г. Вологда |
|
06 декабря 2011 г. |
Дело N А13-3041/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Белоруковой О.С.,
при участии от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе Павлюченко А.С. по доверенности от 30.12.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе на решение Арбитражного суда Вологодской области от 23 августа 2011 года по делу N А13-3041/2011 (судья Мамонова А.Е.),
установил
открытое акционерное общество "СтройКомплектТепло" (Вологодская область, город Череповец, ИНН 3528141358, ОГРН 1083528009146; далее - ОАО "СтройКомплектТепло", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (Санкт Петербург, ИНН 7825676762, ОГРН 1037843053214; далее - региональное отделение, РО ФСФР России в СЗФО) о признании незаконным и об отмене постановления от 02.12.2010 N 72-11-205/пн о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 23 августа 2011 года заявленные требования удовлетворены.
Региональное отделение с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на наличие события административного правонарушения, совершенного обществом и его вины в неисполнении предписания от 08.09.2010 N 72-10-АТ-04/2019пд.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
ОАО "СтройКомплектТепло" надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя РО ФСФР России в СЗФО, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, должностным лицом РО ФСФР России по СЗФО на основании поручения от 02.06.2010 N 72-10-664/пч проведена камеральная проверка деятельности ОАО "СтройКомплектТепло" по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, в ходе которой обществу направлено предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 08.09.2010 N 72-10-АТ-04/2019пд.
В связи с неисполнением указанного предписания в установленный срок, РО ФСФР России в СЗФО 19.11.2010 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В протоколе регионального отделения отражено, что в ходе осуществления контроля на рынке ценных бумаг обществу направлено предписание от 08.09.2010 N 72-10-АТ-04/2019пд, в соответствии с пунктом 1 которого на общество возлагалась обязанность:
предоставить в РО ФСФР России в СЗФО документы для государственной регистрации выпуска акций ОАО "СтройКомплектТепло" и государственной регистрации отчета об итогах выпуска акций;
обеспечить свободный и необременительный доступ к информации, опубликованной на странице общества в сети Интернет в соответствии с требованиями пункта 1.6 Положения раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (далее - Положение);
принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности общества нарушений требований пункта 1 статьи 47 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) и пункта 1.6 Положения.
В пункте 1 предписания установлен срок его исполнения - 30 дней со дня его получения обществом. Согласно уведомлению о вручении почтового отправления предписание получено обществом 15.09.2010, в связи с чем общество должно было исполнить пункт 1 предписания не позднее 15.10.2010.
В протоколе РО ФСФР России в СЗФО также зафиксировано, что документы для государственной регистрации выпуска акций и государственной регистрации отчета об итогах выпуска акций поступили в Региональное отделение 15.10.2010, отчет об исполнении обществом остальных действий по состоянию на 18.11.2010 не поступал.
Руководитель РО ФСФР России в СЗФО 02.12.2010 вынес постановление N 72-11-205/пн, которым ОАО "СтройКомплектТепло" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
Частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность юридических лиц за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.
В предписании от 08.09.2010 N 72-10-АТ-04/2019пд обществу предлагалось:
1. В срок 30 дней со дня получения предписания:
1.1 Предоставить в РО ФСФР России в СЗФО документы для государственной регистрации выпуска акций ОАО "СтройКомплектТепло" и государственной регистрации отчета об итогах выпуска акций.
1.2 Обеспечить свободный и необременительный доступ к информации, опубликованной на странице общества в сети Интернет в соответствии с требованиями пункта 1.6 Положения.
1.3 Принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности общества нарушений требований пункта 1 статьи 47 Закона N 208-ФЗ и пункта 1.6 Положения.
2. В срок 90 дней со дня получения предписания устранить нарушение требований пункта 1 статьи 47 Закона N 208-ФЗ в части непроведения годового общего собрания акционеров общества по итогам 2009 года.
3. Предоставить в РО ФСФР России в СЗФО отчеты об исполнении пунктов 1 и 2 предписания в рабочие дни, следующие за установленными днями исполнения соответствующего пункта. К отчетам должны быть приложены надлежащим образом оформленные (сшитые, пронумерованные, подписанные уполномоченным лицом и скреплены печатью общества) копии документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований. Направление отчета о предоставлении в РО ФСФР России в СЗФО документов в случае их фактического предоставления не требуется.
Законность предписания от 08.09.2010 N 72-10-АТ-04/2019пд проверена судом первой инстанции, общество указанное предписание не оспаривает.
Из текста указанного предписания следует, что пункты 1.1-1.3 подлежали исполнению обществом не позднее 15.10.2010 (предписание от 08.09.2010 N 72-10-АТ-04/2019пд получено обществом 15.09.2010 (л. д. 65)).
Пункт 1.1 предписания исполнен обществом в установленный срок, требуемые документы предоставлены в РО ФСФР России в СЗФО 15.10.2010, что отражено в оспариваемом постановлении.
Из постановления от 02.12.2010 N 72-11-205/пн следует, что обществу вменяется неисполнение пунктов 1.2 и 1.3 предписания от 08.09.2010 N 72-10-АТ-04/2019пд.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства неисполнения ОАО "СтройКомплектТепло" предписания от 08.09.2010 в части названных пунктов.
Приказом руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам от 13.11.2007 N 07-107/пз-н утвержден Административный регламент по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора (далее - Административный регламент), который определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной службы по финансовым рынкам и ее территориальных органов при проведении проверок организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам.
Согласно пункту 23.4.2 Административного регламента предписание Федеральной службы по финансовым рынкам об устранении нарушений законодательства Российской Федерации (Приложение N 7 к Административному регламенту) направляется организации в целях прекращения и/или предотвращения в дальнейшей деятельности выявленных при проведении проверки нарушений законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих осуществление соответствующего вида деятельности на финансовом рынке, а также законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Если нарушения, допущенные организацией, не могут быть устранены, организации направляется предписание о принятии мер, направленных на недопущение совершения подобных нарушений в дальнейшем (Приложение N 7а к Административному регламенту).
Предписания, указанные в абзацах 1 и 2 вышеуказанного подпункта, могут также содержать указание на необходимость устранения причин и условий, способствующих совершению нарушений, а также на необходимость принятия мер, направленных на профилактику совершения нарушений в деятельности организации.
В соответствии с пунктом 23.4.3 Административного регламента организация обязана исполнить предписание в указанный в предписании срок, но не позднее 30 дней с момента получения предписания (в случае необходимости для устранения нарушений внесения изменений в учредительные документы организации - не позднее 90 дней с момента получения предписания), и представить в Федеральную службу по финансовым рынкам отчет об исполнении этого предписания в рабочий день, следующий за днем исполнения предписания. К отчету должны быть приложены надлежащим образом оформленные (сшитые, пронумерованные, подписанные уполномоченным лицом и скрепленные печатью организации) копии документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.
Пунктом 23.4.4 Административного регламента предусмотрено, что Управление надзора рассматривает предоставленный организацией отчет об исполнении предписания с приложением копий документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований, и в случае неустранения нарушений устанавливает необходимость направления нового (повторного) предписания, либо необходимость проведения внеплановой проверки.
В случае непредставления организацией в установленные сроки информации об устранении нарушений Управление надзора устанавливает:
- возможность продления сроков устранения нарушений в случае наличия уважительных (объективных) причин, не позволивших в установленные сроки устранить указанные нарушения;
- наличие основания для направления нового и/или повторного предписания;
- наличие основания для привлечения виновных лиц к ответственности.
При наличии основания для привлечения виновных лиц к ответственности Управление надзора приступает к возбуждению дела об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или подготавливает материалы для передачи в правоохранительные органы для решения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.
Аналогичный порядок действует в РО ФСФР России.
Как правильно указал суд первой инстанции, анализ изложенных норм в совокупности свидетельствует о том, что целью предписания и соответственно исполнением предписания являются действия, направленные на прекращение и/или предотвращение в дальнейшей деятельности выявленных при проведении проверки нарушений законодательства Российской Федерации, регулирующего осуществление соответствующего вида деятельности на финансовом рынке, а не в представлении отчета контролирующему органу.
Исполнение предписания от 08.09.2010 в части пунктов 1.2 и 1.3 заключается в обеспечении свободного и необременительного доступа к информации, опубликованной на странице общества в сети Интернет в соответствии с требованиями пункта 1.6 Положения N 06-117/пз-н; а также принятии мер, направленных на недопущение в дальнейшей деятельности общества нарушений требований пункта 1 статьи 47 Закона N 208-ФЗ и пункта 1.6 Положения.
При этом предписанием установлено 2 срока исполнения пункта 1, а именно в пункте 1 срок для совершения действий по исполнению пункта 1 предписания - 30 дней с момента получения предписания, и в пункте 3 срок для представления отчета об исполнении пунктов 1 и 2 предписания (неисполнение пункта 2 предписания оспариваемым постановлением обществу не вменяется).
Конкретный срок представления отчета в предписании не установлен, поскольку из пункта 3 предписания буквально следует необходимость предоставить отчет в рабочие дни, следующие за установленными днями исполнения соответствующего пункта.
Таким образом, как обоснованно указано судом первой инстанции, обществом в настоящее время не утрачена возможность предоставления в региональное отделение отчета об исполнении пункта 1 предписания. При этом в данном случае региональное отделение имело возможность проверки исполнения предписания в части пунктов 1.2 и 1.3. Кроме того, в оспариваемом постановлении указано, что нарушение обществом было устранено.
Непредоставление же отчета об исполнении пунктов 1.2 и 1.3 спорного предписания не свидетельствует о неисполнении предписания в части этих пунктов и соответственно о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о недоказанности региональным отделением в действиях общества события вменяемого административного правонарушения, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 23 августа 2011 года по делу N А13-3041/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-3041/2011
Истец: ОАО "СтройКомплектТепло"
Ответчик: ФСФР России Региональное отделение федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (РО ФСФР России в СЗФО)
Третье лицо: Территориальный отдел РО ФСФР РОссии в СЗФО по ВО
Хронология рассмотрения дела:
06.12.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6854/11