г. Ессентуки |
|
12 декабря 2011 г. |
Дело N А20-2517/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2011 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Мельникова И.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зубаловым К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице территориального отдела (инспекции) государственного надзора по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 17.10.2011 по делу N А20-2517/2011
по заявлению Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице территориального отдела (инспекции) государственного надзора по Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 6163071295, ОГРН 1046163010244)
к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (ИНН 2632082033, ОГРН 106263029778)
о привлечении к административной ответственности (судья Кустова С.В.),
при участии в судебном заседании:
- от открытого акционерного общества "МРСК Северного Кавказа": Тхамоков В.Х. по доверенности от 12.01.2011;
- от Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице территориального отдела (инспекции) государственного надзора по Кабардино-Балкарской Республике: Бозиева Л.Т. по доверенности N 12 от 20.06.2011; Дударов Т.Х по доверенности N 15 от 04.07.2011,
УСТАНОВИЛ:
Южное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице территориального отдела (инспекции) государственного надзора по КБР (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о привлечении к административной ответственности открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (далее - общество) по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявленные требования мотивированы тем, что обществом нарушены требования пункта 5.4.2 ГОСТа 13109-97 "Нормы качества электрической энергии в системах общего назначения" по коэффициентам n-й гармонической составляющей при поставке (передаче, транспортировании) электрической энергии.
Решением суда от 17.10.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют поскольку в приложении А к ГОСТ 13109-97 "Свойства электрической энергии, показатели и наиболее вероятные виновники ухудшения качества электроэнергии" по коэффициенту n-й гармонической составляющей в качестве наиболее вероятного виновника ухудшения качества названных показателей электрической энергии указан ее потребитель, каких-либо доказательств того, что выявленные параметры ухудшения качества электрической энергии возникли исключительно по обстоятельствам, зависящим от общества, управлением суду не представлено.
Не согласившись с таким решением суда, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
По мнению административного органа, судом первой инстанции не дана надлежащая оценка представленным в дело доказательствам, неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам и материалам дела.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
В судебном заседании представители административного органа поддержали апелляционную жалобу, просили решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, полагает, что суд первой инстанции правильно установил все юридически значимые обстоятельства по делу и применил нормы права, подлежащие применению.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, исследовав материалы дела, выслушав представителей административного органа и общества, установил следующее.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц N 4119 от 21.03.2008 общество зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1062632029778 и осуществляет деятельность по передаче, распределению электрической энергии.
В связи с поступлением в управление 08.07.2011 жалоб жителей сельского поселения Верхний Акбаш Терского муниципального района КБР на качество поставляемой электроэнергии, управлением на основании распоряжения от 14.07.2011 N 01-30/1254 была проведена внеплановая проверка общества по вопросам соблюдения обязательных требований государственных стандартов, технических регламентов в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В ходе проверки управлением был составлен протокол технического осмотра от 20.07.2011 электрической энергии общего назначения Кабардино-Балкарского филиала общества Терские РЭС в селении Верхний Акбаш, выбраны пункты контроля качества электроэнергии, ближайшие к "потребителю, заявившему претензию". В тот же день управлением составлен акт отбора образцов при передаче электрической энергии в контрольных точках: Терский район, селение Верхний Акбаш, ул. Революционная, 42, приборами "Ресурс-UF" N 616, N 800, по ул. Керефова, 20 - приборами "Ресурс-UF" N 918, N 919.
В результате проверки на основании протоколов испытаний электрической энергии N N 129-132 от 03.08.2011 управлением выявлены нарушения обязательных требований пункта 5.4.2 ГОСТ 13109-97 "Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", установлено, что качество электрической энергии не соответствует пункту 5.4.2 ГОСТ 13109-97 по коэффициенту n-й гармонической составляющей:
- в контрольной точке ТП- 4Ф-960 РУ-0,4 кВ Ф-2, расположенной по адресу Терский район, с. Верхний Акбаш, ул. Революционная, 42: 15, 21, 27, 33, 39, 40 гармоники фазного напряжения, 15, 21, 27, 33, 39, 40 гармоники междуфазного напряжения превышают допустимые значения;
- в контрольной точке ТП-4Ф-960 РУ-0,4 кВ Ф-1, расположенной по адресу Терский район, с. Верхний Акбаш, ул. Революционная, 42: 12, 15, 21, 27, 33, 39 гармоники фазного напряжения, 12, 15, 21, 27, 33, 39 гармоники междуфазного напряжения превышают допустимые значения;
- в контрольной точке ТП-3 Ф-960 РУ-0,4 кВ Ф-2, расположенной по адресу Терский район, с. Верхний Акбаш, ул. Керефова, 20: 15, 21, 27 гармоники фазного напряжения, 15, 21, 27 гармоники междуфазного напряжения превышают допустимые значения;
- в контрольной точке ТП-3 Ф-960 РУ-0,4 кВ Ф-1, расположенной по адресу Терский район, с. Верхний Акбаш, ул. Керефова, 20: 15, 21, 27 гармоники фазного напряжения, 15, 21, 27 гармоники междуфазного напряжения превышают допустимые значения.
По результатам проверки управлением был составлен акт от 05.08.2011 N 13-34/51 о нарушении обществом обязательных требований технических регламентов (обязательных требований стандартов), а именно: пункта 5.4.2 ГОСТ 13109-97 "Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" по коэффициентам n-й гармонической составляющей. Акт вручен заместителю директора общества 10.08.2011.
05.08.2011 обществу было вручено уведомление N 13-25/50 о необходимости явки в управление 10.08.2011 для ознакомления с материалами проверки, а также для составления протокола об административном правонарушении.
Усмотрев в действиях общества признаки правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, должностным лицом управления в отсутствие законного представителя общества, уведомленного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, 10.08.2009 был составлен протокол об административном правонарушении N 13-38/09.
На основании протокола об административном правонарушении от N 13-38/09 от 10.08.2011 управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований административного органа, обоснованно указал, что в силу части 1 статьи 19.19 КоАП РФ нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 КоАП РФ, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
В статье 3 данного закона установлено, что субъектами электроэнергетики признаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе по производству электрической энергии, поставкам (продажам) электрической энергии, энергоснабжению потребителей, сбыту электрической энергии. Энергосбытовые организации - это организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии.
Из содержания пункта 1 статьи 539 и пункта 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) электрическую энергию, качество которой должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В силу пункта 65 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила), качество электрической энергии, поставляемой по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии), должно соответствовать требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям.
Согласно пункту 115 Правил в случае отклонений показателей качества электрической энергии сверх величин, установленных техническими регламентами и иными обязательными требованиями, лица, не исполнившие обязательства, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации и договорами ответственность.
Показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения определены государственным стандартом ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах общего назначения", введенного в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.08.1998 N 338 (далее - ГОСТ 13109-97).
Согласно приложению А ГОСТа 13109-97 "Свойства электрической энергии, показатели и наиболее вероятные виновники ухудшения качества электроэнергии" наиболее вероятными виновниками ухудшения качества электроэнергии указаны потребители с нелинейной нагрузкой.
Из представленных управлением документов: протоколов испытаний электрической энергии N N 129-132 от 03.08.2011, акта отбора образцов от 20.07.2011, протокола технического осмотра от 20.07.2011, акта проверки N 13-34/51 не следует, что управлением были отобраны образцы электрической энергии с учетом присоединения к контрольным точкам, расположенным в сельском поселении Верхний Акбаш Терского муниципального района КБР, электрических приборов или иных источников потребления электрической энергии, работа которых могла повлиять на качество электрической энергии, отсутствует информация о вероятных виновниках ухудшения качества электроэнергии с учетом указаний ГОСТа 13109-97.
При вышеуказанных обстоятельствах, суд первой инстанции принял правильное решение, что основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют, поскольку в приложении А к ГОСТ 13109-97 "Свойства электрической энергии, показатели и наиболее вероятные виновники ухудшения качества электроэнергии" по коэффициенту n-й гармонической составляющей в качестве наиболее вероятного виновника ухудшения качества названных показателей электрической энергии указан ее потребитель, каких-либо доказательств того, что выявленные параметры ухудшения качества электрической энергии возникли исключительно по обстоятельствам, зависящим от общества, управлением не представлено.
Проверив правильность принятого по делу решения суда, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам и материалам дела, судом дана надлежащая оценка представленным доказательствам, в связи с чем решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 17.10.2011 по делу N А20-2517/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-2517/2011
Истец: Обособленное подразделение отдела госнадзора республик ЮФО ЮМТУ Росстандарта, Территориальный отдел государственного надзора (инспекция) ЮМТУ Росстандарта по КБР г. Нальчик
Ответчик: ОАО "МРСК Северного Кавказа"
Третье лицо: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа"