г. Пермь |
|
14 декабря 2011 г. |
Дело N А50-14283/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 декабря 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Нилоговой Т.С.,
судей Мармазовой С.И.,
Чепурченко О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калмаковой Т.А.,
при участии:
от истца (ИФНС России по Свердловскому району г. Перми): не явился,
от ответчиков (общества с ограниченной ответственностью "Заря", Найденова И.Н., Пачколина А.Н., Ковалева С.А.): не явились,
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца - ИФНС России по Свердловскому району г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 29 сентября 2011 года
по делу N А50-14283/2011
принятое судьей Кульбаковой Е.В.,
по иску ИФНС России по Свердловскому району г. Перми (ИНН 5904101890, ОГРН 1045900797029)
к обществу с ограниченной ответственностью "Заря" (ИНН 5904209870, ОГРН 1095904008540), Найденову И.Н., Пачколину А.Н., Ковалеву С.А.
о ликвидации юридического лица,
установил:
ИФНС России по Свердловскому району г. Перми (далее - истец, Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о принудительной ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Заря" (далее - Общество "Заря") с возложением обязанности по осуществлению ликвидации и расходов по ликвидации на его учредителей Найденова И.Н., Пачколина А.Н., Ковалева С.А. на основании ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон о налоговых органах), а также об исключении Общества "Заря" из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 29.09.2011 (резолютивная часть решения объявлена 26.09.2011) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, принять новый об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение судом норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что право налоговых органов на предъявление в суд исков о ликвидации предусмотрено п. 11 ст. 7 Закона о налоговых органах; факты совершения Обществом "Заря" грубых нарушений требований законодательства, имеющих систематический характер, подтверждены материалами дела.
До начала судебного заседания от ответчиков письменные отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда представителей не направили, Инспекцией заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в ее отсутствие. В силу ч.3 ст. 156, ст. 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Общество "Заря" зарегистрировано в качестве юридического лица 24.06.2009, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц на 13.07.2011 (л.д.31-32).
Решениями Арбитражного суда Пермского края от 28.09.2010, от 14.06.2011 по делам N А50-16885/2010, N А50-6901/2011 Общество "Заря" было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 руб. и 50 000 руб. соответственно.
Неоднократное привлечение к административной ответственности за осуществление Обществом "Заря" деятельности по организации и проведению азартных игр без специального разрешения и вне игорных зон послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия у налогового органа права на обращение в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица, нарушающего требования к организации деятельности по осуществлению азартных игр; недоказанности факта продолжения Обществом "Заря" деятельности с нарушением требований законодательства, при том, что неоднократность нарушений сама по себе не может являться безусловным основанием для ликвидации юридического лица.
Выводы суда первой инстанции являются законными и обоснованными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
При этом п. 3 указанной статьи предусмотрено, что требование о ликвидации юридического лица, по основаниям, указанным в п. 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Статьей 31 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогового органа на предъявление исков, перечень которых установлен в подп. 14 п. 1 данной статьи. Указанный перечень не содержит заявленного налоговым органом требования.
Пунктом 11 ст. 7 Закона о налоговых органах предусмотрен перечень исков, которые вправе предъявлять налоговый орган. В данный перечень входит иск о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обращаясь в суд с настоящим иском, Инспекция должна доказать факт осуществления ответчиком запрещенной законом деятельности и обосновать положениями соответствующего закона наличие у налогового органа права на предъявление иска о ликвидации юридического лица.
В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ) деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных данным Законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном Федеральным законом N 244-ФЗ.
Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона N 244-ФЗ за Федеральной налоговой службой закреплены только функции контроля за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных названным законом.
Статья 3 Федерального закона N 244-ФЗ также не предусматривает ликвидации организаций в принудительном порядке по заявлению органов, осуществляющих государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр.
Учитывая отсутствие законодательно установленных полномочий налоговых органов на предъявление в арбитражный суд исков о ликвидации юридических лиц, нарушающих требования к организации азартных игр, налоговый орган не является лицом, имеющим право обращаться с иском о ликвидации по таким основаниям.
Таким образом, выводы суда об отсутствии у Инспекции полномочий на обращение в суд с требованиями о ликвидации организации игорного бизнеса апелляционный суд признает правильными и соответствующими нормам материального права, а соответствующие доводы заявителя жалобы подлежащими отклонению.
Выводы арбитражного суда со ссылками на п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации", на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 N 14-П о том, что неоднократность нарушений не может являться безусловным основанием для ликвидации юридического лица, поскольку в деле не имеется доказательств продолжения данным юридическим лицом противоправной деятельности суд апелляционной инстанции оценивает как обоснованные.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации", при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18.07.2003 N 14-П высказал позицию, согласно которой отсутствие в ч. 2 ст. 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов.
Истцом не представлено доказательств продолжения ответчиком после привлечения его к административной ответственности деятельности по организации азартных игр вне установленных игорных зон, вынесения предписаний о прекращении данной деятельности и неисполнения ответчиком данных предписаний.
Уставом Общества "Заря" предусмотрены такие виды деятельности, как торгово-закупочная деятельность, в том числе оптовая, мелкооптовая, розничная торговля, обслуживание и ремонт компьютерных сетей, услуги по подбору персонала и пр., таким образом, уставом предусмотрены и иные виды деятельности общества.
В силу изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований о ликвидации Общества "Заря".
Доводы заявителя жалобы о том, допущенные Обществом "Заря" нарушения требований законодательства в сфере регулирования азартных игр носят грубый и неустранимый характер, в данном случае не могут повлиять на правильность выводов суда первой инстанции, поскольку при прекращении Обществом "Заря" фактической деятельности по организации и проведению азартных игр вне игровых зон данное юридическое лицо не может быть ликвидировано, т.е. не может быть прекращена любая иная деятельность общества без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта судом апелляционной инстанции не установлено. В удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 29 сентября 2011 года по делу N А50-14283/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.С. Нилогова |
Судьи |
С.И. Мармазова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-14283/2011
Истец: ИФНС России по Свердловскому району г. Перми
Ответчик: Ковалев С. А., Ковалев Сергей Александрович, Найденов Игорь Николаевич, Найдёнов Игорь Николаевич, Пачколин Антон Николаевич
Хронология рассмотрения дела:
14.12.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11926/11