г. Тула |
|
12 декабря 2011 г. |
Дело N А68-5088/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Игнашиной Г.Д.,
судей Полынкиной Н.А., Стахановой В.Н.,
по докладу судьи Игнашиной Г.Д.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Косаревой Е.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЭнергоГазИнвест-Тула"
на решение Арбитражного суда Тульской области
от 20.10.2011 по делу N А68-5088/2011 (судья Елисеева Л.В.)
по заявлению ООО "ЭнергоГазИнвест-Тула"
к Департаменту Тульской области по тарифам
о признании недействительным предписания,
при участии:
от заявителя: Чабан И.Н. по доверенности,
от ответчика: не явились, извещены надлежаще,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭнергоГазИнвест-Тула" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Департаменту Тульской области по тарифам (далее - Департамент) о признании недействительным предписания N 4.
Решением суда первой инстанции от 20.10.2011 в удовлетворении требований отказано.
Общество обжаловало решение суда в апелляционном порядке и просит это решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено судом, Департаментом проведена проверка Общества, в ходе которой установлено следующее.
Общество оказывает услугу теплоснабжения нескольким муниципальным образованиям: г. Донской, г. Кимовск, п. Шатск Ленинского района, г. Богородицк.
Тарифы на теплоэнергию установлены Департаментом отдельно для каждого муниципального образования, то есть по месту нахождения по территориальному признаку источников теплоснабжения.
С 08.10.2010 Общество оказывало услуги по теплоснабжению для населения и юридических лиц г. Кимовска и Кимовского района.
В установленном законом порядке заявитель обратился в Департамент с просьбой установить тариф для потребителей ООО "ЭнергоГазИнвест-Тула" г. Кимовска Кимовского района Тульской области.
Постановлением Департамента от 26.11.2010 N 30/3 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей Тульской области" был установлен тариф по г. Кимовску и Кимовскому району в размере 1 311 руб. 90 коп. за 1 Гкал без НДС.
Постановление вступило в силу с 02.12.2010 г..
Таким образом, в период с 08.10.2010 по 02.12.2010 у Общества не имелось законно установленного тарифа на тепловую энергию для расчетов с потребителями, расположенными в г. Кимовск и Кимовском районе.
Вместе с тем, Общество с 08.10.2010 оказывало услуги по теплоснабжению для населения и юридических лиц г. Кимовск и Кимовского района по тарифу на теплоэнергию в размере 1 129 руб. 95 коп. за 1 Гкал без НДС, установленному ранее для ОАО "Региональные энергетические сети".
При этом в марте 2011 года Обществом в адрес юридических лиц направлены дополнительные соглашения по доначислению платы за услугу по теплоснабжению за период октябрь-ноябрь и 1 декабря 2010 года, исходя из тарифа 1 228 руб. 83 коп. за 1 Гкал без НДС, утвержденного постановлением Департамента от 23.12.2009 г.. N 48/1 на 2010 год для потребителей от источников теплоснабжения, расположенных на территории муниципального образования г. Донской.
Усмотрев в действиях заявителя нарушение установленного порядка регулирования тарифов на теплоэнергию, Департаментом заявителю выдано предписание от 01.07.2011 N 4, которым Обществу предписано устранить выявленные нарушения и представить в материалы по перерасчету за октябрь, ноябрь 2010 года с юридическими лицами г. Кимовск и Кимовского района платы за оказанные услуги по снабжению тепловой энергией в срок до 10 августа 2011 года.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 г.. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 14.14.1995 N 41-ФЗ) тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию.
Государственное регулирование тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с принципами, изложенными в настоящем Федеральном законе, экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или предельного уровня указанных тарифов.
Согласно абзацу 2 статьи 2 вышеназванного Закона срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г.. N 109, тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 14.14.1995 г.. N 41-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов отнесено, в частности, установление тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также осуществление контроля за применением регулируемых ими цен (тарифов) и проводят проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов).
В соответствии с Положением о Департаменте Тульской области по тарифам, утвержденным постановлением администрации Тульской области от 07.02.2006 г.. N 65 (далее - Положение), Департамент Тульской области по тарифам является органом исполнительной власти Тульской области в области государственного регулирования тарифов (цен).
Согласно п. 3 Положения Департамент, в частности, устанавливает тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям;
осуществляет контроль за применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и проводит проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в части правильности применения этих цен (тарифов).
В силу п. 4 данного Положения Департамент вправе давать обязательные для исполнения организациями и должностными лицами предписания об устранении нарушений действующего порядка ценообразования, применения цен и устанавливать сроки их устранения.
Судом установлено, что с 08.10.2010 Общество оказывало услуги по теплоснабжению для населения и юридических лиц г. Кимовска и Кимовского района.
Тариф по г. Кимовску и Кимовскому району в размере 1 311 руб. 90 коп. за 1 Гкал без НДС установлен постановлением Департамента от 26.11.2010 г.. N 30/3 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей Тульской области", вступившим в силу с 02.12.2010.
Таким образом, в период с 08.10.2010 по 02.12.2010 у Общества не имелось законно установленного тарифа на тепловую энергию для расчетов с потребителями, расположенными в г. Кимовск и Кимовском районе.
При этом, заявитель с 08.10.2010 оказывал услуги по теплоснабжению для населения и юридических лиц г. Кимовска и Кимовского района по тарифу на теплоэнергию в размере 1 129 руб. 95 коп. за 1 Гкал без НДС, установленному ранее для ОАО "Региональные энергетические сети", т.е. для иного юридического лица.
Кроме того, в марте 2011 года ООО "ЭнергоГазИнвест-Тула" в адрес юридических лиц были направлены дополнительные соглашения по доначислению платы за услугу по теплоснабжению за период октябрь-ноябрь и 1 декабря 2010 года, исходя из тарифа 1 228 руб. 83 коп. за 1 Гкал без НДС, утвержденному постановлением Департамента от 23.12.2009 г.. N 48/1 на 2010 год для потребителей от источников теплоснабжения, расположенных на территории МО г. Донской, то есть на территории иного муниципального образования.
Поскольку установление тарифов на тепловую энергию осуществляется органом регулирования в отношении каждой энергоснабжающей организации исходя из состава расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемых в необходимую валовую выручку, оценка их экономической обоснованности производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что произвольное применение тарифа на тепловую энергию отпускаемую потребителям, не подкрепленное соответствующими расчетами, противоречит принципу государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию.
Доводы жалобы о возможности применения в данном случае тарифов, установленных для иной организации, а также тарифа, установленного для другого района области, по названным основаниям отклоняются.
Также не могут быть приняты во внимание доводы жалобы об отсутствии у Департамента полномочий по понуждению Общества осуществить перерасчет платы за оказанные услуги по снабжению тепловой энергией за октябрь, ноябрь 2010 года, так как это является вмешательством в хозяйственную деятельность юридического лица.
В рассматриваемом случае, в силу положений ст. 424 ГК РФ Департамент, устанавливая тарифы на тепловую энергию, действует в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством.
При этом полномочия Департамента по выдаче обязательных для исполнения организациями и должностными лицами предписаний об устранении нарушений действующего порядка ценообразования, применению цен и установлению сроков их устранения определены п. 4 Положения.
То есть Департамент, установив нарушение Обществом порядка ценообразования, обоснованно обязал его осуществить перерасчет, поскольку в этом случае ответчик выступает в качестве органа, регулирующего ценообразование и действующего в пределах предоставленных ему полномочий.
Таким образом, судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 20.10.2011 по делу N А68-5088/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.Д. Игнашина |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-5088/2011
Истец: ООО "ЭнергоГазИнвест - Тула"
Ответчик: Департамент Тульской области пл тарифам
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5736/11