г. Ессентуки |
|
12 декабря 2011 г. |
Дело N А63-6085/2011 |
07 декабря 2011 года объявлена резолютивная часть постановления.
12 декабря 2011 года постановление изготовлено в полном объеме.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Фриева А.Л.,
судей: Джамбулатова С.И., Марченко О.В.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Тохунц О.Г.,
рассмотрев апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.10.2011 по делу N А63-6085/2011
по иску государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс" (ОГРН 1022601958610, ИНН 2635060510) в лице Минераловодского филиала к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360) в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю (ОГРН 1022601972678, ИНН 2634025383), Ставропольскому краю в лице Министерства финансов Ставропольского края (ОГРН 1022601983337, ИНН 2634038135), администрации Минераловодского муниципального района (ОГРН 1022601457240, ИНН 2630029316), с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N 10 "Солныщко", о взыскании 10 630 руб. 27 коп. компенсации затрат, связанных с предоставлением льгот (судья Мисникова О.А.),
в отсутствие представителей других лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, а также путем размещения информации в сети "Интернет",
УСТАНОВИЛ
государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс" в лице Минераловодского филиала (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковыми требованиями к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, Ставропольскому краю в лице Министерства финансов Ставропольского края, администрации Минераловодского муниципального района, с привлечением третьего лица: муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N 10 "Солнышко" п. Анджиевского Минераловодского района, о взыскании 10 630 руб. 27 коп. затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в период с 01.01.2009 по 31.12.2009 педагогическим работникам, имеющему право на бесплатную жилую площадь с отоплением в соответствии с Законом РФ "Об образовании".
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 06.10.2011 заявленные требования удовлетворены частично. Суд взыскал с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636) за счет средств Казны Российской Федерации в пользу предприятия 9 008 руб. 70 коп. задолженности. В остальной части заявленных требований, а также в отношении требований к Ставропольскому краю в лице Министерства финансов СК и администрации Минераловодского муниципального района в иске отказано. Судебный акт мотивирован тем, что отсутствие денежных средств не является основанием для отказа в возмещении расходов в связи с предоставлением льгот.
Не согласившись с данным решением суда, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель считает, что социальная поддержка и социальное обслуживание на оплату жилых помещений и коммунальных услуг относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, в связи с чем надлежащим ответчиком по возмещению убытков, причиненных в результате предоставления льгот по оплате природного газа на отопление, является Ставропольский край. По мнению заявителя, Ставропольский край как субъект Российской Федерации определил пределы своей финансовой ответственности по предметам совместного ведения, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, в связи с чем финансирование осуществлялось в пределах отчетов о фактически произведенных расходах.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, но о времени и месте судебного заседания считаются извещенными надлежащим образом в соответствии с пунктами 4,5,14 Постановления Пленума ВАС РФ N 12 от 17.02.2011 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие. Доказательства их извещения имеются в деле.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и апелляционную жалобу, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о необходимости оставления без изменения обжалуемого решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, предприятие на основании пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции от 21.07.2005 N 100-ФЗ) в период с 01.01.2009 по 31.12.2009 предоставляло льготы по оплате тепловой энергии педагогическим работникам МДОУ детский сад N10 "Солнышко" п. Анджиевского (Григорьевой Т.М., Губиной В.Н., Шубиной Л.В., Дубиной Г.В., Васневой А.В., Рогожкиной А.Н., Шахсуварян СВ., Василенко Е.В.).
В подтверждение понесенных расходов и их размера предприятие представило список педагогов МДОУ детский сад N 10 "Солнышко", имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате за тепловую энергию в 2009 году, согласованный с УТиСЗН г. Минеральные Воды и Минераловодского района, справки в подтверждение места работы и справки администрации пос. Анджиевский о составе семьи педагогических работников, реестр затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки за 2009 год, сводную справку к реестру, расчет задолженности по лицевым счетам N 61407, N 59798, N 70511, N 59432, N 60294, N 70509, N 59732, N 70601, свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество педагогов.
В связи с отсутствием возмещения расходов по предоставлению льгот педагогам МДОУ детский сад N 10 "Солнышко", за исключением педагогов Григорьевой Т.М., Губиной В.Н., Шубиной Л.В., Дубиной Г.В., Васневой А.В., Рогожкиной А.Н., Шахсуварян СВ. и Василенко Е.В, предприятие обратилось в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации оказанные услуги должны быть оплачены в полном объеме. Законом Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 не предусмотрена возможность неполного компенсирования расходов, понесенных по исполнению Закона.
Так, в соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона N 52-ФЗ от 06.05.03 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Статьей 4 Закона Ставропольского края N 42-кз от 01.08.05 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности" установлено, что органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края вправе устанавливать меры социальной поддержки работников муниципальных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, в соответствии с федеральным законодательством и с учетом положений настоящего Закона.
Во исполнение Закона Ставропольского края N 42-кз от 01.08.05 Решением Минераловодского Совета от 28.07.09 N 28/408 на 2009 год утверждено Положение о дополнительных мерах социальной поддержки педагогических работников, работающих в муниципальных учреждениях образования Минераловодского муниципального района Ставропольского края и проживающих в сельской местности.
В соответствии с абз. 2 пункта 3 Положения дополнительные меры социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения предоставляются педагогическим работникам в пределах норматива потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления, по выбору, в виде ежемесячной денежной выплаты либо в натуральном выражении.
В соответствии с утвержденным Положением, финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогических работников, работающих в муниципальных учреждениях образования, осуществляется в пределах средств бюджета Минераловодского муниципального района в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 377 от 27.06.2003 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Статья 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет виды расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета. К ним, в частности, относится финансовое обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, которое приводит к увеличению бюджетных расходов бюджетов других уровней.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Согласно положениям Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий допускается только с одновременной передачей денежных средств, необходимых для их исполнения.
Отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством. Совместное финансирование расходов на указанные цели не может быть расценено как допускающее установление Российской Федерацией обязанности по финансированию на субъект Российской Федерации, либо в последующем на муниципальное образование за счет собственных доходов. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Данное положение следует также из Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в котором указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с предоставлением потребителям бесплатно, или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что убытки предприятия, связанные с предоставлением мер социальной защиты по оплате бесплатно поставленной тепловой энергии за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 педагогам МДОУ детский сад N 10 "Солнышко" в соответствии с законом РФ "Об образовании" должны возмещаться за счет средств казны Российской Федерации.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы о надлежащем ответчике по возмещению убытков, причиненных в результате предоставления льгот по оплате природного газа на отопление, является Ставропольский край, судом апелляционной инстанцией не принимается, по следующим основаниям.
При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Однако статья 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не предусматривает финансирование этих льгот за счет средств бюджета субъекта российской Федерации.
Согласно пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 суммы убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, подлежат взысканию с публично-правового образования за счет его казны.
Апелляционный суд считает правильным вывод суда об обязании возмещения заявленных в данном деле расходов с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, поскольку при взыскании денежных средств с Российской Федерации за счет казны решение будет исполняться именно за счет казны Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством. Суд правильно применил положения статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации у РФ возникают расходные обязательства.
Таким образом, в рассматриваемом случае, из федерального бюджета бюджету Ставропольского края на финансирование мероприятий по обеспечению льготами выделялись субвенции, являющиеся в соответствии со статьей 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходными обязательствами Российской Федерации, в связи с чем финансирование соответствующей льготы являлось расходным обязательством Российской Федерации.
Как правильно установил суд первой инстанции, собственных денежных средств на реализацию вышеуказанного закона в бюджете Ставропольского края на 2009 год не предусматривалось, фактические расходы истца по предоставлению льгот гражданам по оплате потребленного природного газа на отопление, имеющим право на льготы в соответствии с Законом РФ "Об образовании", предприятию не возмещены.
Сведений о выделении денежных средств на финансирование указанных льгот в 2009 году Минфин России не представил, доказательств выполнения действий по погашению образовавшейся задолженности в материалы дела не представлено, при этом отсутствие денежных средств не является основанием для отказа в предоставлении льгот.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что федеральные органы власти не обеспечили в полном объеме Ставропольский край финансовыми средствами на исполнение Закона РФ "Об образовании", в связи с чем заявленные убытки подтверждены материалами дела и подлежат возмещению, за исключением суммы, составляющей НДС. В удовлетворении заявленных требований в отношении Ставропольского края в лице Министерства финансов Ставропольского края и администрации Минераловодского муниципального района, г. Минеральные Воды суд правильно отказал, поскольку указанные лица не являются надлежащими ответчиками.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для изменения или отмены судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.10.2011 по делу N А63-6085/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Л. Фриев |
Судьи |
С.И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-6085/2011
Истец: ГУП "Ставрополькрайтеплоэнерго" в лице Петровского филиала, ГУП Ставропольского края "Крайтеплоэнерго" в лице Минераловодского филиала ГУП СК "Крайтеплоэнерго"
Ответчик: Администрация Минераловодского муниципального района, Министерство финансов СК г. Ставрополь, Министерство Финансов Ставропольского края, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, Ставропольский край в лице Министерства финансов Ставропольского края
Третье лицо: МДОУ детский сад N 10 "Солнышко"