город Воронеж |
|
13 декабря 2011 г. |
Дело N А35-4242/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2011 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Ольшанской Н.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства на решение арбитражного суда Курской области от 26.08.2011 по делу N А35-4242/2011 (судья Морозова М.Н.), принятое по заявлению государственного учреждения - Курского регионального отделения Фонда социального страхования к муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства (г. Обоянь, Курской области, ОГРН - 1024600733189) о взыскании капитализированных платежей в сумме 1 592 691,62 руб.,
при участии в судебном заседании:
от муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства: представители не явились, извещено надлежащим образом,
от государственного учреждения - Курского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: Грачевой М.В., представителя по доверенности от 05.03.2011 N 01-15/07/6323,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Курское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социального страхования, фонд, страховщик) обратилось в арбитражный суд Курской области с заявлением о взыскании с муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Обояни Курской области (далее - унитарное предприятие ЖКХ, предприятие, страхователь) суммы капитализированных платежей 1 592 691,62 руб.
Решением арбитражного суда Курской области от 26.08.2011 заявленные требования удовлетворены, а именно, с муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации взысканы капитализированные платежи в сумме 1 592 691,62 руб.
Не согласившись с решением арбитражного суда Курской области от 26.08.2011, предприятие обратилось с апелляционной жалобой на состоявшийся судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, в связи с чем просит решение суда области отменить.
В обоснование апелляционной жалобы предприятие указывает на необоснованность расчета размера капитализированных платежей, поскольку он произведен не на дату принятия решения о ликвидации предприятия - 24.12.2010, а на январь 2011 года, то есть на момент, не предусмотренный действующим законодательством.
Также предприятие ссылается на то, что решения о назначении страховых выплат гражданам Синепупову Н.А., Сафонову Н.Н. и Поварову А.П. были приняты фондом при отсутствии полного пакета документов, установленных нормой пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", а Синепупов Н.А. на момент назначения ему страховых выплат не являлся застрахованным лицом в отношении муниципального предприятия ЖКХ, поскольку он был уволен с предприятия 25.04.2002.
Также, по мнению заявителя апелляционной жалобы, суд области, разрешая спор по существу, неправомерно взыскал с предприятия сумму капитализированных платежей в пользу Фонда социального страхования Российской Федерации, который не являлся стороной по делу и не участвовал в рассмотрении дела.
Представитель Фонда социального страхования возразил против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, считая решение суда законным и обоснованным, в связи с чем просил суд оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители предприятия, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, не явились. В силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем дело было рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, заслушав пояснения представителя Фонда, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции подлежит частичной отмене.
Как следует из материалов дела, муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства зарегистрировано в качестве страхователя в государственном учреждении - Курском региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 11.05.2011, представленной в материалы дела, муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства находится в стадии ликвидации. Председателем ликвидационной комиссии назначен Кузуб Г.Г. Решение о ликвидации предприятия N 198-4-РС было принято Собранием депутатов г. Обояни 24.12.2010, запись о нахождении предприятия в стадии ликвидации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 11.01.2011.
В этой связи, учитывая, что предприятие находится в стадии ликвидации, и установив при этом, что у предприятия имеются обязательства перед гражданами, пострадавшими от несчастного случая на производстве, по возмещению причиненного вреда здоровью, Фонд социального страхования произвел расчет капитализированных платежей, поскольку самим предприятием размер капитализированных платежей не был рассчитан и не был согласован со страховщиком.
Согласно указанному расчету, произведенному в отношении трех бывших работников предприятия (Поваров А.П., Синепупов Н.А., Сафонов Н.И.), размер капитализированных платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) составил 1 592 691,62 руб.
25.02.2011 Фондом социального страхования было направлено ликвидатору муниципального предприятия ЖКХ Кузубу Г.Г. требование N 01-14/07/5329 о включении в реестр требований кредиторов в составе первой очереди капитализированных платежей в сумме 1 592 691,62 руб. и о перечислении их по указанным в требовании реквизитам в добровольном порядке в течение 10 дней со дня получения требования.
На указанное требование председателем ликвидационной комиссии Кузубом Г.Г. были направлены возражения от 21.03.2011 N 17, в ответ на которые Фонд социального страхования назначил заседание согласительной комиссии на 14.04.20011 на 11 часов, о чем направил ликвидатору письмо от 07.04.2011 (исх. N 01-12/09/8742).
Поскольку в установленный в требовании срок предприятием платежи на счет страховщика внесены не были, и председатель ликвидационной комиссии на заседании согласительной комиссии по вопросу рассмотрения возражений на требование в назначенное время не явился, фонд обратился в арбитражный суд Курской области с заявлением о взыскании суммы капитализированных платежей 1 592 691,62 руб.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.
Правила выплаты капитализированных платежей регулируются положениями Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Согласно пунктам 1, 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, осуществляется Фондом социального страхования России в порядке, предусмотренном названным Законом.
Статьей 3 Федерального закона N 125-ФЗ под страховым случаем понимается подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.
Под несчастным случаем на производстве понимается событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
Страхователем по данному виду социального страхования является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе, иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 125-ФЗ.
Страховщиком является Фонд социального страхования Российской Федерации, функциями которого, как это установлено Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, являются обеспечение гарантированных государственных пособий и осуществление действий по выплате страховых выплат.
Подпунктом 10 пункта 2 статьи 18 Федерального закона N 125-ФЗ на фонд возложена обязанность по аккумулированию капитализированных платежей в случае ликвидации страхователя. Страхователь, в свою очередь, при его ликвидации обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 23 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).
Порядок внесения в Фонд социального страхования капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863 (далее - Порядок).
Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что страховщик в двухнедельный срок с даты получения уведомления о ликвидации (признании банкротом) страхователя направляет ликвидационной комиссии (конкурсному управляющему) для расчета размера капитализируемых платежей список лиц, получавших обеспечение по страхованию, с указанием размера выплат по каждому виду обеспечения по страхованию.
Ликвидационная комиссия (конкурсный управляющий) рассчитывает размер капитализируемых платежей в соответствии с Методикой расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации юридических лиц - страхователей, утверждаемой страховщиком по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству (пункт 4 Порядка).
В соответствии с Методикой расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, утвержденной постановлением Фонда социального страхования России от 30.07.2001 N 72 (далее - Методика расчета), указанная методика рассчитана на следующие виды обеспечения по страхованию: ежемесячные страховые выплаты пострадавшим; медицинская реабилитация пострадавших; социальная реабилитация пострадавших; профессиональная реабилитация пострадавших; ежемесячные страховые выплаты лицам, имеющим право на их получение в случае смерти пострадавших в результате наступления страховых случаев (пункт 1).
Согласно пункту 2 Методики расчета для проведения расчета размера капитализируемых платежей необходима информация о получателе обеспечения по страхованию:
- фактический возраст (полных лет) и пол получателя обеспечения по страхованию;
- нуждаемость пострадавшего в обеспечении по страхованию, установленная учреждением медико-социальной экспертизы;
- степень утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего;
- размер среднего месячного заработка пострадавшего;
- размер ежемесячной страховой выплаты, назначенной и осуществляемой страховщиком.
Размер капитализируемых платежей на обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассчитывается по формуле: Скап = Скап1 + Скап2 + Скап3, где: Скап1 - размер капитализируемых платежей на ежемесячные страховые выплаты пострадавшим; Скап2 - размер капитализируемых платежей на оплату дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших; Скап3 - размер капитализируемых платежей на обеспечение ежемесячными страховыми выплатами лиц, имеющих право на их получение в случае смерти пострадавших в результате наступления страховых случаев.
В рассматриваемой ситуации согласно акту о случае профессионального заболевания от 01.09.2004 Синепупов Н.А., работавший водителем в муниципальном предприятии ЖКХ, получил профессиональное заболевание, в результате которого степень утраты трудоспособности составила 50 % (выпиской из акта освидетельствования N 4 к справке МСЭ-2001 N 0900164 установлен срок утраты трудоспособности с 20.01.2005 по 01.02.2007; выпиской из акта освидетельствования N 98 к справке МСЭ-2006 N 0787940 установлен срок утраты трудоспособности с 21.01.2009 бессрочно), в связи с чем в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ему назначены дополнительная медицинская помощь, дополнительное питание и санаторно-курортное лечение. В связи с профессиональным заболеванием по заявлению Синепупова Н.А. Фондом социального страхования был издан приказ от 14.09.2005 N 5362-В о назначении ежемесячных страховых выплат Степунову Н.А.
Актом о несчастном случае на производстве N 1 от 25.12.1995 подтверждается, что Поваров А.П. в период работы в муниципальном предприятии ЖКХ получил производственную травму, в результате которой согласно выписке из акта освидетельствования N 238 к справке МСЭ-2001 N 0896052 была установлена степень утраты трудоспособности 30% с 01.07.2002 бессрочно. В связи с производственной травмой Поваров А.П. обратился в Фонд социального страхования с заявлением о назначении ему страховых выплат.
Согласно акту о несчастном случае на производстве от 28.05.1996 Сафонов Н.Н. повредил здоровье вследствие несчастного случая на производстве, происшедшего 28.05.1996 в период работы в муниципальном предприятии ЖКХ, в результате которой согласно выписке из акта освидетельствования N 1117 к справке МСЭ-2006 N 0792027 была установлена степень утраты трудоспособности 30% с 23.07.2009 бессрочно. В связи с производственной травмой по заявлению Сафонова Н.Н. Фондом социального страхования был издан приказ от 19.06.2001 N 4134-Н о назначении страховых выплат Сафонову Н.Н.
Таким образом, представленными в материалы дела документами (заявлениями пострадавших о назначении страховых выплат; актами о случае профессионального заболевания, о несчастном случае на производстве; выписками из актов освидетельствования МСЭ; приказами Фонда социального страхования о назначении ежемесячных страховых выплат; индивидуальной программой реабилитации) подтверждается наличие у муниципального предприятия ЖКХ обязательств перед пострадавшими лицами (Поваровым А.П., Синепуповым Н.А., Сафоновым Н.И.), возникших из причинения вреда здоровью, а также наличие прав указанных лиц на получение страховых выплат.
Решения фонда о назначении страховых выплат в пользу указанных лиц никем не были обжалованы и исполнялись фондом с момента их принятия.
При изложенных обстоятельствах у Фонда социального страхования имелись правовые основания для взыскания с муниципального предприятия ЖКХ суммы капитализированных платежей.
Довод апелляционной жалобы о том, что Синепупов Н.А. на момент назначения ему страховых выплат не являлся застрахованным лицом в отношении муниципального предприятия ЖКХ, поскольку он был уволен с предприятия 25.04.2002, не может быть принят судом апелляционной инстанции, поскольку, как следует из материалов рассматриваемого дела, профессиональное заболевание Синепупов Н.А. получил в период своей деятельности в муниципальном предприятии ЖКХ, где он проработал в качестве водителя в течение 33-х лет из 43-х лет своей профессиональной деятельности.
Данное обстоятельство подтверждается актом о случае профессионального заболевания от 01.09.2004, составленного, в том числе, с участием представителей муниципального предприятия ЖКХ.
Вместе с тем, при расчете суммы капитализированных платежей на обеспечение ежемесячными страховыми выплатами пострадавшим Фондом социального страхования было допущено необоснованное завышение суммы начисленных платежей.
Согласно пункту 2.1 Методики расчета размера капитализируемых платежей, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.07.2001 N 72, размер капитализируемых платежей на обеспечение ежемесячными страховыми выплатами пострадавшим (Скап1) рассчитывается по формуле: Скап1i = K1i x Sсвi - на одного пострадавшего, где: К1i - коэффициент капитализации из таблицы 1.1 для i-того пострадавшего; Sсвi - размер ежемесячной страховой выплаты пострадавшему.
При этом, согласно последнему абзацу пункта 2 Методики, расчет размера капитализируемых повременных платежей проводится на момент принятия арбитражным судом решения о признании страхователя банкротом и открытии конкурсного производства (на дату принятия решения о ликвидации страхователя) на каждого получателя путем умножения коэффициента капитализации на соответствующие социальную норму или экономический норматив формирования средств на обеспечение по страхованию.
Так как решение о ликвидации муниципального предприятия ЖКХ N 198-4-РС было принято Собранием депутатов г. Обояни 24.12.2010, то расчет размера капитализированных платежей должен был быть выполнен Фондом именно по состоянию на указанный момент.
Из выписок по лицевым счетам получателя страховых выплат за 2010 год следует, что сумма единовременных страховых выплат, произведенных в декабре 2010 года в адрес Синепупова Н.А., составила 1 537,31 руб., в адрес Сафонова Н.Н. - 1 111,42 руб., в адрес Поварова А.П. - 1 417,12 руб.
Исходя из данных показателей страховых выплат и с учетом соответствующих показателей коэффициентов капитализации К1i из таблицы 1.1 Методики расчета, размер капитализированных платежей, подлежащих перечислению муниципальным предприятием ЖКХ в Фонд социального страхования для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в связи с ликвидацией предприятия, составляет:
- в отношении пострадавшего Синепупова Н.А. (66 лет, муж.) - сумму 240 435,28 руб., рассчитанную как произведение 156,400 (коэффициент из Таблицы 1.1) и 1 537,31 руб. (размер ежемесячной страховой выплаты, полученной пострадавшим в декабре 2010 года за счет средств фонда);
- в отношении пострадавшего Сафонова Н.Н. (51 год, муж.) - сумму 300 594,65 руб., рассчитанную как произведение 270,460 (коэффициент из Таблицы 1.1) и 1 111,42 руб. (размер ежемесячной страховой выплаты, полученной пострадавшим в декабре 2010 года за счет средств фонда);
- в отношении пострадавшего Поварова А.П. (61 год, муж.) - сумму 269 692,11 руб., рассчитанную как произведение 190,310 (коэффициент из Таблицы 1.1) и 1 417,12 руб. (размер ежемесячной страховой выплаты, полученной пострадавшим в декабре 2010 года за счет средств фонда).
Итого, общая сумма капитализированных платежей для обеспечения ежемесячными страховыми выплатами пострадавшим Синепупову Н.А., Поварову А.П., Сафонову Н.Н. составляет 810 722,04 руб. (240 435,28 руб. + 300 594,65 руб. + 269 692,11 руб.).
Однако, фондом при расчете капитализированных платежей их размер был определен по состоянию на январь 2011 года исходя из даты внесения сведений о принятии решения о ликвидации предприятия в Единый государственный реестр юридических лиц - 11.01.2011, и сумм ежемесячных страховых выплат, производимых застрахованным лицам с 01.01.2011: Синепупову Н.А. - 2 955,41 руб., Поварову А.П. - 1 509,23 руб., Сафонову Н.Н. - 1 183,66 руб., в связи с чем были исчислены к уплате капитализированные платежи в общей сумме 1 069 580,36 руб., в том числе, в отношении Поварова А.П. - в сумме 287 221,56 руб., в отношении Сафонова Н.Н. - в сумме 320 132,68 руб., в отношении Синепупова Н.А. - в сумме 462 226,12 руб.
Поскольку расчет суммы капитализированных платежей в рассматриваемой ситуации согласно правилам пункта 2 Методики расчета должен был осуществляться по состоянию на 24.12.2010 - дата принятия решения о ликвидации страхователя, то доначисление Фондом социального страхования и взыскание с муниципального предприятия ЖКХ капитализированных платежей для обеспечения ежемесячными страховыми выплатами пострадавших в сумме 258 858,32 руб. (1 069 580,36 руб. - 810 722,04 руб.) является неправомерным.
При определении размера капитализируемых платежей пострадавшим для оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших, на их медицинскую и социальную реабилитацию, Фондом социального страхования нарушений допущено не было.
Капитализированные платежи для оплаты дополнительных расходов начислены фондом в отношении пострадавшего Синепупова Н.А.
В частности, сумма капитализации для оплаты дополнительных расходов на приобретение дополнительных лекарств (Скап 2-4) определяется по формуле, предусмотренной пунктом 2.2.4 Методики расчета: CKan(2-4)i = K4i х N лс - на одного пострадавшего, где: K4i - коэффициент капитализации из таблицы N 1.4 для i-того пострадавшего; Nлс - норматив формирования средств на приобретение дополнительных лекарств согласно принятым на территории медико - экономическим стандартам лечения по данному заболеванию на средний курс восстановительного лечения, действующий в году проведения расчета в рублях на год на одного пострадавшего, утвержденный страховщиком
Согласно пункту 2.2.9 Методики расчета размер капитализируемых платежей на санаторно-курортное лечение пострадавшего (Скап(2-9)) рассчитывается по формуле: CKan(2-9)i = K9i х N скл - на одного пострадавшего, где: K9i - коэффициент капитализации из таблицы N 1.9 для i-того пострадавшего; Nскл - норматив формирования средств на санаторно- курортное лечение, действующий в году проведения расчета в рублях на год на одного пострадавшего, утвержденный страховщиком.
Согласно пункту 2.2.11 Методики расчета размера капитализируемых платежей на оплату стоимости проезда пострадавшего к месту лечения и обратно (Скап(2-11)) рассчитывается по формуле: Скап(2-1 l)i = K11i х N пр - на одного пострадавшего, где: К11i - коэффициент капитализации из таблицы N 1.11 для i-того пострадавшего; Nпр - норматив формирования средств на оплату стоимости проезда к месту лечения и обратно, действующий в году проведения расчета в рублях на год на одного пострадавшего, утвержденный страховщиком. Норматив устанавливается на уровне стоимости проезда железнодорожным транспортом - по тарифу жесткого вагона без плацкарты - на расстояние до 200 км, свыше 200 км с плацкартой в четырехместном купе, свыше 1000 км - воздушным экономического класса, водным - третьей категории, автомобильным - общего пользования мягкий, включая страховые платежи по обязательному страхованию пассажиров на транспорте, оплату услуг по продаже проездных документов, за пользование в поезде постельными принадлежностями.
В таблицах N N 1.4, 1.9 и 1.11 Методики расчета коэффициент капитализации для мужчин в возрасте 66 лет составляет 13,031.
Приказом государственного учреждения - Курского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 29.03.2010 N 617 установлены нормативы формирования средств на покрытие дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на 2010 год, в соответствии с которым, в частности, норматив на приобретение дополнительных лекарств и изделий медицинского назначения в 2010 году составлял 10 575 руб., норматив на санаторно-курортное лечение (по профилю - заболевание нервной системы) - 27 398,90 руб., норматив оплаты стоимости проезда пострадавшего к месту лечения и обратно - 2 169,70 руб.
Исходя из указанных показателей Фондом социального страхования правомерно произведен расчет и определен размер капитализируемых платежей для оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавшего Синепупова Н.А. (мужчина, 66 лет) на его медицинскую и социальную реабилитацию в общей сумме 523 111,26 руб., в том числе:
- капитализированных платежей на приобретение дополнительных лекарств в сумме 137 802,83 руб., рассчитанной как произведение 13,031 (коэффициент капитализации из Таблицы 1.4) и 10 575 руб. (норматив на приобретение лекарств);
- капитализированных платежей на санаторно-курортное лечение в сумме 357 035,07 руб., рассчитанной как произведение 13,031 (коэффициент капитализации из Таблицы 1.9) и 27 398,90 руб. (норматив на санаторно-курортное лечение по профилю заболеваний нервной системы);
- капитализированных платежей на оплату стоимости проезда пострадавшего к месту лечения в сумме 28 273,36 руб., рассчитанной как произведение 13,031 (коэффициент капитализации из Таблицы 1.11) и 2 169,70 руб. (норматив оплаты стоимости проезда пострадавшего к месту лечения и обратно).
При изложенных обстоятельствах, исходя из установленной Методики расчета, размера ежемесячной страховой выплаты по состоянию на декабрь 2010 года и установленных приказом Курского регионального отделения Фонда социального страхования от 29.03.2010 N 617 нормативов, с учетом коэффициентов капитализации, с муниципального предприятия ЖКХ г. Обояни подлежала взысканию сумма капитализированных платежей 1 333 833,30 руб. (из них 810 722,04 руб. - для обеспечения ежемесячными страховыми выплатами пострадавших Поварова А.П., Сафонова Н.Н., Синепупова Н.А.; 523 111,26 руб. - на оплату дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавшего Синепупова Н.А.).
Поскольку арбитражным судом Курской области по заявлению государственного учреждения - Курского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации с муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства были взысканы капитализированные платежи в сумме 1 592 691,62 руб., то решение суда области в части взыскания 258 858,32 руб. (1 592 691,62 руб. - 1 333 833,30 руб.) подлежит отмене, а в удовлетворении требований фонда в указанной части следует отказать.
Иных оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, в том числе нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При этом довод апелляционной жалобы о том, что суд области, разрешая спор по существу, неправомерно взыскал с предприятия сумму капитализированных платежей в пользу Фонда социального страхования Российской Федерации, который не являлся стороной по делу и не участвовал в рассмотрении дела, поскольку заявителем по делу являлось государственное учреждение - Курское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, является необоснованным по следующим основаниям.
Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страховщиком по данному виду социального страхования выступает Фонд социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 раздела I Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, исполнительными органами Фонда социального страхования Российской Федерации являются региональные отделения и филиалы региональных отделений фонда.
Также согласно Положению о Фонде социального страхования Российской Федерации именно региональные и центральные отраслевые отделения Фонда и их филиалы осуществляют аккумуляцию страховых взносов и других платежей для создания резервов.
В этой связи указание в резолютивной части решения арбитражного суда Курской области от 01.04.2011 по рассматриваемому делу о взыскании капитализированных платежей в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации не является нарушением действующего законодательства, поскольку в любом случае аккумулировать данные платежи будет его региональное отделение.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Размер государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом искового заявления имущественного характера установлен подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом абзаца 5 подпункта 1 пункта 1 данной статьи при цене иска от 1 000 001 рубля до 2 000 000 рублей составляет 23 000 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 1 000 000 рублей.
В данном случае, учитывая результат рассмотрения дела и исходя из размера удовлетворенных судом апелляционной инстанции требований - 1 333 833,30 руб., а также то, что Фонд социального страхования от уплаты государственной пошлины по данной категории дел освобожден, размер государственной пошлины за рассмотрение дела судом первой инстанции составляет 26 338,33 руб.
Поскольку решением арбитражного суда Курской области от 26.08.2011 за рассмотрение дела в суде первой инстанции с муниципального предприятия ЖКХ в доход федерального бюджета была взыскана государственная пошлина в сумме 2 000 руб., то с предприятия подлежит довзысканию сумма государственной пошлины 24 338,33 руб. (26 338,33 руб. - 2 000 руб.).
В соответствии с подпунктом 12 пункта статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной и (или) кассационной жалоб на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина для физических лиц установлена в размере 200 рублей, для организаций - 2 000 рублей. Подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса для иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, установлена государственная пошлина в размере 4 000 рублей.
Поскольку муниципальным предприятием ЖКХ подана апелляционная жалоба на решение, предметом которого являлось имущественное требование, государственная пошлина в данном случае подлежит уплате в размере 2 000 руб. (50 процентов от 4 000 руб.)
Таким образом, с учетом результатов рассмотрения апелляционной жалобы и того обстоятельства, что фонд в рассматриваемом случае освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в сумме 2 000 руб., уплаченная муниципальным предприятием ЖКХ по платежному поручению N 103 от 19.09.2011 при подаче апелляционной жалобы, возврату не подлежит.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Обояни удовлетворить частично.
Решение арбитражного суда Курской области от 01.04.2011 по делу N А35-11273/2010 об удовлетворении требований государственного учреждения - Курского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в части взыскания с муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Обояни капитализированных платежей в сумме 258 858,32 руб. отменить.
Отказать государственному учреждению - Курскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в удовлетворении требований в части взыскания с муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Обояни капитализированных платежей в сумме 258 858,32 руб.
В остальной части решение арбитражного суда Курской области от 01.04.2011 по делу N А35-11273/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Обояни - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Обояни (ОГРН - 1024600733189) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела судом первой инстанции в сумме 24 338,33 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-4242/2011
Истец: ГУ Курское РО ФСС РФ
Ответчик: МУП ЖКХ г Обояни
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6850/12
29.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-587/12
13.12.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5542/11
26.08.2011 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-4242/11