город Омск |
|
13 декабря 2011 г. |
Дело N А75-4547/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 1011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кулагиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7003/2011) Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре (далее - ТУ ФСФБН в ХМАО-Югре; административный орган)
на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21.07.2011 по делу N А75-4547/2011 (судья Загоруйко Н.Б.), принятое
по заявлению открытого акционерного общества "Мостострой-11", ОГРН 1028601680359 (далее - ОАО "Мостострой-11"; Общество; заявитель)
к ТУ ФСФБН в ХМАО-Югре
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 22.03.2011 N 711-11/009,
при участии в судебном заседании представителей:
от Общества - представитель не явился, лицо о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом;
от ТУ ФСФБН в ХМАО-Югре - представитель не явился, лицо о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом,
установил:
ОАО "Мостострой-11" обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением к ТУ ФСФБН в ХМАО-Югре о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 22.03.2011 N 711-11/009, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному штрафу в сумме 45 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21.07.2011 заявленное Обществом требование удовлетворено.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что событие правонарушения в бездействии Общества отсутствует, поскольку подписание между сторонами договора ежемесячных актов о выполненных работах имеет промежуточное значение и не влечет возникновение обязанности по представлению справки о подтверждающих документах.
Не согласившись с принятым судебным актом ТУ ФСФБН в ХМАО-Югре обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Податель апелляционной жалобы считает, что действия Общества образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
ТУ ФСФБН в ХМАО-Югре представило дополнения к апелляционной жалобе, к которым были приложены: справки о подтверждающих документах от 14.01.2011, от 22.09.2010, от 30.11.2010.
Возможность предоставления в суд апелляционной инстанции дополнительных доказательств ограничена нормами статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, независящим от него, и суд признает эти причины уважительными (часть 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В ходе рассмотрения настоящего спора в порядке апелляционного производства ТУ ФСФБН в ХМАО-Югре не указало причин невозможности представления суду первой инстанции вышеперечисленных документов и не заявило ходатайство об их приобщении к материалам настоящего дела.
Суд апелляционной инстанции также считает, что подателем апелляционной жалобы не подтверждено того обстоятельства, что у него отсутствовала возможность представления суду первой указанных выше документов.
Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает возможным отметить, что названные документы не относятся к предмету настоящего спора.
Административный орган, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего спора, явку своего представителя не обеспечил.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечило, в письменном отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайств о его отложении.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к ней, письменный отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
26.10.2009 между ОАО "Мостострой-11" (резидент) и компанией "Linde-KCA-Dresden GmbH" (нерезидент) был заключен договор N 051 2МD 6950.
В соответствии с условиями договора его предметом являются свайные и земляные работы на участке 31 (СУ 31) установки по производству полипропилена (Тобольск ПП) на территории заказчика (владельца) в г. Тобольск.
13.11.2009 в филиале ОАО "Ханты-Мансийский банк" был открыт паспорт сделки N 09110001/1971/0005/3/5 к договору N 051 2МD 6950.
09.08.2010 Обществом в филиал ОАО "Ханты-Мансийский банк" (паспорт сделки N 09110001/1971/0005/3/5) была представлена справка о подтверждающих документах по подтверждающему документу от 23.06.2010 на сумму 32 783 961 руб. 30 коп. (акт о приемке выполненных работ за июнь 2010 года N 4).
11.03.2011 в связи с указанным обстоятельством административным органом был составлен протокол об административном правонарушении.
22.03.2011 ТУ ФСФБН в ХМАО-Югре, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении ОАО "Мостострой-11", вынесло постановление о назначении административного наказания N 711-11/009, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ и подвергнуто административному штрафу в сумме 45 000 руб.
Полагая, что упомянутое выше постановление нарушает права и законные интересы ОАО "Мостострой-11", последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявленным требованием.
21.07.2011 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
- наличие события административного правонарушения;
- лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
- виновность лица в совершении административного правонарушения;
- обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
- характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
- обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
- иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Пунктом 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 6 статьи 15.25 КоАП РФ объективную сторону противоправного деяния образуют несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Частью 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" установлено, что резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны, в частности, представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные статьей 23 данного Закона, в том числе документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; паспорт сделки.
На основании части 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" Банк России в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.
В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" установлено, что справки о подтверждающих документах являются формами учета и отчетности по валютным операциям.
Частью 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" предусматривается, что единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный Банк России.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П) в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк паспорта сделки документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие оказание услуг.
В силу пунктов 2.2, 2.4 Положения N 258-П резидент представляет в банк паспорта сделки подтверждающие документы одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной в порядке, изложенном в Приложении 1 к Положению N 258-П, и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Датой оформления указанных в настоящем абзаце подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа.
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что 26.10.2009 между ОАО "Мостострой-11" (резидент) и компанией "Linde-KCA-Dresden GmbH" (нерезидент) был заключен договор N 051 2МD 6950.
В соответствии с условиями договора его предметом являются свайные и земляные работы на участке 31 (СУ 31) установки по производству полипропилена (Тобольск ПП) на территории заказчика (владельца) в г. Тобольск.
Этим же договором стороны установили, что подрядчик выставляет только один счет на оплату в месяц на основании отчета о ходе выполнения работ, в соответствии с согласованной сторонами системой оценки хода выполнения работ (пункт 5.3 договор N 051 2МD 6950).
Эти счета должны выставляться в течение 14 календарных дней с момента подтверждения компанией ежемесячного отчета о ходе выполнения работ.
В соответствии с утвержденной унифицированной формой КС-2, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100, данная форма (КС-2) носит название акт о приеме выполненных работ и применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений. Акт составляется на основании данных журнала учета выполненных работ (форма N КС-6а) в необходимом количестве экземпляров. Акт подписывается уполномоченными представителями сторон, имеющих право подписи (производителя работ и заказчика (генподрядчика)).
На основании данных акта о приемке выполненных работ заполняется справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3).
Из содержания оспариваемого постановления следует, что 09.08.2010 Обществом в филиал ОАО "Ханты-Мансийский банк" (паспорт сделки N 09110001/1971/0005/3/5) была представлена справка о подтверждающих документах по подтверждающему документу от 23.06.2010 на сумму 32 783 961 руб. 30 коп. (акт о приемке выполненных работ за июнь 2010 года N 4).
Указывая на наличие в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, административный орган ссылается на следующие документы: паспорт сделки N 09110001/1971/0005/3/5 к договору N 051 2МD 6950; справку о подтверждающих документов от 09.08.2010, договор от 26.10.2009 N 051 2МD 6950, акт о приемки выполненных работ за июнь 2010 N 4 на сумму 32 783 961 руб. 30 коп. (датирован 23.06.2010); справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-2, КС-3).
Однако в материалах настоящего дела вышеперечисленные документы отсутствуют, в связи с чем суд апелляционной инстанции определением от 12.10.2011 отложил рассмотрение апелляционной жалобы ТУ ФСФБН в ХМАО-Югре на 06.12.2011 на 11 часов 30 минут, предложив административному органу представить следующие документы: акт о приеме выполненных работ за июнь 2010 года N 4 на сумму 32 783 961 руб. 30 коп. (датирован 23.06.2010); справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС N 23) на сумму 32 783 961 руб. 30 коп. от 23.06.2010; справку о подтверждающих документах заявителя от 09.08.2010 (паспорт сделки N 09110001/1971/0005/3/0).
Между тем подателем жалобы данное определение суда апелляционной инстанции оставлено без исполнения.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу привлекаемого лица.
Пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При данных обстоятельствах, учитывая отсутствие в материалах дела документов, указывающих на наличие в действиях ОАО "Мостострой-11" состава административного правонарушения, не смотря на предложение апелляционной инстанции заинтересованному лицу представить соответствующие документы, суд апелляционной инстанции приходит к заключению о недоказанности административным органом события вменяемого Обществу административного правонарушения и вины.
Следовательно, решение суда первой инстанции о признании незаконным и отмене постановления ТУ ФСФБН в ХМАО-Югре о назначении административного наказания от 22.03.2011 N 711-11/009 является правильным и отмене не подлежит.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривается, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.07.2011 по делу N А75-4547/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-4547/2011
Истец: ОАО "Мостострой-11"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по ХМАО, Территориальное Управление Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора по ХМАО-Югре
Хронология рассмотрения дела:
13.12.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7003/11