г. Пермь |
|
14 декабря 2011 г. |
Дело N А71-6337/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 декабря 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Осиповой С.П.,
судей Ясиковой Е.Ю., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Беляковой М.В.
при участии:
от заявителя - Муниципального учреждения "Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" (ОГРН 1021801502205, ИНН 1826001000): не явились;
от заинтересованного лица - Управления по наружной рекламе, информации и оформлению города администрации г. Ижевска (ОГРН 1081831000030, ИНН 1831126237): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Управления по наружной рекламе, информации и оформлению города администрации г. Ижевска
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 30 сентября 2011 года
по делу N А71-6337/2011,
принятое судьей Валиевой З.Ш.
по заявлению Муниципального учреждения "Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска"
к Управлению по наружной рекламе, информации и оформлению города администрации г. Ижевска
о признании незаконным и отмене предписания,
установил:
Муниципальное учреждение "Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" (далее - заявитель, МУ ГЖУ) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления по наружной рекламе, информации и оформлению города Администрации г. Ижевска (далее - заинтересованное лицо, Управление наружной рекламы) N 343-Д от 06.04.2011 г.. о демонтаже рекламной конструкции.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 сентября 2011 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемое предписание признано незаконным и отменено.
Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
В обоснование жалобы указывает на то, что спорная конструкция не является вывеской, поскольку не представляется возможным точно конкретизировать фирменное (коммерческое) наименование, а также на настенном панно отсутствует местонахождение (адрес) и режим работы продавца. Конструкция, установленная туристическим агентством, не отвечает всем требованиям, установленным ст. 9 Закона о защите прав потребителей, размер конструкции, ее содержание свидетельствуют о том, что данная конструкция является рекламной. Кроме того, указывает, что спорное предписание выдано МУ ГЖУ как управляющей организации по договору с собственниками данного многоквартирного жилого дома правомерно.
Заявитель с доводами апелляционной жалобы не согласен по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, решение считает законным и обоснованным, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили (от заинтересованного лица поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя), что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в ходе контрольных мероприятий за правомерностью установки рекламных конструкций, проведенных Управлением наружной рекламы, выявлен факт самовольного размещения на восточном фасаде жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: ул. Пушкинская, 181, рекламной конструкции - настенного панно "Тур Агентство "Вокруг света"" без оформления соответствующего разрешения.
Место нахождения туристического агентства "Вокруг света" Управлению наружной рекламы установить не удалось, ввиду чего на основании ч. 10 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) муниципальному учреждению ГЖУ, как управляющей организации по договору с собственниками данного многоквартирного жилого дома, было выдано предписание N343-Д от 06.04.2011 о демонтаже указанной рекламной конструкции со сроком исполнения до 30.04.2011 (л.д. 14).
Не согласившись с требованиями предписания Управления наружной рекламы, МУ ГЖУ обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предписание Управления по наружной рекламе, информации и оформлению города Администрации г. Ижевска N 343-Д от 06.04.2011 не соответствует Закону о рекламе, нарушает права и законные интересы заявителя и подлежит отмене.
Проанализировав доводы заявителя, заинтересованного лица, представленные в апелляционной жалобе, отзыве на жалобу, нормы права, регулирующие спорные правоотношения, оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела в порядке ст.71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для удовлетворения требований заявителя необходимо соблюдение двух условий в совокупности: несоответствие закону или иному нормативному акту оспариваемых действий, ненормативного акта и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), основание для их принятия, возложено на орган или лицо, их принявший (ее).
Следовательно, Управление по наружной рекламе, информации и оформлению города Администрации города Ижевска обязано доказать законность и обоснованность вынесения предписания, являющегося предметом рассмотрения по настоящему делу.
В соответствии с п. 9 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе") установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Согласно п. 10 ст. 19 Закона "О рекламе" установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Согласно ст.3 Закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
По смыслу данной статьи под рекламой понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям.
В силу п.5 ч.2 ст.2 Закона "О рекламе" настоящий Федеральный закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Частью 1 статьи 9 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Таким образом, вывеска является идентификацией объекта, размещение которой является обязанностью предприятия по информированию потребителей о названии предприятия, с возможным указанием логотипа или фирменного стиля.
В соответствии с п. 3.3 Правилами регулирования отношений, возникающих в области размещения объектов наружной рекламы и информации в городе Ижевске, утвержденных решением Городской думы города Ижевска от 22.12.2006 N 219, объектами информационного оформления предприятий и организаций в городе Ижевске являются вывески, информационное оформление. Вывеска размещается изготовителем (исполнителем, продавцом) на видном месте на здании справа или слева у главного входа в занимаемое им здание или помещение, а также на ярмарках, лотках и в других местах осуществления им торговли, бытового и иного вида обслуживания вне постоянного места нахождения. Предприятия и организации вправе размещать на фасадах, крышах зданий информационное оформление (информационные конструкции), предназначенное для размещения информации о наименовании (в том числе не совпадающим с наименованием владельца данной организации), типе или профиле предприятия для ориентирования потребителей.
На основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что спорная информация "Турагенство Вокруг света Вход со двора со стрелкой и стилизованным изображением земного шара", размещенная на фасаде жилого дома N 181 по ул. Пушкинская в г. Ижевске, не является информацией о фирменном наименовании организации, месте ее нахождения и режиме работы, а также не является информацией, обязанность доведения которой установлена Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" либо обычаем делового оборота (Информационное письмо ВАС РФ N 37 от 25.12.1998).
Кроме того, собственника разместившего рекламную конструкцию установить не удалось, в связи с чем, невозможно установить фирменное (коммерческое) наименование организации.
Таким образом, спорная конструкция не отвечает требованиям, установленным ст. 9 Закона о защите конкуренции, а также Правилам регулирования отношений, возникающих в области размещения объектов наружной рекламы и информации в городе Ижевске, утвержденных решением Городской думы города Ижевска от 22.12.2006 N 219, размер конструкции, ее содержание свидетельствуют о том, что данная конструкция является рекламной.
Выводы суда первой инстанции, что спорная конструкция является вывеской, не содержащей сведения рекламного характера, ввиду чего на нее не распространяется действие Закона о рекламе, являются ошибочными, а доводы заявителя апелляционной жалобы в указанной части - правомерными.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Исходя из требований, содержащихся в частях 21 и 22 ст. 19 Закона о рекламе, судебная процедура демонтажа предусмотрена в отношении собственников рекламной конструкций и для рекламной конструкции, изначально установленной правомерно, при наличии надлежащего разрешения. Что касается самовольной рекламной конструкции, то ее собственник, не обращавшийся за разрешением компетентного органа, может быть не известен и впоследствии не найден.
Поскольку Закон о рекламе не определяет субъект, который обязан выполнить работы по демонтажу самовольно установленной рекламной конструкции, в случае если ее собственник не найден, а также источник финансирования указанных работ не определен, административный орган должен был, возлагая соответствующую обязанность на муниципальное учреждение, указать в предписании, по каким основаниям Муниципальное учреждение "Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" обязано демонтировать рекламную конструкцию, собственник которой не установлен.
Учреждением, в силу ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ, Кодекс), признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В соответствии с законом (пункт 1 статьи 49, пункт 3 статьи 50, пункт 1 статьи 120, пункт 2 статьи 298 ГК РФ муниципальное учреждение обладает специальной (целевой) правоспособностью. В силу абзаца второго пункта 3 статьи 50 ГК РФ некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, для которых они созданы, и соответствующую этим целям (Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 (ред. от 19.04.2007). Следовательно, возложение на муниципальное учреждение соответствующей обязанности, не основанной на тех полномочиях, которыми его наделил собственник, без правового обоснования, не правомерно.
Фактически стороны являются структурой муниципального образования, как само Управление по наружной рекламе, информации и оформлению города Администрации города Ижевска, так и муниципальное учреждение "Городское жилищное управление - Управляющая компания в Жилищно-коммунальном хозяйстве г.Ижевска" (л.д. 16-19).
Таким образом, поскольку предписание административного органа не мотивировано, с учетом правового положения МУ, оснований для признания правомерным возложение на муниципальное учреждение такой обязанности по демонтажу рекламной конструкции, собственник которой не установлен, арбитражным судом не установлено.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое предписание не соответствует закону Российской Федерации "О рекламе", нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку незаконно возлагает на него обязанность по демонтажу конструкции, создает препятствие для осуществления уставной деятельности учреждения, соответственно оспариваемое предписание признано недействительным судом 1 инстанции правомерно.
Иных безусловно влекущих отмену судебного акта доводов заявителем апелляционной жалобы не приведено.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 сентября 2011 года по делу N А71-6337/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления по наружной рекламе, информации и оформлению города администрации г. Ижевска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
С.П.Осипова |
Судьи |
Л.Ю.Щеклеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-6337/2011
Истец: МАУ "Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска"
Ответчик: Управление по наружной рекламе, информации и оформлению города администрации г. Ижевска