г. Санкт-Петербург |
|
13 декабря 2011 г. |
Дело N А56-31898/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2011 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Фокиной Е.А., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.
при участии:
от заявителя: Ващановой В.В. по доверенности от 01.04.2011; Соловьевой Г.А. по доверенности от 26.07.2011 ; Воробей В.В. - директор ;
от заинтересованного лица: Водяный В.В. по доверенности от 04.07.2011 N 011-25/17427;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19410/2011) ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.09.2011 по делу N А56-31898/2011 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению ОАО "ЖилКомЭнерго"
к ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
ОАО "ЖилКомЭнерго" (188680, Ленинградская область, Всеволожский район, поселок Колтуши, дом 32, ОГРН 1054700098320, далее- общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области (188640, г.Всеволожск, Колтушское шоссе, д.138-А, далее- налоговый орган) от 17.05.2011 N 16/047 о привлечении общества к административной ответственности по ст.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что у общества отсутствует возможность оприходования денежных средств, полученных в выходные дни в территориально отдаленном подразделении (баня) в головную кассу предприятия в день их получения. Полученная выручка в полном объеме оприходуется в течение 1-2 рабочих дней, следующих после выходных и праздников, что подтверждается представленными доказательствами.
Решением суда первой инстанции заявленные ОАО "ЖилКомЭнерго" требования удовлетворены в полном объеме. Признано незаконным и отменено постановление ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области от 17.05.2011 N 16/047 в связи с отсутствием вины общества во вменяемом ему правонарушении.
Не согласившись с решением суда, налоговый орган направил апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе налоговый орган согласился с пропуском срока давности привлечения общества к административной ответственности по эпизодам, зафиксированным в акте проверки до 17.03.2011.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы (по эпизодам от 19.03.2011 до 27.03.2011) по тем основаниям, что суд первой инстанции не полностью исследовал материалы дела и неправильно применил нормы материального права. Представитель налогового органа пояснил, что распорядительные документы и учетная политика организации не могут каким-либо способом изменять установленные законодательством правовые нормы, согласно которым сдавать выручку на следующий день имеют право только те организации, которые находятся в населенном пункте, в котором отсутствуют банки и предприятия Госкомсвязи России.
Представитель общества в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, возражения изложил в отзыве и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу налогового органа без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 10.05.2011 на основании поручения от 27.04.2011 N 16-046 налоговым органом проведена проверка выполнения ОАО "ЖилКомЭнерго" требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", соблюдения условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций за период с 08.01.2011 по 10.04.2011, расположенным по адресу: 188680, Ленинградская область, Всеволожский район, п. Колтуши, д.32.
По результатам проверки 10.05.2011 составлен акт проверки N 4703/007 в котором отражены нарушения порядка работы с денежной наличностью, выразившиеся в неоприходовании выручки по ККТ "ЭЛВЕС-МИКРО-К" в проверяемом периоде, по следующим дням:
- за 08.01.2011, 09.01.2011 оприходована 11.01.2011(приходный кассовый ордер N 3;
- за 15.01.2011, 16.01.2011 оприходована 18.01.2011 (приходный кассовый ордер N 28 от 18.01.2011);
- за 22.01.2011, 23.01.2011 оприходована 25.01.2011 (приходный кассовый ордер N 52);
- за 29.01.2011, 30.01.2011 оприходована 31.01.2011 (приходный кассовый ордер N 74);
- за 05.02.2011, 06.02.2011 оприходована 07.02.2011 (приходный кассовый ордер N 102);
- за 12.02.2011, 13.02.2011 оприходована 15.02.2011 (приходный кассовый ордер N 135);
- за 19.02.2011, 20.02.2011 оприходована 22.02.2011 приходный кассовый ордер N 162;
- за 26.02.2011, 27.02.2011 оприходована 01.03.2011 (приходный кассовый ордер N 190);
- за 05.03.2011, 06.03.2011 оприходована 09.03.2011 (приходный кассовый ордер N 206);
- за 12.03.2011, 13.03.2011 оприходована 14.03.2011 (приходный кассовый ордер N 236);
- за 19.03.2011, 20.03.2011 оприходована 22.03.2011 (приходный кассовый ордер N 264);
- за 26.03.2011, 27.03.2011 оприходована 29.03.2011 (приходный кассовый ордер N 305).
Также установлено неполное оприходование выручки по ККТ "Касби-02К". По фискальному отчету за 12.02.2011 выручка составила 211 742,88 рублей, тогда как в кассовой книге организации оприходовано по приходному кассовому ордеру N 124 от 12.02.2011 - 210 417,76 рублей.
Посчитав, что обществом нарушен пункт 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40, налоговым органом 10.05.2011 составлен протокол об административном правонарушении N16-051.
На основании материалов административного дела и протокола об административном правонарушении от 10.05.2011 N 16-051 и.о. начальника ИФНС Росси по Всеволожскому району Ленинградской области вынесено постановление 16/047 о привлечении ОАО "ЖилКомЭнерго" к административной ответственности по ст.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.
Общество не согласилось с данным постановлением административного органа по тем основаниям, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, налоговым органом не доказана вина общества. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования общества, правомерно установил отсутствие в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Объективной стороной правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является ряд действий налогоплательщика, перечень которых приведен в указанной статье:
- осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;
- неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;
- несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств;
- накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Таким образом, в данной статье приведен четко обозначенный перечень нарушений, которые подпадают под понятие "нарушение порядка работы с денежной наличностью".
Поскольку диспозиция статьи 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях является бланкетной, то в каждом конкретном случае привлечения виновного лица к административной ответственности следует устанавливать, какое правило нарушено.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагается функция по определению порядка ведения кассовых операций.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3 Порядка, для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Согласно постановлению Госкомстата Российской Федерации от 18.08.1998 N 88 кассовая книга является унифицированной формой первичной учетной документации и применяется для учета поступлений и выдачи наличных денег организации в кассе.
Согласно пунктам 22 - 24 Порядка ведения кассовых операций все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, записи в которую производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Основным критерием установления факта неоприходования (неполного оприходования) денежной наличности в кассу организации является превышение кассовой наличности с кассовыми отчетами формы КО-4, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88, и с данными регистров бухгалтерского учета по счетам 50 "Касса" и 90-1 "Выручка".
Под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе своевременное отражение всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия.
Из оспариваемого постановления следует, что обществу вменяется неоприходование выручки по 25 эпизодам (с 08.01.2011 по 27.03.2011).
Однако материалами дела факт неоприходования денежных средств не подтверждается, напротив, книгой учета принятых и выданных кассиром денежных средств по форме КО-5 за спорный период приходными и расходными ордерами подтверждается, что выручка проверяемого обособленного объекта- -бани, расположенной в поселке Военково, оприходована заявителем в полном объеме на следующий, после выходных, рабочий день в кассе общества. Данный факт налоговый орган не отрицает. Следовательно, в данном случае имеет место быть несвоевременное оприходование денежных средств по четырем эпизодам-19.03.2011, 20.03.2011.26.03.2011 и 27.03.2011 (по остальным эпизодам, срок давности привлечения к ответственности, установленный ст.4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях истек, с чем налоговый орган согласился).
Суд первой инстанции дал объективную оценку доводам общества об отсутствии возможности оприходования денежных средств из территориально удаленных подразделений в кассу общества в день их получения, и как следствие вины общества во вменяемом ему правонарушении, указав следующее.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет доказано, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество осуществляет деятельность по оказанию коммунальных услуг населению, в управлении общества находится баня в поселке Воейково. Данное подразделение не выделено на отдельный баланс, не имеет своего расчетного счета, не имеет своей бухгалтерии.
Судом первой инстанции установлено, что дни и часы работы общества и подразделения "Баня" не совпадают.
Так, касса бухгалтерии работает по графику пятидневной рабочей недели, суббота и воскресенье - выходной, что подтверждается утвержденными в обществе Правилами внутреннего трудового распорядка (л.д. 32-36).
Для обслуживающего персонала бани в п. Воейково установлен следующий режим работы: рабочие дни - среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье, нерабочие дни - понедельник, вторник (приказ общества от 30.12.2009 N 108).
Согласно графику документооборота, утвержденному приказом от 30.12.2009 N 109, установлено, что приходно-кассовые ордера за банные услуги, в связи с выходными днями, должны сдаваться не позднее 17 часов по средам (л.д. 17-21).
С учетом изложенного, в связи с разницей в рабочем графике и территориальной удаленностью бани от центральной кассы у общества отсутствует возможность сдавать выручку в конце рабочего дня в кассу общества.
Объяснениями генерального директора общества подтверждается, что денежные средства были получены в выходные дни (субботу и воскресенье - 19, 20, 26, 27 марта 2011 года) и были оприходованы в ближайшие понедельник или вторник (22, 29 марта), кассир бани оприходовала денежные средства в свои выходные дни.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что, несмотря на задержку в 1-2 дня, выручка бани за проверяемый период была оприходована в кассу общества в полном объеме.
В силу ч.1 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за то административное правонарушение, в отношении которого установлена его вина.
Отсутствие вины в совершении противоправных действий (бездействия), в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о невиновных действиях общества, что исключает его привлечение к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи, с чем признал оспариваемое постановление незаконным и отменил его.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь п.1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области 07 сентября 2011 года по делу А56-31898/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области -без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
Е.А. Фокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-31898/2011
Истец: ОАО "ЖилКомЭнерго"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
13.12.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19410/11