г. Вологда |
|
06 декабря 2011 г. |
Дело N А05-5114/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Журавлева А.В., судей Моисеевой И.Н. и Рогатенко Л.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" в лице Главного управления по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 июля 2011 года по делу N А05-5114/2011 (судья Гуляева И.С.),
установил
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" в лице Главного управления по Архангельской области (ОГРН 1057601091151, далее - ОАО "ТГК N 2") обратился в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 июля 2011 года по иску ОАО "ТГК N 2" к обществу с ограниченной ответственностью "Городская Управляющая Компания-2" (ОГРН 1062901067426, далее - Общество) о взыскании 2 292 219 руб. 38 коп.
Решением суда от 27 июля 2011 года суд взыскал с Общества в пользу ОАО "ТГК N 2" 1 948 470 руб. 84 коп. основного долга. В остальной части иска суд отказал. Взыскал с Общества в доход федерального бюджета 5000 руб. государственной пошлины. Взыскал с ОАО "ТГК N 2" в доход федерального бюджета 3167 руб. 89 коп. государственной пошлины.
ОАО "ТГК N 2" с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит его изменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить иск в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения тарифа, увеличенного на
сумму налога на добавленную стоимость (далее - НДС), противоречит нормам налогового законодательства, фактическим обстоятельствам дела. Ссылается на то, что постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 27.12.2010 N 69-э/2 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей ОАО "ТГК N 2" в Архангельской области" (далее - Постановление N 69-э/2) установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "ТГК N 2" потребителям города Архангельска, действующие с 01.01.2011, для двух категорий: "бюджетные" и "иные потребители"; тариф для категории "население", необходимый для определения размера платы за оказанные услуги гражданам, указанным постановлением не установлен, поэтому ОАО "ТГК N 2" для расчетов с гражданами правомерно применило тариф, установленный Постановлением для категории "иные потребители", увеличив его на сумму НДС. Кроме того, истец указывает, что применение тарифа, увеличенного на сумму НДС, соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы", согласно которой если при рассмотрении дела судом будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Жалоба рассмотрена без их участия, в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав письменные доказательства, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.07.2008 сторонами заключен договор на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде N 2041, по условиям которого энергоснабжающая организация (истец) подает абоненту тепловую энергию через присоединенную сеть, а абонент (ответчик) принимает и оплачивает потребленную тепловую энергию в объемах, в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
В приложении N 2 к договору стороны согласовали объекты, на которые отпускается тепловая энергия - многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика. Согласно указанному перечню в ряде жилых домов имеются встроенные нежилые помещения (парикмахерская, офисы).
Пунктом 3.1.1 договора предусмотрено, что ответчик является исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению для населения и правообладателей жилых и нежилых помещений.
В период с 01 по 31 марта 2011 года истец поставил ответчику тепловую энергию на общую сумму 2 292 219 руб. 38 коп., в связи с чем выставил к оплате счет-фактуру N 2000/004756 от 31.03.2011 с указанием в нем количества и стоимости поставленной энергии.
Постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 27.12.2010 г.. N 69-э/2 установлен тариф на тепловую энергию в размере 1 294 руб. 96 коп. Данный тариф установлен без НДС и в примечании к постановлению указано, что установленный тариф подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим изменению в связи с разъяснениями, данными Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.11.2011 N 72 (далее - Постановление N 72), которое 24.11.2011 опубликовано на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления N 72 определено, что согласно правилам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается НДС, в связи с чем, основываясь на пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС.
В пункте 3 Постановления N 72 определено, что если при рассмотрении дела судом будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. В таком случае требование о взыскании задолженности, рассчитанной исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС, подлежит удовлетворению.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Агентством при утверждении тарифов на 2010 год и на 2011 год для категории "иные потребители" их размеры определялись без включения в них суммы НДС, что подтверждено экспертными заключениями по обоснованности тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "ТГК N 2" потребителям Архангельской области, на 2010 год и на 2011 год, письмами Агентства.
Согласно изложенным в Постановлении N 72 рекомендациям требования истца подлежат удовлетворению в заявленном размере.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с ответчика в пользу истца взыскивается уплаченная истцом при подаче искового заявления госпошлина.
При разрешении вопроса о взыскании в доход федерального бюджета государственной пошлины, апелляционный суд учитывает ходатайство ответчика, заявленное в суде первой инстанции, об уменьшении размера государственной пошлины в связи с его тяжелым материальным положением и считает необходимым уменьшить размер государственной пошлины, подлежащий взысканию за рассмотрение иска, до 5000 рублей.
На основании части 5 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные истцом в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 июля 2011 года по делу N А05-5114/2011 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания-2" (ОГРН 1062901067426) в пользу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" в лице Главного управления по Архангельской области (ОГРН 1057601091151) задолженность в сумме 2 292 219 руб. 38 коп. и 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания-2" (ОГРН 1062901067426) в федеральный бюджет госпошлину в сумме 5000 руб."
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания-2" (ОГРН 1062901067426) в пользу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" в лице Главного управления по Архангельской области (ОГРН 1057601091151) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 2000 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Председательствующий |
А.В. Журавлев |
Судьи |
И.Н. Моисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-5114/2011
Истец: ОАО "Территориальная генерирующая компания N2", ОАО "Территориальная генерирующая компания N2" в лице Главного управления по Архангельской области
Ответчик: ООО "Городская управляющая компания-2"
Хронология рассмотрения дела:
06.12.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6143/11