства РСО-Алания, МУ Управление социальной защиты населения по Моздокскому району РСО-Алания (ИНН 1510011467, ОГРН 1021500920946, Республика Северная Осетия - Алания, Моздокский р-н, г. Моздок, ул. Кирова, 41)
о взыскании 531 824 рублей 31 копейки,
при участии в судебном заседании от МУП "Моздокские тепловые сети": Ситниковой И.А. (доверенность N 71 от 27.01.11), Гетуновой Т.В. (доверенность N 015 от 05.12.2011),
УСТАНОВИЛ
муниципальное унитарное предприятие "Моздокские тепловые сети" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с исковым заявлением к Министерству труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания о взыскании суммы представленных мер социальной поддержки в размере 531824 рублей 31 копейки за период с 01.06.2008 по 31.12.2008.
Определениями от 17.05.2011 и 07.06.2011 судом первой инстанции к участию в деле в качестве в качестве второго ответчика привлечено Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены МУ Управление социальной защиты населения по Моздокскому району Республики Северная Осетия-Алания, Управление Федерального казначейства по Республике Северная Осетия-Алания, Правительство Республики Северная Осетия-Алания.
Решением от 19.09.2011 суд первой инстанции взыскал с публично-правового образования Республики Северная Осетия-Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания за счет средств казны Республики Северная Осетия-Алания в пользу истца задолженность в сумме 531 824 рублей 31 копейки за период с 01.06.2008 по 31.12.2008, а также 13 636 рублей 49 копеек в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины, а всего - 545 460 рублей 80 копеек, в иске к Министерству труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания отказал.
Решение суда первой инстанции мотивировано подтверждением материалами дела предоставлены истцом льгот.
Не согласившись с принятым решением, Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции от 19.09.2011 отменить.
Указывает на то, что Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания не является стороной договоров, заключенных истцом и Министерством труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания, на то, что Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания не имеет задолженности перед Министерством труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания по оплате теплоснабжения, финансирование было произведено в размере 100%, в ходе судебного заседания в суде первой инстанции стороны не пришли к общей сумме задолженности.
Правильность решения от 19.09.2011 проверена в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителя истца исследовав материалы дела, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований к отмене решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Согласно материалам дела истцом были предоставлены меры социальной поддержки (льготы) по оплате за отопление гражданам, имеющим право на это в соответствии с Законами Республики Северная Осетия-Алания от 05.03.2005 N 19-ФЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшим от политических репрессий" и от 05.03.2005 N 20-ФЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов".
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3. Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов социальной поддержки некоторых категорий граждан, в том числе ветеранов Великой Отечественной войны, лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.
Принцип самостоятельного осуществления указанными органами государственной власти принадлежащих им полномочий нашел свое отражение и в подпункте "ж" пункта 1 статьи 1 Закона N 184-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона N 184-ФЗ такие меры социальной поддержки граждан являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 года N 1761- 1 "О реабилитации жертв политических репрессий" расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Приведенные нормы корреспондируются положениям статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, где говорится, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении полномочий по предметам совместного ведения, указанным в пунктах 2 и 5 Закона N 184-ФЗ (абзац 3 части 1). Эти расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (абзац 1 части 2).
Таким образом, действующим законодательством закреплено, что меры социальной поддержки граждан определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично - правового образования.
В рамках реализации федеральных нормативных правовых актов были изданы нормативно-правовые акты субъекта, в том числе Закон Республики Северная Осетия-Алания от 5 марта 2005 года N 19-РЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" и Закон Республики Северная Осетия-Алания от 05.03.2005 N 20-РЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов".
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 16.02.2007 N 36 "О порядке возмещения в 2007 выпадающих доходов, связанных с предоставлением населению жилищно-коммунальных и транспортных услуг" утвержден Порядок возмещения выпадающих доходов, связанных с предоставлением населению жилищно-коммунальных и транспортных услуг, а именно через Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с заключаемыми договорами с организациями, предоставляющими меры социальной поддержки, на основании отчетов и соответствующих актов сверки, в пределах выделенных ассигнований, по мере их поступления из федерального бюджета.
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 08.07.2008 N 159 "О порядке возмещения в 2008 году выпадающих доходов, связанных с предоставлением населению жилищно-коммунальных и транспортных услуг" в целях сохранения на территории Республики Северная Осетия-Алания прав граждан на получение льгот по оплате жилых помещений и коммунальных услуг до 01.01.2009 продлено действие Порядка возмещения в 2007 выпадающих доходов, связанных с предоставлением населению жилищно-коммунальных и транспортных услуг, утвержденного постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 16.02.2007 N 36.
В соответствии с отчетом об использовании субсидий (субвенций), предоставленных из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на 01.01.2009 в 2008 году, а также согласно данным Приложения N 1 к Закону Республики Северная Осетия-Алания от 15.07.2009 N 31-РЗ "Об исполнении республиканского бюджета РСО-Алания за 2008 год" Российская Федерация в 2008 году исполнила свои обязательства перед субъектом и не может нести дополнительную ответственность перед хозяйствующим субъектом за предоставленные им льготы.
Соответствующие убытки (исковые требования), при их возникновении, должны компенсироваться из бюджета субъекта как расходные обязательства субъекта Российской Федерации.
Предметом деятельности истца является выполнение функций коммунального обслуживания населения, предприятий, учреждений и организаций, в том числе обеспечение теплоснабжением жилых домов (пункты 2 и 3 Устава истца) (л.д. 23, т. 1).
01.06.2008 между истцом (поставщик) и Министерством труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания (заказчик) были заключены следующие договоры: 19/1 - договор по обеспечению выполнения Закона Республики Северная Осетия-Алания от 05.03.2005 N 20-РЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов" и Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания "О порядке возмещения в 2008 выпадающих доходов, связанных с предоставлением населению жилищно-коммунальных и транспортных услуг" в части предоставления льгот по оплате за тепловую энергию установленным действующим законодательством категориям граждан, N 19/2 - договор по обеспечению выполнения Закона Республики Северная Осетия-Алания от 05.03.2005 N 20-РЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" и Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания "О порядке возмещения в 2008 выпадающих доходов, связанных с предоставлением населению жилищно-коммунальных и транспортных услуг" в части предоставления льгот по оплате за тепловую энергию установленным действующим законодательством категориям граждан.
Истец предоставлял услуги по льготной цене гражданам, указанным в перечисленных нормативных актах, что подтверждается материалами дела.
Министерством труда и социального развития Северная Осетия-Алания при рассмотрении дела в суде первой инстанции оспаривалось несвоевременность представления ответчику списка льготников, а также сами списки по существу (л.д. 49-100, т.1).
При этом представитель Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания в суде первой инстанции не смог пояснить, почему в представленном списке в графе "площадь" в нескольких местах стоит цифра "0", а также то, что в указанном списке числятся частные жилые дома, которые истцом не обслуживаются. На основании этого суд первой инстанции обоснованно счел, что список льготных категорий граждан, представленных Министерством труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания, не основан на фактических обстоятельствах дела и не может быть положен в основу принимаемого решения.
При этом Министерством труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания не была оспорена представленная истцом первичная документация о фактическом количестве льготников, Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания ссылалось лишь на тот факт, что льготники не отражены в компьютерной программе.
Пунктами 1.2. вышеуказанных договоров установлено, что заказчик (Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания) обеспечивает компенсацию расходов поставщика (истца) за услуги, предоставленные отдельным категориям граждан в июне-декабре 2008 года.
Пунктом 2 Постановления Правительства РСО-А "О порядке возмещения в 2007 выпадающих доходов, связанных с предоставлением населению жилищно-коммунальных и транспортных услуг" (продлено Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 08.07.2008 N 159 "О порядке возмещения в 2008 году выпадающих доходов, связанных с предоставлением населению жилищно-коммунальных и транспортных услуг", с изм. от 16.01 2008, 28.03.2008, 08.07.2008) на Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания возложена обязанность обеспечить финансирование выпадающих доходов в переделах утвержденных бюджетных назначений по мере поступления ассигнований из федерального бюджета, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан населения в части жилищно-коммунальных и транспортных услуг в соответствии с договорами между Министерством труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания и заинтересованными организациями, на основании отчетной документации.
Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Истец ежемесячно предоставлял Министерству труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания расчеты и акты сверки взаимных расчетов, а также ежеквартально направлял в органы статистики отчеты установленной формы, отчеты - сведения о предоставлении гражданам-льготникам соответствующих льгот, сведения о гражданах, имеющих право на льготы и данные о фактически понесенных истцом затратах (убытках) по предоставлению льгот по оплате за тепловую энергию определенной категории граждан.
Однако выпадающие доходы, образованные в результате предоставления услуг по льготной цене, не компенсированы.
Согласно расчетам истца о выпадающих доходах задолженность бюджета перед ним, образовавшаяся в результате предоставления услуг отдельным категориям граждан, составляет 531 824 рубля 31 копейку.
Факт предоставления услуг подтверждается материалами дела, в том числе соответствующими расчетами, первичной документацией, карточками начислений лицевого счета абонента-льготника, где установлено льготное начисление стоимости услуг, актом сверки количества льготников, подписанным истцом.
Истец неоднократно предоставлял Министерству труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания и Управлению социальной защиты населения по Моздокскому району результаты выполненной работы и просил подписать соответствующие акты.
В материалах дела имеется письмо истца с просьбой провести сверку льготников за ноябрь-декабрь 2008 исх. N 1015 от 25.10.2010 (получено ответчиком 27.10.2010, л.д. 17, т.1), оставленное без ответа.
Несмотря на то, что Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания не подписало акт сверки, суд первой инстанции правильно указал, что выполнение работ может подтверждаться односторонним актом приема-передачи самостоятельно или в совокупности с другими доказательствами, если заказчик уклоняется от приемки либо немотивированно отказывается от подписания акта приема-передачи (Определение ВАС РФ от 13.08. 2009 N ВАС-9730/09 по делу N А65-13718/2008-СГ5-54; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.02.2010 по делу N А53-14972/2009).
Представленные истцом доказательства в обоснование своих требований, в том числе списки льготной категории лиц, были оценены судом первой инстанции в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и расчет суммы иска правомерно признан обоснованным.
В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы, судам необходимо иметь в виду следующее.
В тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Данные споры носят экономический характер и поэтому подведомственны арбитражному суду (статья 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Необходимо учитывать, что публично-правовое образование может предотвратить возникновение у указанных организаций соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается.
Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (пункт 4 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете. С учетом этого суд первой инстанции обоснованно отклонил довод Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания о том, что заявленные истцом суммы не были заложены в Законе Республики Северная Осетия- Алания от 30 декабря 2010 N 63-РЗ "О республиканском бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (л.д. 128, т.1).
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06. 2006 N 23 ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания является ненадлежащим ответчиком по настоящему иску, доводы Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания относительно того, что в иске к Минфину Республики Северная Осетия-Алания следует отказать вследствие того, что оно является ненадлежащим ответчиком, не основаны на нормах законодательства, так как обязанность Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания компенсировать заявленные истцом к взысканию расходы возникает в силу закона, поэтому невыполнение Министерством труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания своих обязанностей по возмещению выпадающих доходов не может служить основанием для отказа в возмещении истцу фактически понесенных расходов в связи с выполнением федеральных законов, поскольку такой отказ противоречит статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно счел, что исковые требования о взыскании 531 824 рублей 31 копейки подлежат удовлетворению с публично-правового образования Республики Северная Осетия-Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания за счет средств казны Республики Северная Осетия-Алания.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания, которое от ее уплаты освобождено.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 19.09.2011 по делу N А61-567/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Винокурова |
Судьи |
Е.В. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-567/2011
Истец: МУП "Моздокские тепловые сети"
Ответчик: Министерство Труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания, Министерство труда и социального развития РСО-А, Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания, Минфин РСО - Алания
Третье лицо: Дадути А Н, МУ Управление социальной защиты населения по Моздокскому району РСО-Алания, Муниципальное учреждение- Управление социальной защиты населения по Моздокскому району Республики Северная Осетия-Алания, Правительство Республики Северная Осетия-Алания, Правительство РСО-А, Управление Федерального казначейства по Республике Северная Осетия-Алания, УФК по РСО-А