г. Челябинск |
|
14 декабря 2011 г. |
Дело N А76-20825/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2011 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Богдановской Г.Н., Ермолаевой Л.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.09.2011 по делу N А76-20825/2010 (судья Михайлова Е.А.).
В заседании приняли участие представители:
Прокуратуры Челябинской области - Кашапова Р.М. (удостоверение);
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области - Савельева М.М. (доверенность от 30.11.2011 N 693).
Прокурор Челябинской области (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству промышленности и природных ресурсов Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, ответчик, Министерство) о признании недействительным Распоряжения Министра промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 11.09.2009 N 1512-р "О переводе земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в общей долевой собственности Белкиной Л.Е., Белкиной А.В., в земли другой категории" (с учетом уточнения основания требований, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Одновременно заявителем было заявлено ходатайство о восстановлении срока на обжалование указанного ненормативного правового акта, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области (далее - ФГУ "ЗКП" по Челябинской области), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра по Челябинской области), администрация Сосновского муниципального района Челябинской области (далее - Администрация), Комитет по имуществу и земельным отношениям Сосновского муниципального района (далее - Комитет), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (далее - ТУ Росимущества в Челябинской области), Главное управление лесами Челябинской области, Областное государственное учреждение "Шершневское лесничество" (далее - ОГУ "Шершневское лесничество"), общество с ограниченной ответственностью "Виста" (далее - ООО "Виста), Белкина Анна Владимировна (далее - Белкина А.В.), Белкина Людмила Ефимовна (далее - Белкина Л.Е.), Буяновская Татьяна Владимировна (далее - Буяновская Т.В.), Мужеляк Андрей Юрьевич (далее - Мужеляк А.Ю.) (далее также - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 12.09.2011 (резолютивная часть от 12.09.2011) требования Прокурора удовлетворены в полном объеме (т. 7 л. д. 75-82).
В апелляционной жалобе Министерство просило решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал на ошибочность вывода суда первой инстанции о наличии уважительных причин для восстановления трехмесячного срока на обращение в суд. Судом сделан необоснованный вывод о несоблюдении Министерством установленного законодательством порядка изменения категории земель и невыполнение в связи с этим возложенных на Министерство функций по переводу земельных участков. Лесоустроительные материалы, планы лесонасаждений Смолинского участкового лесничества Шершневского лесничества 1998 и иные документы не являются документами, подтверждающими наличие четко определенных границ выдела 2 квартала 33 Смолинского участкового лесничества ОГУ "Шершневское лесничество" и не имеют значения для правильного рассмотрения дела.
К дате судебного заседания от Прокуратуры Челябинской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором Прокурор просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указав, что суд обоснованно признал причины пропуска срока уважительными и восстановил заявителю срок на обжалование, установленные ст. 198 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представители Министерства и третьих лиц - ФГУ "ЗКП" по Челябинской области, Управления Росреестра по Челябинской области, Администрации, Комитета, Главного управления лесами Челябинской области, ОГУ "Шершневское лесничество", ООО "Виста, Белкина А.В., Белкина Л.Е., Буяновская Т.В., Мужеляк А.Ю. в судебное заседание не явились.
С учетом мнения представителей Прокуратуры Челябинской области и ТУ Росимущества в Челябинской области и в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
В судебном заседании представитель Прокуратуры Челябинской области возражала против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Представитель ТУ Росимущества в Челябинской области возражала против доводов апелляционной жалобы, пояснила, что поддерживает позицию Прокурора.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании заявки Буяновской Т.В. от 21.02.2008 о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, выделенного ей в счет принадлежащей ей земельной доли в праве общей долевой собственности из земель товарищества с ограниченной ответственностью "Смолинское", описания земельного участка, свидетельства о государственной регистрации права собственности гр. Буяновской Т.В. на земельную долю, публикации в газете о намерении гр. Буяновской Т.В. выделить земельный участок, на кадастровый учет поставлен земельный участок площадью 5000 кв.м, расположенный примерно в 4280 м по направлению на юго-запад от ориентира - п. Смолино, находящегося за пределами участка по адресу: Челябинская область, Сосновский район; примерно в 890 м по направлению на юг от ориентира - п. Южно-Челябинский Прииск, находящегося за пределами участка по адресу: Челябинская область, Сосновский район (т. 1 л. д. 40-50).
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка (т. 1 л. д. 38-39), номер данного участка - 74:19:2003001:310, внесен в государственный кадастр недвижимости 07.06.2008.
Право собственности Буяновской Т.В. на указанный земельный участок зарегистрировано, о чем 12.09.2008 выдано свидетельство о государственной регистрации права (т. 1 л. д. 48 оборотная сторона).
Впоследствии, на основании ряда сделок были последовательно зарегистрированы право собственности Мужеляка А.Ю., право общей долевой собственности Белкиной А.В. и Белкиной Л.Е. (по 1/2 доле в праве за каждой), и право собственности ООО "Виста" на названный земельный участок (т. 1 л. д. 176-179).
Российской Федерации на праве собственности принадлежит участок лесного фонда, леса первой группы (леса зеленых зон, городское леса), площадью 130870000 кв.м, расположенный по адресу: Смолинское лесничество Шершневского лесхоза, кварталы 1-2, 5-14, 18-134 Сосновский район, г. Копейск Челябинской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 74 АБ N 532439 (т. 1 л. д. 18).
Российской Федерации на праве собственности принадлежит лесной участок площадью 128623337 кв.м, расположенный по адресу: Челябинская область, Сосновский район, Смолинское участковое лесничество ОГУ "Шершневское лесничество", кварталы 1, 2, 7, (выделы: 1, 2, часть 3, 4 - 20), 8, 9 (выделы: 1 - 4, часть 5, 6 - 8, 10 - 45), 10, 11 (выделы: 1 - 10, часть 11, 12, 13), 12 (выделы: 1 - 4, 5, 6 - 8, часть 9, 10 - 17, часть 18, 19 - 38), 13, 14, 18 - 22, 23 (выделы: 1, 2, часть 3, 4 - 24), 24, 25 (выделы: 1 - 43, часть 44, 45, 46), 26 - 30, 32 - 56, 57 (выделы: 1 - 34, часть 35, часть 36, часть 37, 38, часть 39, часть 40, 41 - 70), 58 - 86, 87 (выделы: 1 - 61, часть 62, 63 - 98), 88 - 96, 97 (выделы: часть 1, 2 - 121), 98 - 129, 130 (выделы: 1, часть 2, 3 - 18, часть 20, часть 21, 22, 23), 131 (выделы: 1, 2, часть 3, часть 5, 6, 17), 132 - 134, что подтверждается свидетельством о государственном регистрации права серии 74 АВ N 845813, выданное 28.05.2010 (т. 1 л. д. 19).
11 сентября 2009 года Распоряжением Министра промышленности и природных ресурсов Челябинской области N 1512-р переведен из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения земельный участок, площадью 5000 кв.м, кадастровым номер 74:19:2003001:310, имеющий адресные ориентиры: Челябинская область, Сосновский район, примерно в 4280 м по направлению на юго-запад ориентира п. Смолино и примерно в 890 м по направлению на юг от ориентира Южно-Челябинский Прииск, находящийся в общей долевой собственности Белкиной Л.Е., Белкиной А.В.(т. 1 л. д. 11).
Полагая данное распоряжение не соответствующим требованиям закона, нарушающим права и законные интересы Российской Федерации, Прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции восстановил по ходатайству заявителя срок для обжалования оспариваемого ненормативного правового акта. Сославшись на преюдициальный характер обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-20823/2010, суд признал, что спорный участок является участком лесного фонда, в связи с чем, оспариваемое распоряжение ответчика о переводе земельного участка из одной категории в другую принято не уполномоченным органом, в нарушение требований ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Указанные выводы суда следует признать правильными, основанными на представленных по делу доказательствах и надлежащем применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания незаконным ненормативного правового акта органа местного самоуправления необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие его закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованным актом прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.
В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 69 ЛК РФ.
В силу п. 1 ст. 8 ЛК РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Статья 68 ЛК РФ устанавливает, что местоположение границ закрепляется на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и указано на картах лесов.
В соответствии со ст. 69 ЛК РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площадям. Проектирование лесных участков осуществляется в границах соответственно лестничеств и лесопарков.
Как следует из материалов дела, в том числе плана лесонасаждений Смолинского лесничества Шершневского лесхоза Челябинской области (т. 1 л. д. 23-25), планшетов лесоустройства N 5, 6 (т. 1 л. д. 20-21), выкопировки из планшетов N 5, 6 Смолинского участкового лесничества (т. 4 л. д. 25), карты местности (т. 4 л. д. 26-32), а также установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-20823/2010, земельный участок с кадастровым номером 74:2003001:310 расположен в выделе 2 квартала 33 Смолинского участкового лесничества ОГУ "Шершневское лесничество", является частью лесного участка, право собственности на который принадлежит Российской Федерации.
В соответствии со ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется Правительством Российской Федерации (ст. 8 ЗК РФ).
В силу ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
При отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда данные земельные участки признаются государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.
Доказательств принятия Правительством Российской Федерации решения о переводе спорного участка лесного фонда в категорию земель - земли поселений, либо делегирования указанных полномочий Министерству в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах, следует признать обоснованными выводы суда первой инстанции о несоответствии оспариваемого ненормативного правового акта требованиям ст. 8 ЗК РФ, статей 2, 4 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 48 перечисленным выше нормам права.
В связи с изложенным, соответствующие доводы подателя апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на неправильное применение судом ч. 4 ст. 198 АПК РФ не принимается.
Суд апелляционной инстанции признает обоснованным удовлетворение ходатайства Прокурора о восстановлении пропущенного заявителем 3-х месячного срока для обжалование ненормативного акта, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Пропуск вышеназванного срока является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Учитывая то обстоятельство, что Прокурору об оспариваемом распоряжении стало известно не ранее 20.07.2010 из обращения, поступившего в Прокуратуру Сосновского района Челябинской области от ОГУ "Шершневское лестничество" (т. 1 л. д. 12), суд первой инстанции посчитал возможным восстановить заявителю предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок для обращения с заявлением в арбитражный суд.
В силу указанной выше нормы процессуального права, восстановление указанного срока - право суда, при этом суд основывает свои выводы на личном убеждении и переоценке указанные выводы не подлежат.
При совокупности изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.09.2011 по делу N А76-20825/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.И. Карпачева |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-20825/2010
Истец: Прокуратура Челябинской области
Ответчик: Министерство промышленности и природных ресурсов по Челябинской области
Третье лицо: Администрация Сосновского муниципального района, Белкина Анна Владимировна, Белкина Людмила Ефимовна, Буяновская Татьяна Владимировна, Главное управление лесами Челябинской области, Комитет по имуществу и земельным отношениям Сосновского мун. района, Мужеляк Андрей Юрьевич, Начальнику ФГУ "ЗКП " по Челябинской области, ОГУ "Шершневское лесничество", ООО " Виста", ТУ ФАУГИ в Челябинской области, Управление Росреестра по Челябинской области, ФГУ ЗКП по Челябинской области
Хронология рассмотрения дела:
14.12.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11617/11