Наше общество (субарендатор) арендовало часть нежилого помещения по договору субаренды, заключенному с фирмой-арендатором. Договор субаренды разрешает нам производить за свой счет перепланировку арендуемого помещения.
Чтобы переоборудовать офисное помещение в торговый зал, мы заключили договор подряда со строительной фирмой на проведение ряда ремонтно-отделочных и монтажных работ в арендуемой нами части помещения. Согласно представленному акту выполнены следующие работы: устройство внутренних перегородок с отделкой и окраской и установка дверей.
Стоимость выполненных работ за вычетом НДС мы отнесли на счет 44 "Издержки обращения" как расходы на проведение ремонта и учли единовременно в составе расходов при исчислении налога на прибыль. Имели ли мы на это право?
Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии (подп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
Пунктом 2 ст. 260 НК РФ установлено, что положения этой статьи применяются также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено.
Первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям (п. 2 ст. 257 НК РФ).
В целях главы 25 НК РФ к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
Из приведенных норм видно, что отнесению на расходы подлежат только затраты на ремонтные работы.
Затраты на реконструкцию учитываются в стоимости основных средств (в том числе и для арендатора в качестве улучшений в арендованное имущество) и списываются на расходы через амортизацию.
В вашем случае были установлены перегородки и двери. Поэтому можно предположить, что была проведена перепланировка арендуемого вами помещения.
Соответственно возникает вопрос: работы по установке перегородок в помещении (перепланировка) - это ремонт, реконструкция или нечто иное?
Минфин России в письме от 23.11.2006 N 03-03-04/1/794 разъяснил, как отличить ремонт от реконструкции.
В данном вопросе организациям согласно этому письму необходимо руководствоваться следующими документами:
- письмом Минфина СССР от 29.05.1984 N 80;
- Ведомственными строительными нормами ВСН 58-88(р) - Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, - утвержденными Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312;
- Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279.
В частности, в Положении МДС 13-14.2000 указано, что при производстве капитального ремонта перегородок здания (помещения) допускается частичная перепланировка с увеличением общей площади перегородок не более 20% (п. III части А приложения 8). Аналогично ВСН 58-88(р) (п. 5.1) допускает, что при проведении капитального ремонта может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта, а именно улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
То есть оба эти документа допускают отнесение перепланировки помещения (устройство перегородок) к работам по капитальному ремонту.
В то же время согласно ВСН 58-88(р) (п. 5.3) "при реконструкции зданий (объектов) исходя из сложившихся градостроительных условий и действующих норм проектирования помимо работ, выполняемых при капитальном ремонте, могут осуществляться: изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек, пристроек, а при наличии необходимых обоснований - их частичная разборка...".
По мнению автора, указанное выше справедливо в случае расширения площади помещения, осуществления перепланировки капитальных конструкций и т.д.
Таким образом, действующее законодательство не дает однозначного ответа на вопрос: необходимо ли относить работы по перепланировке помещения к работам по реконструкции помещения?
Реконструкция - работы по улучшению качества объекта основных средств с целью повышения его технических и экономических показателей.
Исходя из определения реконструкции, данного в ст. 257 НК РФ, необходимо выяснить, каким образом перепланировка помещения повлияла на производственный процесс (процесс торговли), осуществляемый вашим обществом. Если в результате перепланировки улучшились показатели, характеризующие производственный процесс, то перепланировку следует отнести к работам по реконструкции.
Однако помещение, в котором проводилась перепланировка, предназначено для размещения офиса, поэтому сложно оценить, какие показатели надо использовать для ответа на данный вопрос.
В таком случае, по мнению автора, можно использовать показатели, характеризующие рабочий процесс, осуществляемый работниками офиса.
Например, в результате перепланировки улучшились условия труда работников офиса, появились возможности для более эффективного размещения рабочих мест и т.д. В результате этих изменений, допустим, повысилось качество обслуживания покупателей, снизились трудозатраты и т.д. Тогда процесс перепланировки можно рассматривать как реконструкцию помещения.
Таким образом:
- вам необходимо выяснить, какие именно работы проводила строительная фирма, насколько было изменено состояние помещения, в котором оно находилось до установки перегородок, и как эти работы повлияли на деятельность вашего общества;
- затем вам необходимо принять решение: учесть стоимость этих работ в составе работ по реконструкции помещения (в этом случае стоимость работ будет включена в состав основных средств) или отнести эти работы к ремонтным с единовременным списанием их стоимости в состав расходов (как это было отражено в учете общества).
Пример из арбитражной практики
ФАС Северо-Западного округа (см. Постановление от 07.11.2006 по делу N А56-13460/04) поддержал налогоплательщика в споре с представителями налоговых органов по аналогичному вопросу.
Суд указал, что поскольку ИФНС не доказала, что выполненные подрядными организациями работы по перепланировке арендуемых обществом помещений (разборка перегородок и устройство перегородок по новой планировке) являются реконструкцией, а не ремонтом указанных помещений, то общество правомерно включило сумму указанных затрат в состав расходов на ремонт основных средств, учитываемых при расчете налога на прибыль.
И. Комиссарова,
ведущий консультант ЗАО "Консалтинговая группа "Зеркало"
1 июля 2007 г.
"ЭЖ Вопрос-Ответ", N 7, июль 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ"
Ежемесячный журнал для практикующих бухгалтеров, финансовых работников, аудиторов и налоговых консультантов.
Журнал составлен в диалоговом режиме, на основе ответов на вопросы читателей.
На ваши вопросы отвечают ведущие эксперты "АКДИ Экономика и жизнь", специалисты ФНС и Минфина России.
Все ваши вопросы сформированы в тематические рубрики:
- Бухгалтерский учет. Учет различных хозяйственных операций, различных видов имущества, организация документооборота, составление отчетности.
- Налоги. Освещение вопросов, связанных с исчислением и уплатой налогов при всех налоговых режимах.
- Труд и заработная плата. Расчет среднего заработка, выплата компенсаций, заключение трудовых договоров, ведение кадровой документации.
- Право. Сложные вопросы правового обеспечения хозяйственной деятельности, (лицензирование, сертифицирование, ВЭД и другие актуальные темы).
А также рубрика "Личный интерес", где публикуются ответы на вопросы, которые волнуют наших читателей, но не связаны напрямую с их профессиональной деятельностью.
Учредители: ЗАО ИД "Экономическая газета", ООО "ВИКОР МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал перерегистрирован в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N 77-14318 от 10.01.2003
Адрес редакции и издателя: 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 16
E-mail: vo@ekonomika.ru