г. Тула |
|
14 декабря 2011 г. |
Дело N А68-4421/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Игнашиной Г.Д.,
судей Полынкиной Н.А., Стахановой В.Н.,
по докладу судьи Игнашиной Г.Д.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Косаревой Е.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Ленинское пассажирское автотранспортное предприятие"
на решение Арбитражного суда Тульской области
от 12.09.2011 по делу N А68-4421/2011 (судья Рыжикова Н.А.)
по заявлению ООО "Ленинское пассажирское автотранспортное предприятие"
к Департаменту транспорта и дорожного хозяйства Тульской области
3-и лица: ООО "Междугородние и городские перевозки Тулатранс"
о признании незаконным решения и обязании заключить договор,
при участии:
от заявителя: Терехова Ю.Н. директора,
от ответчика: Титова Д.В. по доверенности,
от 3-го лица: не явились, извещены надлежаще,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ленинское пассажирское автотранспортное предприятие" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с требованиями о признании недействительным решения Департамента транспорта и дорожного хозяйства Тульской области о повторном проведении конкурса по лоту N 10, изложенного в письме от 25.05.2011 N 22-01-16/722 и обязании Департамента транспорта и дорожного хозяйства Тульской области заключить с Обществом договор на обслуживание маршрута N 175 "Тула "станция Южная - пос.Ленинский-1" в установленный судом срок.
Решением суда первой инстанции от 12.09.2011 в удовлетворении требований отказано.
Общество обжаловало решение суда в апелляционном порядке и просит это решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
До рассмотрения дела по существу от ответчика поступило ходатайство о смене наименования с Департамента транспорта и дорожного хозяйства Тульской области на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области.
Факт смены наименования подтверждается указом губернатора Тульской области от 15.09.2011 N 1.
Ходатайство судом удовлетворено.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено судом, в период с 25 марта 2011 г. по 13 мая 2011 г. ответчиком подготовлен и проведен конкурс на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области в соответствии с Законом Тульской области от 24.07.2006 N 728-ЗТО "Об организации обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области", постановлением администрации Тульской области от 09.02.2009 N 51 "Об утверждении порядка проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области".
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 28.04.2011 на участие в конкурсе поданы заявки от ООО "Междугородние и городские перевозки "ТУЛАТРАНС", ООО "Тульская транспортная компания" и Общества.
ООО "Тульская транспортная компания" отказано в допуске к участию в конкурсе.
ООО "Междугородние и городские перевозки "ТУЛАТРАНС" и Общество допущены к участию в конкурсе и признаны участниками конкурса.
Победителем конкурса признан участник конкурса N 1 ООО "Междугородние и городские перевозки "ТУЛАТРАНС", что подтверждается протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 05.05.2011 г.
13.05.2011 Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Тульской области заключен договор N 22-01-30/42-11 об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту N175 "Тула-Ленинский-1" с победителем конкурса ООО "Междугородние и городские перевозки "ТУЛАТРАНС".
Письмом N 2983 администрация муниципального образования Ленинский район сообщила ответчику о том, что ООО "Междугородние и городские перевозки ТУЛАТРАНС", заключившее с Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Тульской области договоры об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных маршрутах N162 "Тула - Обидимо" и N175 "Тула - пос. Ленинский-1", до настоящего времени не приступило к исполнению своих обязанностей по договорам.
По просьбе администрации муниципального образования Ленинский район перевозку пассажиров на маршрутах N 162 "Тула - Обидимо" и N 175 "Тула - пос. Ленинский-1" до настоящего времени продолжает осуществлять Общество, у которого не имеется законных оснований для работы на указанных пригородных маршрутах.
24 мая 2011 г. в адрес ответчика поступило письмо ООО "Междугородние и городские перевозки "ТУЛАТРАНС" N 25 от 23.05.2011 с просьбой расторгнуть договор по лоту N 10 в связи со сложившимися обстоятельствами.
В связи с этим ответчик направил в адрес Общества письмо N 27-01-16/722 от 25.05.2011 с просьбой продолжить осуществлять перевозки пассажиров по маршруту N 175 до проведения очередного конкурса.
26.05.2011 между ответчиком и ООО "Междугородние и городские перевозки "ТУЛАТРАНС" подписано дополнительное соглашение N 1 о расторжении договора по лоту N 10.
Не согласившись с письмом Департамента от 25.05.2011 N 27-01-16/722, Общество обратилось в арбитражный суд требованием о признании недействительным решения Департамента транспорта и дорожного хозяйства Тульской области о повторном проведении конкурса по лоту N 10, изложенного в указанном письме.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела Общество, обращаясь в суд с заявлением, полагало, что письмо Департамента от 25.05.2011 N 27-01-16/722 содержит решение о проведении нового конкурса, в то время как договор должен быть заключен с Обществом без его проведения.
Согласно пп. 12 п. 2 статьи 26.3 Федерального закона от 05.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросы организации пассажирских перевозок на пригородных и межмуниципальных маршрутах относятся к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 2 Закона Тульской области от 24.07.2006 N 728-ЗТО "Об организации обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области" (далее - Закон N 728-ЗТО) под организацией транспортного обслуживания населения понимается комплекс мероприятий, реализуемых уполномоченным органом исполнительной власти Тульской области в сфере организации транспортного обслуживания населения области в целях удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках автомобильным транспортом на пригородных и межмуниципальных маршрутах.
В силу ст. 3-1 Закона N 728-ЗТО привлечение перевозчиков к выполнению регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах осуществляется на основании договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах, заключаемого перевозчиком с уполномоченным органом по результатам конкурсов на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона N 728-ЗТО организация транспортного обслуживания населения на пригородных и межмуниципальных маршрутах включает, в том числе, отбор перевозчиков для работы на маршрутах регулярных перевозок в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и нормативными правовыми актами администрации Тульской области.
Пунктами 22, 23 Порядка проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области, утвержденного постановлением администрации Тульской области от 09.02.2009 N 51, предусмотрено, что в течение десяти дней с момента подписания протокола об итогах проведения конкурса между департаментом транспорта и дорожного хозяйства Тульской области и победителем конкурса (далее - перевозчик) заключается договор об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области. В случае отказа участника, получившего наибольшее количество баллов по итогам конкурса, от заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области договор заключается с участником конкурса, оказавшимся по количеству баллов на следующем за ним месте.
Судом установлено, что ООО "Междугородние и городские перевозки Тулатранс", победившее в конкурсе, не отказалось от заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту N 175 и с ним заключен договор N 22-01-30/42-11 от 13.05.2011.
Таким образом, оснований для заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа с Обществом без проведения конкурса не имеется.
Кроме того, согласно п.п. 4, 6 данного Порядка организатор конкурса подготавливает все необходимые документы для объявления конкурса, осуществляет публикацию в средствах массовой информации условий и даты его проведения, определяет типовые формы конкурсной документации, перечень показателей оценки конкурса, форму типового договора с победителем конкурса; информационное сообщение о проведении конкурса публикуется в средствах массовой информации Тульской области и размещается в сети Интернет на сайте администрации Тульской области не менее чем за тридцать дней до даты проведения.
То есть нормативным правовым актом утверждена определенная процедура проведения конкурса.
При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что Департаментом совершены какие-либо действия по проведению конкурса по лоту N 10.
Само по себе обжалуемое письмо содержит лишь просьбу ответчика продолжить осуществлять перевозки пассажиров по маршруту N 175 и не является подтверждением принятия решения о повторном проведении конкурса.
Довод жалобы о необходимости применения в рассматриваемом случае положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) отклоняется.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона N 94-ФЗ настоящий Закон устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Как следует из материалов дела, конкурс проводится не во исполнение требований Закона N 94-ФЗ для размещения государственного заказа на оказание услуг, а для обеспечения условий по предоставлению транспортных услуг населению, вследствие чего Закон N 94-ФЗ не регулирует отношения, связанные с проведением настоящего конкурса.
Довод жалобы о необходимости применения Закона N 94-ФЗ по аналогии отклоняется.
В соответствии с п. 6 статьи 13 АПК РФ в случае, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона).
В данном случае спорные правоотношения урегулированы Порядком проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области, утвержденным постановлением администрации Тульской области от 09.02.2009 N 51, вследствие чего оснований для применения аналогии права не имеется.
Таким образом, судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 12.09.2011 по делу N А68-4421/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.Д. Игнашина |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-4421/2011
Истец: ООО "Ленинской пассажирское автотранспортное предприятие"
Ответчик: Департамент транспорта и дорожног хозяйства Тульской области
Третье лицо: ООО "Междугородние и городские перевозки Тулатранс"
Хронология рассмотрения дела:
14.12.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5420/11