г. Хабаровск |
|
12 декабря 2011 г. |
А73-10429/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Харьковской Е. Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Мухенские электросети": представитель не явился;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Хабаровскому краю: Нуреева Ольга Владимировна, представитель по доверенности от 21.07.2011 N 163; Волокитина Юлия Юрьевна, представитель по доверенности от 07.04.2011 N 102;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мухенские электросети"
на решение от 07.11.2011
по делу N А73-10429/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мухенские электросети"
к Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Хабаровскому краю
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 31.08.2011 N 288
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мухенские электросети" (далее - ООО "Мухенские электросети", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Хабаровскому краю (далее - Инспекция, административный орган) от 31.08.2011 N 288 о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 7.11.2011 в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
Не согласившись с решением суда ООО "Мухенские электросети" обратилось с апелляционной жалобой в Шестой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества.
Инспекция в представленном отзыве, ее представители в судебном заседании, отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
ООО "Мухенские электросети", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, своего представителя в судебное заседание апелляционной инстанции не направило.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей Инспекции, Шестой арбитражный суд, установил следующее.
Инспекцией 12.08.2011 при проведении проверки ООО "Мухенские электрические сети", по вопросу полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов за период с 09.06.2011 по 09.08.2011 и порядка работы с денежной наличностью, проведенной на основании поручения от 10.08.2011 N 94, установлено:
Прием наличных денежных средств при оказании услуг за электромонтажные работы, технологическое присоединение, автоуслуги осуществляются ООО "Мухенские электрические сети" в кабинете с табличкой "7 Касса: старший бухгалтер, бухгалтер - кассир", в котором установлен контрольно-кассовый аппарат модели "ОКА-102К" заводской номер 00301588. принадлежащий ООО "Мухенские электрические сети", находятся рабочие места старшего бухгалтера и бухгалтера-кассира. Данный кабинет закрывается на одну деревянную дверь, имеет пластиковые окна. Внутренняя дверь, изготовленная в виде стальной решетки, металлические решетки на окнах, окошко для выдачи денег, огнетушитель отсутствуют. В кабинете имеется сейф для хранения денег, установленный на металлической полке, которая прикреплена металлическими болтами к строительным конструкциям стены. Сейф прикреплен к данной полке и к стене также металлическими болтами. В сейфе на момент проверки находились наличные денежные средства в сумме 34788 руб. 75 коп. Дневная выручка, согласно снятому Z-отчету N 0356 от 10.08.2011 г.., составила 550 руб. 00 коп., выдано из кассы 10.08.2011 г.. - 2670 руб. Согласно кассовой книге остаток денежных средств на 10.08.2011 составляет 36908 руб. 75 коп.
В проверяемом периоде ООО "Мухенские электрические сети" имело наличные денежные средства и совершало с ними кассовые операции: прием, выдача и хранение наличных денежных средств, что подтверждается записями в кассовой книге.
В ходе проведения проверки установлено несоблюдение обществом порядка хранения свободных денежных средств, выразившееся в отсутствии обособленного, изолированного помещения кассы, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения наличных денежных средств.
Результаты проверки отражены в акте проверки полноты учета выручки от 12.08.2011 N 51.
По результатам проверки главным государственным налоговым инспектором Нуреевой О. В. в присутствии законного представителя общества - и.о. директора Чегодаева О. В. составлен протокол N 423 от 24.08.2011 об административном правонарушении.
31.08.2011 Инспекцией в присутствии законного представителя общества - и.о. директора Чегодаева О. В., вынесено постановление N 288 о привлечении ООО "Мухенские электрические сети" к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обжаловало его в суд, который отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего
Согласно статье 15.1 КоАП РФ, нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся, в том числе в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок) для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу.
В соответствии с пунктом 29 Порядка руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение), предназначенную для приема, выдачи и временного хранения наличных денег и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк.
Пунктом 3 Приложения N 3 к Порядку ведения кассовых операций предусмотрены требования по технической укрепленности и оборудованию помещений касс предприятий: помещение кассы должно быть изолированным от других служебных и подсобных помещений; располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий; иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки; закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу, и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки, открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы; оборудоваться специальным окошком для выдачи денег; иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, прочно прикрепленный к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами; располагать исправным огнетушителем.
В ходе проверки налоговая инспекция установила, что обособленное подразделение общества, в котором хранятся денежные средства, не оборудовано кассовой комнатой в соответствии с требованиями законодательства, а именно: в помещении, в котором установлен контрольно-кассовый аппарат модели "ОКА-102К" заводской номер 00301588. принадлежащий ООО "Мухенские электрические сети", находятся рабочие места старшего бухгалтера и бухгалтера-кассира. Данный кабинет закрывается на одну деревянную дверь, имеет пластиковые окна. Внутренняя дверь, изготовленная в виде стальной решетки, металлические решетки на окнах, окошко для выдачи денег, огнетушитель отсутствуют. В кабинете имеется сейф для хранения денег, установленный на металлической полке, которая прикреплена металлическими болтами к строительным конструкциям стены. Сейф прикреплен к данной полке и к стене также металлическими болтами.
В соответствии с пунктом 2 Приложения указанные требования распространяются на все объекты (вновь проектируемые, реконструируемые и технически перевооружаемые) расположенные на территории Российской Федерации независимо от их ведомственной принадлежности.
Сам по себе факт отсутствия изолированного помещения, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения наличных денег, не образует состав правонарушения по статье 15.1 Кодекса. Привлекая общество к административной ответственности за несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, административный орган должен доказать наличие у общества свободных денежных средств, их размер и факт хранения.
В материалы дела представлены документы, свидетельствующие о том, что общество имело свободные денежные средства и совершало с ними операции, не имея при этом изолированного помещения кассы, оборудованного в соответствии с требованиями пунктов 29 и 30 Порядка ведения кассовых операций.
Так, согласно материалам дела, общая сумма выручки за период с 09.06.2011 по 09.08.2011 составила 238840руб. 02.08.2011 ошибочно пробит чек на сумму 1800 руб., в результате, выручка, скорректированная с учетом ошибочно пробитого чека, составила 237040руб, которая оприходована в кассу предприятия (сч. 62.1). Также в кассу предприятия за проверяемый период поступили денежные средства с расчетного счета в сумме 840000руб. (сч. 51), был произведен возврат выданных под отчет денежных средств в сумме 26815 руб. (сч.71.1). Всего в кассе за проверяемый период оприходовано денежных средств в сумме 1 103855руб., из которых было выдано на заработную плату 949295.66руб. (сч. 70), выдано под отчет 169503 руб. (сч. 71.1) выдано на проезд работникам организации 3760 руб. (сч. 76.4), выдано алиментов 3773руб. 35коп. (сч. 57.1) выдано 2100 руб. (сч.76.5).
Учитывая изложенное, административный орган обоснованно усмотрен в действиях общества признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.
Ссылка общества на Решение Верховного Суда РФ от 20.07.2011 N ГКПИ11 -484 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими абзаца первого пункта 29 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40, и приложения N 3 к этому Порядку" не принимается судом.
Нарушение порядка хранения денежных средств является одним из оснований для привлечения к ответственности по статье 15.1 КоАП РФ, что прямо следует из диспозиции указанной нормы.
Кроме того, нарушение порядка хранения денежных средств охватывается также понятием - нарушение порядка ведения кассовых операций, ответственность за которое также предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ, поскольку пункт 3 Порядка ведения кассовых операция прямо предусматривает обязанность каждого предприятия, для осуществления расчетов наличными деньгами, в том числе, иметь кассу.
Отсутствие у ООО "Мухенские электросети" кассы, оборудованной в определенном законом порядке, установлено, и не отрицается обществом.
Установив фактические обстоятельства и исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ, подтверждается доказательствами по настоящему делу и отсутствии правовых оснований для отмены постановления Инспекции от 31.08.2011 N 288.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
В полном соответствии с имеющимися доказательствами судом первой инстанции определены фактические обстоятельства дела. Нарушений в правильности применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 211 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 07.11.2011 по делу N А73-10429/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-10429/2011
Истец: ООО "Мухенские электросети", ООО "Мухенские электросети" (представитель-Гордейчик А. В.)
Ответчик: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы РОССИИ N4 по Хабаровскому краю
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5429/11