г. Санкт-Петербург |
|
14 декабря 2011 г. |
Дело N А56-31161/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2011 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Крыловой А.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен.
от ответчика: Дшураева А.А.-Р. По доверенности от 17.10.2011.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19664/2011) Отдела надзорной деятельности Адмиралтейского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 сентября 2011 года по делу N А56-31161/2011 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению ЗАО "Икар"
к Отделу надзорной деятельности Адмиралтейского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу
об оспаривании предписания
установил:
Закрытое акционерное общество "ИКАР" (190000, Санкт-Петербург, Конногвардейский бульвар, д. 7, ОГРН 1027810258431) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания по устранению нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера N 2-8-3/4/1-3, вынесенного Отделом надзорной деятельности Адмиралтейского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу (Санкт-Петербург, ул. 9-я Красноармейская, д. 10б) 28.02.2011.
Решением от 30.09.2011 заявленное требование удовлетворено, оспариваемое предписание признано недействительным. Суд первой инстанции установил грубые нарушения Отделом надзорной деятельности части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", выразившиеся в нарушении обязанности ознакомить проверяемого с актом проверки.
Не согласившись с решением суда, Отдел надзорной деятельности направил апелляционную жалобу, в которой просил решение от 30.09.2011 отменить. Податель жалобы не согласен с выводом суда о проведении проверки с нарушением требований Закона N 294-ФЗ. В судебном заседании представитель административного органа пояснил, что из-за болезни генерального директора Общества проверка проводилась с участием инженера-смотрителя здания Петрова Н.Н. 24.02.2011 ЗАО "ИКАР" направлено уведомление о необходимости явки 28.02.2011 для вручения акта проверки и предписания. В назначенное время представитель заявителя не явился, в связи с чем акт проверки с предписанием и другими документами, составленными по результатам проверки, направлены в адрес общества посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении. Согласно информации, содержащейся на официальном сайте "Почта России", указанное почтовое отправление получено адресатом 09.03.2011, что свидетельствует, по мнению подателя жалобы, об отсутствии грубых нарушений требований Закона N 294-ФЗ.
ЗАО "ИКАР" надлежащим образом уведомлено о дате и месте рассмотрения дела, однако своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения главного государственного инспектора Адмиралтейского района Санкт-Петербурга от 01.02.2011 N 2-8-3 в период с 18 по 28 февраля 2011 проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля устранения ЗАО "ИКАР" нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, указанных в предписании ГПН N 2/8-1/1/1-5 от 29.01.2010.
В ходе проверки, оформленной актом N 2/8-3 от 28.02.2011, установлен факт невыполнения Обществом пункта 1 предписания ГПН N 2/8-1/1/1-5 от 29.01.2010, в частности:
- в нарушение пункта 9 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС России от 21.12.2005 N 993, персонал ЗАО "ИНКАР" не обеспечен медицинскими средствами индивидуальной защиты в соответствии с требованиями руководящих документов;
- не созданы резервы финансовых и материальных средств (нарушение пункта "ж" статьи 14 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ;
- в нарушение пунктов 4,8 Положения N 993 персонал заявителя не обеспечен средствами индивидуальной защиты (противогазы).
По результатам проверки вынесено предписание N 2-8-3/4/1-3, которым ЗАО "ИНКАР" предписано в срок до 01.02.2011 устранить выявленные нарушения.
Не согласившись с данным предписанием, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о проведении Отделом надзорной деятельности проверки с грубым нарушением положений Закона N 294-ФЗ.
В силу части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не связан доводами жалобы и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Как следует из отзыва, поданного в суд первой инстанции, и подтверждено представителем заинтересованного лица в судебном заседании апелляционного суда, Отдел надзорной деятельности, утверждая о наличии у ЗАО "ИНКАР" обязанности по обеспечению персонала медицинскими средствами индивидуальной защиты, в том числе противогазами, ссылается на Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденное Приказом МЧС РФ от 21.12.2005 N 993.
Из пункта 7 данного Положения следует, что в мирное время подлежит обеспечению средствами индивидуальной защиты (СИЗ) население, проживающее:
на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;
на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах (далее - РОО);
на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах;
на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.
Отдел надзорной деятельности, ссылаясь на наличие вблизи Санкт-Петербурга в г. Сосновый Бор объекта особой опасности - Ленинградской атомной электростанции, считает территорию Санкт-Петербурга зоной опасного радиоактивного заражения (загрязнения).
Между тем, СНиП 2.01.51-90 "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны" установлено, что для атомной станции зону опасного радиоактивного заражения (загрязнения) составляет зона ее возможного разрушения и прилегающая к этой зоне полоса территории шириной 20 км для АС, установленной мощностью до 4 ГВт включительно, и 40 км для АС, установленной мощностью более 4 ГВт.
Представитель Отдела надзорной деятельности не оспаривает, что ЗАО "ИНКАР" расположено от Ленинградской атомной электростанции в г. Сосновый Бор на значительно большем расстоянии, чем указано в СНиП 2.01.51-90. Доказательства, подтверждающие, что заявитель расположен на территории, являющейся зоной опасного радиоактивного заражения, Отдел надзорной деятельности в нарушение требований статей 65, 200 АПК РФ не представил.
Иные нормативно-правовые акты, обязывающие заявителя обеспечивать персонал средствами индивидуальной защиты, противогазами, отсутствуют.
Также административный орган ссылается на пункт "ж" статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", согласно которому организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайный ситуаций обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства РФ от 10.11.1996 N 1340 утвержден Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Как следует из пункта 2 Порядка, резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.
Согласно пункту 3 названного Порядка для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:
федеральный резерв материальных ресурсов в составе государственного материального резерва решением Правительства Российской Федерации;
резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти решением федеральных органов исполнительной власти;
резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
местные резервы материальных ресурсов решением органов местного самоуправления;
объектовые резервы материальных ресурсов решением администраций предприятий, учреждений и организаций.
Пунктом 5 Порядка установлено, что резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций размещаются на объектах, предназначенных для их хранения и откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций.
При этом резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом (пункт 4 Порядка).
Методическое руководство созданием, хранением, использованием и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций возложено на МЧС России (пункт 8 Методики).
В отзыве, представленном в суд первой инстанции, Отдел надзорной деятельности сослался на Приказ Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу от 05.12.2007 N 571 "Об утверждении Методических рекомендаций по созданию, использованию и восполнению объектового резерва финансовых средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций".
Между тем, данный приказ и утвержденные им Методические рекомендации нигде не опубликованы. Какие-либо иные акты, доведенные до сведения лиц, которым вменено в обязанность создание резервов финансовых и материальных ресурсов, Отделом надзорной деятельности не приведены.
Таким образом, подателем апелляционной жалобы не доказано наличие у заявителя реальной возможности исполнения требований пункта ж) статьи 14 Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 и Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Обществу вменено нарушение пунктов 4, 8 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 21.12.2005 N 993, выразившееся в не обеспечении персонала средствами индивидуальной защиты.
В соответствии с пунктом 4 указанного Положения Обеспечение населения средствами индивидуальной защиты (СИЗ) осуществляется:
федеральными органами исполнительной власти - работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении;
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении, а также детей дошкольного возраста, обучающихся и неработающее население, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
органами местного самоуправления - работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений;
организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.
Накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Положения (пункт 8).
В силу пункту 7 Положения обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее:
на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;
на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах (далее - РОО);
на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах;
на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.
Доказательства того, что на ЗАО "ИКАР" распространяются вышеприведенные нормы Положения N 993, Отделом надзорной деятельности не представлены.
Кроме того, в оспариваемом предписании не указаны конкретные мероприятия, которые, по мнению надзорного органа, надлежит выполнить организации.
Таким образом, Отдел надзорной деятельности не представил доказательства, свидетельствующие о распространении на ЗАО "ИКАР" норм, неисполнение которых вменено в обжалуемом предписании.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 сентября 2011 года по делу N А56-31161/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отдела надзорной деятельности Адмиралтейского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-31161/2011
Истец: ЗАО "Икар"
Ответчик: Главное управление МЧС России по Санкт-Петербургу Управление надзорной деятельности, Отдел надзорной деятельности Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
14.12.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19664/11