г. Москва |
|
12 декабря 2011 г. |
Дело N А40-75829/11-92-638 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2011 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: |
Цымбаренко И.Б., Свиридова В.А. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Кобяковой И.Г. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "Торговая сеть"Вещь!"МО"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 17 октября 2011 года по делу N А40-75829/11-92-638, судьи Уточкина И.Н.
по заявлению ООО "Торговая сеть"Вещь!"МО" (ОГРН 1035003381907, 109316, г.Москва, Остаповский проезд, д.5, стр.1)
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по городу Москве
об оспаривании постановления
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Торговая сеть "Вещь!" МО" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве (далее - ответчик) о признании незаконными и отмене постановлений от 21.06.2011 г.. N N 451-11/2990М, 451-11/2989М, 451-11/2988М, 451-11/2991М о назначении административного наказания; представления от 21.06.2011 г. об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
Решением от 17.10.2011 г. суд отказал в удовлетворении заявленных требований. При принятии данного решения суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые постановления и порядок их принятия соответствуют закону, административным органом были установлены событие и состав правонарушения, в том числе вина общества в совершении вмененного правонарушения. Процедуру привлечения общества к административной ответственности суд посчитал соблюденной.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, удовлетворить заявленные обществом требования в полном объеме, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на отсутствие в действиях общества состава вменяемого административного правонарушение и допущенные административным органом существенные нарушения процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, обществом были заключены следующие договоры купли-продажи товаров легкой промышленности, готовой женской и мужской одежды: договор от 25.11.2010 г. N D01050 с "TEKIN TEKSTIL SAN. DIS. TICL. TD STI" (Турция); договор от 30.08.2010 г. N D00965 с "GEZICI TEKSTIL INS HAFR SAN VE TIC LTD STI" (Турция); договор от 17.12.2010 г. N D01019 с "POLE GIYIM SAN.TIC.LTD.STI" (Турция); договор от 15.12.2010 г. N D01021 с фирмой "ULUISIK TEKSTIL END SAN. DIS TIC. LTD.STI" (Турция).
На основании данных контрактов в уполномоченном банке "Московский Кредитный Банк" (ОАО) обществом были оформлены паспорта сделки N N 11010038/1978/0000/2/0, 10090002/1978/0000/2/0, 10120112/1978/0000/2/0, 10120112/1978/0000/2/0.
В рамках исполнения Договора общество импортировало товары, оформленные ГТД N N 10001020/220211/0000110 (дата штампа "выпуск разрешен" - 22.02.2011 г.), 10001022/231210/0000279 (дата штампа "выпуск разрешен" - 23.12.2010 г.), 10001022/241210/0000281 (дата штампа "выпуск разрешен" - 24.12.2010 г.), 10001022/210211/0000037 (дата штампа "выпуск разрешен" - 21.02.2011 г.).
В соответствии с п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Закона, а также вести установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Положением Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 г. N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банк подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществлении уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" определен порядок представления резидентом подтверждающих документов и информации в уполномоченные банки.
Согласно пункту 2.4 названного Положения резидент представляет в банк паспорта сделки подтверждающие документы одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D"), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации, за исключением случая, указанного в абзаце третьем настоящего пункта.
В соответствии с приведенной нормой в настоящем случае общество должно было представить в уполномоченный банк подтверждающие документы и справки о подтверждающих документах в срок не позднее 09.03.2011 г., 07.01.2011 г., 08.01.2011 г., 08.03.2011 г. соответственно.
Между тем фактически справки о подтверждающих документах по вышеназванным ГТД представлены заявителем в уполномоченный банк только 11.03.2011 г., 17.01.2011 г., 17.01.2011 г. и 11.03.2011 г., то есть с нарушением установленного Положением Центрального банка Российской Федерации N 258-П срока.
12.05.2011 г. уполномоченным должностным лицом составлены протоколы об административных правонарушениях N N N 10001000-322/2011, N 10001000-323/2011, N 10001000-324/2011, N 10001000-325/2011, в которых зафиксирован факт невыполнения обществом в установленный срок обязанности по соблюдению установленного порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
21.06.2011 г. уполномоченным должностным лицом Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве вынесены постановления N N 451-11/2990М, 451-11/2989М, 451-11/2988М, 451-11/2991М о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, в виде административного штрафа в размере 40.000 руб.
Полагая, что названные постановления являются незаконными, нарушают его права и законные интересы, заявитель обратился в Арбитражный суд города Москвы с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Судом апелляционной инстанции установлено, что протокол об административном правонарушении составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным органом при надлежащем извещении заявителя и его законного представителя о дате, месте и времени проведения указанных процессуальных действий, с соблюдением срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно разъяснениям, данным в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", административным органом допущено не было.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции правомерно исходил из законности и обоснованности данного постановления административного органа.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка и (или) сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок.
Согласно п.п. 1, 2 п. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Порядок представления резидентом подтверждающих документов и информации в уполномоченные банки установлен Положением Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 г. N 258-П (далее - Положение).
Как установлено с п.п. 2.2, 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации N 258-П от 01.06.2004 г., резидент представляет в уполномоченный банк документы в установленном уполномоченным банком порядке и в согласованный с уполномоченным банком срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы графа "D"), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации.
Согласно п. 1.3 Указания Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 г.. N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж", справка о подтверждающих документах, указанная в п. 2.2 Положения N 258-П и составляемая в соответствии с приложением 1 к Положению N 258-П, является формой учета по валютным операциям для резидентов и представляется в уполномоченный банк в порядке и в сроки, установленные Положением N 258-П.
На основании ст. 25 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, общество было обязано представить в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах по выше указанным ГТД в срок не позднее 09.03.2011 г., 07.01.2011 г., 08.01.2011 г., 08.03.2011 г. соответственно.
Однако справки о подтверждающих документах по вышеназванным документам представлена заявителем в уполномоченный банк только 08.12.2010 г., то есть с нарушением установленного Положением Центрального банка Российской Федерации N 258-П срока.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что заявителем не соблюдены требования п. 2 ч. 1 ст. 24 Федерального закона, п. 2.4 Положения N 258-П, то есть совершено административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Доказательств того, что обществом своевременно предпринимались какие-либо меры, направленные на соблюдение требований валютного законодательства, в материалах дела не имеется, суду первой и апелляционной инстанции не представлено. Доказательств отсутствия у общества возможности соблюдения требования валютного законодательства в материалах дела также не имеется.
О вине общества в допущенном нарушении свидетельствует не совершение им предусмотренных нормами валютного законодательства действий, которые общество должно было и имело возможность совершить в установленные законодательством сроки. Обществом не представлены доказательства невозможности принятия всех исчерпывающих мер для своевременного исполнения своей обязанности.
Таким образом, в действиях общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения заявителя к административной ответственности не истек.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено полномочным должностным лицом.
Наказание назначено в пределах санкции ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Судом отклоняется довод заявителя о малозначительности совершенного административного правонарушения по следующим основаниям.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В настоящем случае, исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая, что о высокой степени общественной опасности посягательств на интересы государства в области реализации единой государственной валютной политики, обеспечения устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка, свидетельствуют годичный срок давности привлечения к административной ответственности и проведение административного расследования, суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ оснований для освобождения общества от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения.
Кроме того, осуществляя внешнеторговую деятельность, заявитель обязан был знать и соблюдать нормы валютного законодательства, предвидеть вредные последствия своего бездействия, а также обеспечить выполнение всех зависящих от него мер по предотвращению правонарушения.
Обстоятельства, на которые ссылается общество в обоснование малозначительности правонарушения, фактически могли бы рассматриваться в качестве смягчающих ответственность в соответствии со ст. ст. 4.1, 4.2 КоАП РФ. Между тем оспариваемым постановлением административное наказание назначено в минимальном размере.
Доводы апелляционной жалобы о составлении протоколов об административных правонарушениях неуполномоченным лицом не принимаются во внимание судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с изданием приказа Федеральной таможенной службы от 16.07.2010 г. N 1355дсп "Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности" приказ от 05.02.2009 г. N125 признан утратившим силу с 16.07.2010 г.
В рассматриваемом случае протоколы об административных правонарушениях в отношении заявителя составлены Главным государственным таможенным инспектором отдела таможенной инспекции Внуковской таможни 12.05.2011 г.
Таким образом, на момент составления протоколов об административных правонарушениях Приказ Федеральной таможенной службы от 05.02.2009 г. N 125 не имел правовой силы.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
В силу п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов и агентов валютного контроля наделены правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ.
Как установлено пунктом 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 г. N 459 Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173-Фз "О валютном регулировании и валютном контроле", агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.
Таким образом, Федеральная таможенная служба и ее таможенные органы являются агентами валютного контроля.
Согласно ч. 4 ст.28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с ч.ч.1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Федеральной таможенной службы от 15.03.2005 г. N 198 "О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание" утвержден перечень должностных лиц таможенных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ.
Как следует из пунктов 2.2, 3.2 названного Перечня должностных лиц таможенных органов Российской Федерации уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, и осуществлять административное задержание, главный государственный таможенный инспектор наделен полномочиями составлять протоколы об административном правонарушении.
Таким образом, вопреки доводам заявителя, оснований для вывода о составлении протоколов неуполномоченным лицом у апелляционного суда не имеется.
Исходя из вышесказанного, вывод суда первой инстанции о законности и обоснованности оспариваемого постановления и, как следствие, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований, является правомерным.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда и не могут повлечь его безусловную отмену.
Руководствуясь ч.5N ст. 211, ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 17 октября 2011 года по делу N А40-75829/11-92-638 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.А. Москвина |
Судьи |
И.Б. Цымбаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-75829/2011
Истец: ООО "Торговая сеть "Вещь!" МО", ООО "Торговая сеть"Вещь!"МО"
Ответчик: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Территориальное управление по городу Москве