О введении отраслевых систем оплаты труда работников
учреждений бюджетной сферы
В начальный период экономических реформ начала 90-х годов ХХ в. отраслевые системы оплаты труда работников бюджетной сферы были объединены в единую систему оплаты труда на основе единой тарифной сетки (ЕТС).
Единая тарифная сетка была введена постановлением Правительства РФ от 14.10.92 N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки" и состояла из 18-ти разрядов с соотношением крайних тарифных коэффициентов 1:10,07. Нарастание тарифных коэффициентов предусматривалось равномерно-регрессивное, то есть более высокие межразрядные коэффициенты устанавливались на начальных разрядах ЕТС. Одновременно были подготовлены изменения в отдельные выпуски ЕТКС рабочих и разработан Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, а отраслях бюджетной сферы - тарифно-квалификационные характеристики работников по должностям. Применение указанных справочников было направлено на установление единства тарификации работ и единых подходов в определении должностных обязанностей и предъявляемых к ним квалификационных требований, то есть к уровню квалификации и стажу работы. На основании указанных справочников все профессии рабочих, специалистов и служащих были распределены по разрядам тарифной сетки, Рабочие, как правило, тарифицировались 1-8 разрядами, руководители - 15-18 разрядами.
В период введения ЕТС при определении минимального размера оплаты труда и тарифной ставки 1-го разряда предлагалось отойти от отраслевого принципа их установления, то есть размер тарифной ставки 1-го разряда для всех отраслей был единым.
В последующие годы с улучшением финансового положения в стране тарифная ставка 1-го разряда неоднократно повышалась. Одновременно происходил рост заработной платы работников бюджетной сферы за счет надтарифной части заработной платы (компенсационных выплат, стимулирующих доплат и надбавок), а также увеличения фондов оплаты труда (например, за счет фонда обязательного медицинского страхования в здравоохранении), бюджетных средств и разрешенной коммерческой деятельности учреждений. С ростом средней заработной платы и исходной тарифной ставки были подготовлены условия для сокращения диапазона между крайними разрядами. Постановлением Правительства РФ от 06.11.01 N 775 соотношение крайних тарифных коэффициентов установлено 1:4,5. Данное соотношение предусмотрено Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов на 2007 г.
Таблица 1
Тарифные коэффициенты ЕТС по оплате труда работников организаций
бюджетной сферы, утвержденных постановлением Правительства РФ
от 30.03.2000 N 284
Разряды оплаты труда | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Межразрядные тарифные коэффициенты | 1 | 1,36 | 1,69 | 1,91 | 2,16 | 2,44 | 2,76 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
3,12 | 3,53 | 3,99 | 4,51 | 5,10 | 5,76 | 6,51 | 7,36 | 8,17 | 9,07 | 10,07 |
Таблица 2
Тарифные коэффициенты ЕТС и тарифные ставки (оклады) по оплате труда
работников организаций бюджетной сферы, утвержденных постановлением
Правительства РФ от 06.11.01 N 775
Разряды оплаты труда | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Межразрядные тарифные коэффициенты | 1 | 1,11 | 1,23 | 1,36 | 1,51 | 1,67 | 1,84 |
Тарифные ставки (оклады)*(1) | 450 | 500 | 555 | 610 | 680 | 750 | 830 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
2,02 | 2,22 | 2,44 | 2,68 | 2,89 | 3,12 | 3,36 | 3,62 | 3,90 | 4,20 | 4,50 |
910 | 1 000 | 1 100 | 1 205 | 1 300 | 1 405 | 1 510 | 1 630 | 1 755 | 1 890 | 2025 |
До 2005 г. минимальный размер оплаты труда и тарифная ставка 1-го разряда устанавливались едиными по всей стране независимо от ведомственной и региональной принадлежности. Начиная с 01.01.05 в соответствии Федеральным законом от 22.08.04 N 122-ФЗ органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников подведомственных государственных и муниципальных учреждений. Оплата труда работников федеральных государственных учреждений стала производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.04.06 N 256 "О размере тарифной ставки (оклада) первого разряда и о межразрядных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".
В соответствии со ст. 153 Федерального закона от 22.08.04 N 122-ФЗ размеры оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных образований не могут быть установлены ниже федерального уровня.
Введенная в начальный период реформирования экономики оплата труда работников бюджетных организаций на основе ЕТС (1992 г.) была объективно необходимой и предусматривала реализацию принципов оплаты, отвечающих требованиям справедливости в имевших место экономических и социальных условиях. Механизм ЕТС давал возможность государству в течение ряда лет поддерживать организацию заработной платы с учетом инфляционных процессов.
Введение ЕТС упорядочило в определенной мере тарифные условия оплаты труда работников социально-культурной сферы экономики, устранив неоправданный разнобой, который имел место до этого. Через систему тарификации работ и оценки квалификации работников должен был реализоваться принцип равной оплаты за равносложный труд и обеспечиваться единство тарифного нормирования труда.
В то же время введенная в первые годы реформирования экономики Единая тарифная сетка с самого начала не смогла решить целого ряда задач, возлагаемых на нее.
Главным недостатком единой тарифной сетки (ЕТС) чаще всего считали низкий уровень тарифной ставки 1-го разряда, так как большинство ставок по разрядам ЕТС оказывалось ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации. Сложилось мнение, что для повышения эффективности оплаты труда по ЕТС необходимо существенно увеличить тарифную ставку 1-го разряда, установив ее равной величине прожиточного минимума трудоспособного населения по Российской Федерации.
Вместе с тем серьезной проблемой, с которой столкнулись руководители учреждений, является низкая конкурентоспособность заработной платы в бюджетных учреждениях на рынке труда. Во многих случаях для повышения оплаты труда использовалась экономия по фонду заработной платы за счет завышенной штатной численности работников. Многие вакантные должности оставались незаполненными, сохранилась значительная доля вынужденного совместительства.
В Минздравсоцразвития России (ранее Минтруда РФ) в течение ряда лет поднимался вопрос об отказе от оплаты труда на основе ЕТС и переходе на отраслевые системы. При этом под отраслевой системой оплаты труда понимается устанавливаемая государством (федеральными и региональными органами государственного управления) совокупность нормативных правовых актов по оплате труда работников бюджетных учреждений, отражающая особенности деятельности отдельных категорий работников различных отраслей бюджетной сферы и включающая тарифные и надтарифные выплаты.
Отраслевые системы оплаты труда должны быть нацелены на решение следующих задач:
- обеспечение всестороннего учета особенностей труда работников отдельных бюджетных отраслей, то есть более детальная дифференциация тарифных ставок (окладов) в зависимости от отраслевой специфики труда, уровня образования, стажа работы по специальности, квалификации работника, характера и сложности выполняемых работ;
- применение более гибкого подхода к политике оплаты труда, призванного обеспечить систематическое повышение оплаты труда работников по отраслям и разных групп работающих внутри отраслей;
- упорядочение надтарифных выплат, то есть компенсационных и стимулирующих доплат и надбавок;
- обеспечение дифференцированного подхода к установлению отраслевых систем оплаты труда в регионах в зависимости от возможностей бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
В качестве принципов построения отраслевых систем оплаты труда предлагается принять следующие:
- обеспечение зависимости величины заработной платы работников от их квалификации, сложности выполняемых работ и условий труда, уровня образования и стажа работы по профессии, определяющих затраты и результаты труда;
- усиление стимулирующей роли тарифной части оплаты труда в оценке результативности труда работников, изменение структуры заработной платы в пользу тарифной части оплаты труда;
- обязательность применения при тарификации работ и работников требований Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, а также Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, то есть обеспечение единства нормативной основы посредством тарифного нормирования;
- совершенствование системы нормирования труда (нормативов численности, норм обслуживания, примерных штатов и т.д.);
- дифференцированный подход к условиям оплаты работников по отраслям, исходя из особенностей в содержании и условиях труда;
- поэтапное достижение единства в оплате труда общеотраслевых ("сквозных") профессий рабочих и должностей руководителей, специалистов и служащих;
- использование системы поощрений за высокие результаты и качество выполнения работы, основанной на применении надбавок стимулирующего характера и премирования;
- расширение прав руководителей бюджетных учреждений в оценке деловых качеств работников и результатов их труда посредством установления уровня тарифных ставок, должностных окладов в пределах минимума и максимума ("вилки" окладов) по группам отраслей;
- повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых на оплату труда;
- соблюдение основных гарантий, установленных нормами законодательства о труде;
- учет мнения объединений профсоюзов по условиям оплаты труда работников.
Опыт построения отраслевых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений в ряде регионов России позволяет выявить два основных подхода в решении проблемы.
Первый подход предусматривает сохранение принципиальных основ построения оплаты по тарифу, сложившихся в годы применения Единой тарифной сетки, при условии их корректировки в соответствии с новыми условиями хозяйствования и требованиями учета в оплате отраслевых особенностей труда. Такой подход имеет место при разработке отраслевых условий оплаты труда работников бюджетной сферы г. Москвы, Ростовской и Московской обл., Красноярского края. При этом наиболее принципиальные вопросы регулируются Законом субъекта Российской Федерации об оплате труда работников бюджетных учреждений, развиваемых далее в Постановлениях Правительства субъекта Российской Федерации.
Второй - предполагает установление базовой ставки (оклада) на основе базовой расчетной единицы, утверждаемой Законом о бюджете региона на очередной год, а затем формирование должностного оклада конкретного работника посредством применения повышающих коэффициентов: базового, отражающего уровень образования работника, и формирующего базовый оклад, а также дополнительных коэффициентов, характеризующих специфику выполняемой им работы (опасные для здоровья и тяжелые условия труда); квалификацию работника (присвоенную ему квалификационную категорию); масштабы управления (группу по оплате труда руководителей данного учреждения); уровень управления (руководитель учреждения, заместитель руководителя, главный специалист учреждения, руководитель структурного подразделения). Дополнительные коэффициенты окончательно формируют оклад конкретного работника. По этому пути пошли разработчики подходов к построению отраслевых условий оплаты труда работников бюджетной сферы г. Санкт-Петербурга.
Оценивая названные подходы, следует сказать, что первый метод предполагает очень четкую возможность оценивать, с одной стороны, различия в сложности работы, выполняемой работником, и в условиях его труда через механизм тарифного нормирования труда и, с другой стороны, деловые качества работника (результативность сотрудника, опыт и умение) через стимулирующие надбавки и премии, согласованные с профсоюзной организацией. При этом в организации оплаты предусматриваются традиционно сложившиеся в нашей и мировой практике элементы (тарифные сетки, ставки, оклады, доплаты, надбавки и т.д.), которые закреплены в Трудовом кодексе РФ.
Второй подход предлагает оплату по формальным характеристикам работника (стажу, образованию, уровню руководства и т.д.). Из оценки исчезают работа и ее результативность, то есть работники с разной результативностью, но имеющие одинаковые коэффициенты, будут получать одинаковую оплату. Второй метод больше напоминает применяемые на отдельных предприятиях "бестарифные" модели организации заработной платы, которых мировая практика не знает.
В связи с отмеченным, первый подход построения отраслевых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений субъектов РФ и их муниципальных образований представляется более предпочтительным.
В отраслевых системах предлагается предусмотреть две формы тарифной оплаты: тарифная сетка для оплаты труда рабочих и схемы должностных окладов для руководителей, специалистов и служащих.
Трудовой кодекс РФ обязывает работодателей производить тарификацию работ и определение квалификационного уровня работников с учетом требований Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Работа по привязке отраслевой системы оплаты труда работников к механизму тарифного нормирования предполагает уточнение внутридолжностного и квалификационного категорирования работ и работников, то есть сохранение принципов формирования профессионально-должностных групп работников.
Рабочих, как и прежде, предложено оплачивать по 8 разрядной тарифной сетке с соотношением крайний разрядов 1:1,8 или 1:2,0. Для отдельных групп высококвалифицированных рабочих, занятых на особо сложных и ответственных работах, могут вводиться доплаты в размере 30-40% (по усмотрению руководителей и профсоюзов).
Для замены распределения работников по разрядам действующей Единой тарифной сетки оплаты труда необходимо сформировать укрупненные группы должностей с учетом оценки сложности и содержания труда (должностных обязанностей и выполняемых трудовых функций), для которых в схемах должностных окладов необходимо предусмотреть соответствующие внутригрупповые размеры оплаты по тарифу.
При разработке количественных соотношений нарастания должностных окладов с учетом особенностей отраслевой тарифной системы необходимо предварительно определить объем (фонд) средств, выделяемых на оплату труда в субъекте РФ в целом и по каждой отрасли бюджетной сферы.
Фонд оплаты труда является экономическим ограничителем всех преобразований в тарифной системе и в системе организации заработной платы в целом. В то же время определяет количественные параметры элементов оплаты, отвечающие задачам стимулирования труда работников и получения определенных промежуточных и конечных результатов. Размер фонда заработной платы в составе бюджетных расходов в определенной мере обуславливает минимальный размер оплаты за простой неквалифицированный труд.
Чем выше уровень минимальной тарифной ставки (1-го разряда или базового оклада), тем меньше при заданном фонде оплаты труда возможностей для количественной дифференциации размеров оплаты по профессионально-должностным группам. При установлении минимального размера оплаты за простой по своему содержанию и минимуме требований к квалификационному уровню работников следует иметь в виду, что он должен отвечать объективным требованиям. Одно из требований, определенных Трудовым кодексом РФ, состоит в том, что тарифная ставка 1-го разряда, низший (базовой) должностной оклад не могут быть ниже минимальной заработной платы, а последняя не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения.
Обоснование количественных соотношений (коэффициентов) нарастания оплаты труда за сложность работ (квалификацию работников) должны в наибольшей степени учесть специфику отрасли. В отраслевой тарифной системе предлагается устанавливать гибкие коэффициенты нарастания должностных окладов и тарифных ставок как по отраслям, так и по категориям работников внутри отрасли.
Процесс перехода от действующего единого порядка нарастания оплаты к дифференцированному предлагается осуществлять постепенно с учетом выявления потребности в дифференциации такого нарастания и наличия в бюджете средств для нее. На начальном периоде введения отраслевой системы оплаты необходимо:
- зафиксировать уровень исходных (действующих на момент введения отраслевой тарифной системы) тарифных ставок (низших должностных окладов) работников бюджетных учреждений по каждой отрасли, объединяющих в себе тарифные ставки по разрядам ЕТС и доплаты к ним, установленные нормативными правовыми актами субъекта РФ;
- рассчитать коэффициенты нарастания должностных окладов, соответствующие фактически установленным тарифным ставкам по профессионально-квалификационным группам, и определить соотношения, требующие исправления;
- установить коэффициенты нарастания оплаты труда на момент введения отраслевой системы с учетом выделенных бюджетных ресурсов и рассчитать по каждой отрасли размеры тарифных ставок для рабочих и должностные оклады руководителей, специалистов и служащих по всей номенклатуре должностей;
- определить объем дополнительных средств, необходимых для введения отраслевой системы оплаты труда.
Предлагается выделять следующие профессионально-квалификационные группы работников:
а) категории персонала, деятельность которых обеспечивает реализацию функционального назначения учреждений отрасли:
- руководители (с подразделением на группы оплаты: руководители учреждений и их заместители; руководители подразделений бюджетных учреждений и их заместители в случае такой необходимости);
- специалисты и служащие;
- рабочие, выполняющие особо сложные и особо значимые для отрасли работы;
б) категории персонала, деятельность которого носит межотраслевой характер ("сквозные" профессии и должности): рабочие, специалисты и служащие (технические исполнители).
Отраслевая тарифная система допускает в пределах установленного диапазона применять различные для каждой группы персонала коэффициенты нарастания оплаты при определении тарифных ставок по рабочим и схем должностных окладов для руководителей, специалистов и служащих. Для усиления связи оплаты с результатами труда и деловыми качествами работников предложено устанавливать размеры должностных окладов в виде определенного диапазона: минимального и максимального (так называемой "вилки") окладов. Как правило, диапазон "вилки" предлагается устанавливать в размере 10%.
Вопрос об установлении размера должностного оклада в пределах минимального и максимального оклада ("вилки") решается руководителем учреждения на основе оценки квалификации работника его непосредственным руководителем и оценки квалификационной комиссии в процессе аттестации на соответствие требованиям, предусмотренным квалификационной характеристикой по должности.
Пример*(2). На основании тарифно-квалификационных характеристик работников здравоохранения, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 27.08.97 N 43, врачи-специалисты (исключая врачей-хирургов, оперирующих в стационаре) тарифицируются 10-14 разрядами. Расчет произведен исходя из месячной тарифной ставки 1-го разряда 1 400 руб., которую предлагается ввести для федеральных служащих с 1 сентября текущего года:
а) месячная тарифная ставка, рассчитанная на основе ЕТС.
Месячная тарифная ставка врача-специалиста 13 разряда определяется умножением месячной тарифной ставки 1-го разряда на присвоенный разряду тарифный коэффициент, то есть 1 400 х 3,12 = 4368, а с учетом округления тарифная ставка составит 4 370 руб./мес.
Наименование должности | Разряд | Тарифный коэффициент |
Месячная тарифная ставка, руб. |
Врач-специалист - стажер | 10 | 2,44 | 3 420 |
Врач-специалист, не имеющий квалификационной категории | 11 | 2,68 | 3 750 |
Врач-специалист, имеющий вторую квалификационную категорию | 12 | 2,89 | 4 050 |
Врач-специалист, имеющий первую квалификационную категорию | 13 | 3,12 | 4 370 |
Врач-специалист, имеющий высшую квалификационную категорию | 14 | 3,36 | 4 700 |
Примечание:
1. Размеры тарифных ставок (должностных окладов) округлены до 10 руб.
2. Для государственных и муниципальных служащих в субъектах Российской Федерации тарифная ставка 1-го разряда устанавливается не ниже, чем для федеральных служащих.
б) схема месячных должностных окладов врачей-специалистов с учетом 10%-ной "вилки".
На начальной стадии реформирования заработной платы "бюджетников", то есть до утверждения Правительством РФ базовых должностных окладов, месячный должностной оклад врача-специалиста определяется также как и при ETC с увеличением на 10% (размер "вилки"). Минимальный размер месячного должностного оклада врача-специалиста, имеющего первую квалификационную категорию, составит 4370 руб., а максимальный - 4810 (4370 х 1,10 = 4807) руб. с учетом округления.
Наименование должности | Месячные должностные оклады, установленные в зависимости от квалификационной категории, руб. |
|||
высшая | первая | вторая | без категории | |
Врач-стажер (врач, имеющий перерыв в работе) |
3420 - 3760 | |||
Врач-специалист | 4700 - 5170 | 4370 - 4810 | 4050 - 4455 | 3750 - 4125 |
При введении отраслевой системы оплаты труда предлагается сохранить установленные нормативными правовыми актами доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера.
К выплатам компенсационного характера относятся:
- доплаты (повышение тарифных ставок, окладов) за работу с вредными и (или) опасными и особыми условиями труда;
- доплаты за работу в ночное время;
- доплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;
- доплаты за совмещение профессий (должностей) и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы и др.
К выплатам стимулирующего характера относятся:
- надбавка за сложность и напряженность выполняемой работы;
- надбавка за стаж непрерывной работы (за выслугу лет);
- надбавка к окладам по должности "доцент", "профессор";
- доплата за наличие ученой степени кандидата наук, доктора наук;
- премии и вознаграждения и другие.
При установлении отраслевых систем оплаты труда работников бюджетной сферы необходимо будет руководствоваться постановлениями Правительства РФ и приказами Минздравсоцразвития России по переводу на работников бюджетной сферы на отраслевые условия оплаты труда, а также Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов на предстоящий год, утверждаемыми решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Ю.П. Кокин,
доцент экон. наук, профессор
Л.Н. Широкова,
канд. экон. наук НИИ труда и социального страхования
"Ваш бюджетный учет", N 8, август 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Размеры тарифных ставок (окладов) округлены до целых рублей.
*(2) Расчета оплаты труда врачей специалистов (исключая врачей-хирургов, оперирующих в стационаре) по ЕТС и на основе схем должностных окладов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Ваш бюджетный учет"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ ФС77-19596 от 14 марта 2005 г. Выдано Федеральной службой по надзору законодательства в сфере коммуникаций и охране культурного наследия
Учредитель: ООО "НИКОС"
Адрес редакции: 109428 г. Москва, 1-й Вязовский проезд, дом 5 строение 1
Тел.: (495) 920-99-70; Факс.: (495) 983-34-68
E-mail: mail@vbu.ru
Internet: www.vbu.ru
Индексы по каталогам:
1 полугодие 2007 г
Роспечать - 20146
Пресса России - 12938
подписка на 2007 г.
Роспечать - 36020
Пресса России - 20998