город Ростов-на-Дону |
|
12 декабря 2011 г. |
дело N А53-15607/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Авдониной О.Г.,
судей Ломидзе О.Г., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковлевой А.В.,
при участии:
от заявителя: представителя Калюжной С.Г. по доверенности от 01.07.2011,
от заинтересованного лица: представителя Кривогузова В.В. по доверенности от 03.09.2011 N 08-09/018902,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Ростова-на-Дону
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 10 октября 2011 года по делу N А53-15607/2011
по заявлению ликвидатора общества с ограниченной ответственностью "Алькасар Юг" Рыпалова Максима Александровича
к заинтересованному лицу инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Ростова-на-Дону
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица,
принятое в составе судьи Корецкого О.А.,
УСТАНОВИЛ:
ликвидатор общества с ограниченной ответственностью "Алькасар Юг" Рыпалов Максим Александрович (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Ростова-на-Дону (далее - ИФНС, налоговая служба) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией от 14.06.2011.
Заявленные требования мотивированы тем, что в качестве основания для вынесения оспариваемого решения налоговая служба необоснованно указала на неуведомление ИФНС, в нарушение положений статьи 20 Федерального закона Российской Федерации N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), о составлении ООО "Алькасар Юг" промежуточного ликвидационного баланса. Заявитель указывает, что сведения о составлении промежуточного ликвидационного баланса ООО "Алькасар Юг" были своевременно представлены в налоговую службу. В связи с этим, 16.06.2011 ИФНС внесла в ЕГРЮЛ запись за регистрационным номером 2116165040627 о составлении промежуточного ликвидационного баланса и выдала обществу соответствующее свидетельство серии 61 N 006688856. Данное обстоятельство, по мнению заявителя, свидетельствует об отсутствии у налогового органа правовых оснований для вынесения оспариваемого решения.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 10.10.2011, с учётом исправительного определения от 10.10.2011, решение ИФНС от 14.06.2011 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Алькасар Юг" признано незаконным. С налоговой службы в пользу Рыпалова М.А. взыскано 2 000 руб. государственной пошлины.
Судебный акт мотивирован тем, что уведомление по форме N Р15003 о составлении промежуточного ликвидационного баланса, обязательное для представления на регистрацию в соответствии с частью 3 статьи 20 Закона N 129-ФЗ, было получено регистрирующим органом по почте 19.05.2011 за входящим N 2544, о чем указано в уведомлении и служебной записке от 08.06.2011.
08.06.2011 регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись. 23.05.2011 ООО "Алькасар Юг" в регистрирующий орган был представлен полный пакет документов, необходимый для государственной регистрации ликвидации общества.
Суд указал, что общество надлежащим образом исполнило свою обязанность по уведомлению регистрирующего органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса, и на момент вынесения оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации у налогового органа имелись сведения о составлении обществом промежуточного ликвидационного баланса.
С принятым судебным актом не согласилась ИФНС, в порядке, предусмотренном положениями главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных ООО "Алькасар Юг" требований отказать.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что в нарушение положений части 3 статьи 20 Закона N 129-ФЗ ООО "Алькасар Юг" не представило сведений об утверждении промежуточного ликвидационного баланса. В связи с этим, на момент обращения ООО "Алькасар Юг" с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N Р16001 (на дату 06.06.2001) у налогового органа отсутствовали сведения об утверждении промежуточного ликвидационного баланса. Таким образом, сведения, содержащиеся в ликвидационном балансе носят неактуальный, недостоверный характер, а, следовательно, само заявление по форме N Р16001 считается непредставленным в регистрирующий орган.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ИФНС поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований ООО "Алькасар Юг" отказать.
Представитель заявителя с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суд первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
В пунктах 1, 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Кодексом, другими законами.
Согласно статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
Как следует из материалов дела, 02.02.2011 единственным участником ООО "Алькасар Юг" было принято решение N 5 о добровольной ликвидации общества, в качестве ликвидатора общества назначен Рыпалов М.А. (т. 1 л.д. 16).
В целях исполнения установленных действующим законодательством обязательств, связанных с прохождением хозяйственным обществом процедуры ликвидации, ООО "Алькасар Юг" 02.02.2011 обратилось в ИФНС с уведомлениями по форме N Р15001 о принятии решения о ликвидации юридического лица, о назначении ликвидатора общества (т. 2 л.д. 14-20).
09.02.2011 регистрирующим органом внесена запись в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации ООО "Алькасар Юг", назначении ликвидатора, о чем обществу выданы свидетельства серия 61 N 007344019 и N 007344020 (т. 1 л.д. 31-32, т. 2 л.д. 10-13).
16.02.2011 в журнале "Вестник государственной регистрации" опубликована информация о ликвидации общества, с предложением кредиторам заявлять в двухмесячный срок требования, которые никем не были заявлены (т. 2 л.д. 21).
17.05.2011 единственным участником ООО "Алькасар Юг" принято решение N 6 об утверждении промежуточного ликвидационного баланса общества (т. 1 л.д. 33). В связи с этим 19.05.2011 посредствам почтовой связи ООО "Алькасар Юг" направило в ИФНС заявление по форме N Р15003, промежуточный ликвидационный баланс, отчет о прибылях и убытках, налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество, налоговые декларации, решение единственного участника общества об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, кассовый чек, что подтверждается представленной в материалы дела описью вложения в ценное письмо, имеющее отметку почтовой организации о принятии корреспонденции к пересылке (т. 1 л.д. 34-35).
20.05.2011 единственным участником ООО "Алькасар Юг" принято решение N 7 об утверждении ликвидационного баланса общества (т. 1 л.д. 49). В связи с этим, 23.05.2011 в регистрирующий орган были направлены: ликвидационный баланс, заявление по форме N Р16001, решение единственного участника общества об утверждении ликвидационного баланса, квитанция об оплате госпошлины, справка об отсутствии задолженности по страховым взносам из пенсионного фонда, что подтверждается представленной в материалы дела описью вложения в ценное письмо, имеющее отметку почтовой организации о принятии корреспонденции к пересылке (т. 1 л.д. 45-52, т. 2 л.д. 7-9).
14.06.2011 ИФНС было вынесено решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ. Основанием для отказа в государственной регистрации послужило непредставление ООО "Алькасар Юг" определенных статьёй 21 Закона N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов, а именно: на момент проведения регистрационных действий по форме N Р16001 заявитель не уведомил регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса, в связи с чем, составленный ликвидационный баланс юридического лица налоговый орган расценил как неактуальный и носящий недостоверный характер (т. 1 л.д. 44).
Не согласившись с решением налогового органа, ликвидатор ООО "Алькасар Юг" в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился с заявлением о признании решения ИФНС от 14.06.2011 незаконным.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из приведённых норм права следует, что обязательным условием для признания решения органа государственной власти незаконными является установление судом совокупности двух обстоятельств: несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение решением органа государственной власти прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Из правовой позиции ИФНС по делу следует, что на момент осуществления регистрационных действий по внесению записи о ликвидации ООО "Алькасар Юг" заявителем не было выполнено требование об уведомлении регистрирующего органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса. В связи с этим, налоговая служба полагает, что заявление о составлении ликвидационного баланса носит неактуальный, недостоверный характер, а следовательно, такое заявление считается не представленным в регистрирующий орган.
Обязанность по предоставлению в налоговую службу промежуточного ликвидационного баланса при осуществлении процедуры ликвидации хозяйственного общества предусмотрена положениями пункта 3 статьи 20 Закона N 129-ФЗ.
Как указывалось ранее, во исполнение данной обязанности ООО "Алькасар Юг" почтовой связью направило 19.05.2011 в адрес ИФНС решение единственного участника общества об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, промежуточный ликвидационный баланс, уведомление по форме N Р15003 и приложенные к ним документы, что подтверждается описью вложения в ценное письмо, удостоверенное штампом почтовой службы (т. 1 л.д. 34).
Указанные документы поступили в ИФНС 19.05.2011, что подтверждается соответствующими отметками на документах, представленных в регистрационное дело в отношении ООО "Алькасар Юг" (т. 2 л.д. 4-6).
Исходя из положений пункта 1 статьи 8, пункта 5 статьи 22 Закона N 129-ФЗ, сведения о поступлении в налоговую службу уведомления об утверждении промежуточного ликвидационного баланса ООО "Алькасар Юг" подлежали внесению в ЕГРЮЛ в течении 5 рабочих дней, т.е. не позднее 26.05.2011.
В нарушение приведённых выше норм права ИФНС возложенной на неё обязанности не исполнило.
Как следует из материалов регистрационного дела, утверждённый промежуточный ликвидационный баланс ООО "Алькасар Юг" и приложенные к нему документы на основании служебной записки были переданы из отдела работы с налогоплательщиками ИФНС в отдел регистрации и учёта налогоплательщиков ИФНС 08.06.2011 (т. 2 л.д. 3).
Только 16.06.2011 ИФНС внесена запись в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса ООО "Алькасар Юг", о чем обществу выдано свидетельство серия 61 N 006688856 (т. 1 л.д. 36, т. 2 л.д. 1).
Приведённые выше обстоятельства свидетельствуют о том, что на момент поступления в налоговую службу окончательно утверждённого ликвидационного баланса ООО "Алькасар Юг", заявления по форме N Р16001 и приложенных к нему документов (на дату 03.06.2011 - т. 1 л.д. 45) ИФНС располагало уведомлением общества об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, однако в нарушение положений Закона N 129-ФЗ своевременно не осуществило внесение в ЕГРЮЛ сведений о данном обстоятельстве.
Неисполнение ИФНС своей обязанности по своевременному отражению в ЕГРЮЛ сведений о поступлении в его адрес уведомления об утверждении промежуточного ликвидационного баланса не может ставиться в вину ООО "Алькасар Юг" как обстоятельство, подтверждающее неисполнение обществом обязанности по направлению такого уведомления в адрес налоговой службы.
Таким образом, на дату 14.06.2011 ООО "Алькасар Юг" исполнило свою обязанность по предоставлению налоговой службе уведомления об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, и у ИФНС не имелось правовых оснований для принятия решения об отказе в государственной регистрации ООО "Алькасар Юг" в связи с его ликвидацией со ссылкой на неисполнение обществом указанной обязанности. Иных оснований для отказа в государственной регистрации ИФНС в оспариваемом решении не указало.
Ссылка представителя ИФНС на то обстоятельство, что в момент осуществления регистрационных действий по государственной регистрации ООО "Алькасар Юг" в отношении общества проводилась налоговая проверка не имеет правового значения для правильного рассмотрения существующего спора.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Как указывалось ранее, ИФНС посредствам направления в её адрес уведомлений по форме N Р15001 и N Р15002 непосредственно была уведомлена о принятии ООО "Алькасар Юг" решения о своей ликвидации, общество также разместило соответствующее сообщение в официальном издании - журнале "Вестник государственной регистрации" от 16.02.2011, в котором указало на то, что требования кредиторов к обществу могут быть заявлены в течении 2 месяцев с момента публикации сообщения.
Ввиду того, что в ООО "Алькасар Юг" какие-либо требования кредиторов не поступали, в том числе, требования ИФНС по уплате налогов и сборов, единственный участник общества 17.05.2011 принял решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса общества, а 20.05.2011 принял решение от утверждении окончательного ликвидационного баланса предприятия (незначительный промежуток во времени между принятыми решениями объясняется отсутствием требований кредиторов, с которыми было необходимо производить соответствующие расчёты).
Налоговая служба в установленный срок не заявила требования в качестве кредитора общества в отношении имеющейся у последнего задолженности по обязательным платежам, не предоставила доказательств обращения к ликвидатору общества с заявлением в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из положений статьи 23 Закона N 129-ФЗ следует, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным законом необходимых документов для государственной регистрации.
ООО "Алькасар Юг" обратилось в инспекцию с заявлением о государственной регистрации ликвидации юридического лица, представив все необходимые документы. ИФНС не доказала, что на момент ликвидации у общества имелась задолженность перед бюджетом и налоговый орган принял необходимые меры по взысканию этой задолженности, в установленном порядке заявив требование о наличии задолженности как кредитор общества.
Положения главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не предусматривают проведение выездной налоговой проверки юридического лица в связи с его ликвидацией в качестве обязательного условия государственной регистрации такого юридического лица в связи с ликвидацией (аналогичная правоприменительная позиция высказана в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.01.2011 по делу N А53-11853/2010).
Кроме того, из оспариваемого решения ИФНС следует, что единственным основанием для отказа в регистрации явилось отсутствие среди представленных на государственную регистрацию документов заявления по форме N Р16001, что не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции. Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом не допущено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе суд относит на ИФНС, которая, в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождена от её уплаты.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10 октября 2011 года по делу N А53-15607/2011 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Г. Авдонина |
Судьи |
О.Г. Ломидзе |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-15607/2011
Истец: ликвидатор общества с ограниченной ответственностью "Алькасар Юг" Рыпалов М. А., ООО "Алькасар Юг"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону
Третье лицо: ООО "Алькасар Юг"
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13229/11