Военное образование: "бесплатного сыра" не будет
Как гласит поговорка, "все новое - хорошо забытое старое". Студенты советских времен помнят одно из обязательных условий получения высшего образования - работа по распределению, производимому высшим учебным заведением, в течение 3 лет по специальности в указанном регионе. Нарушение выпускниками учебных заведений этого правила каралось государством моральными и материальными способами, вплоть до невыдачи диплома о получении образования. В настоящее время для гражданских высших учебных заведений это правило утратило актуальность по различным причинам, и прежде всего, из-за вытеснения "бюджетных мест" обучением на коммерческой основе. "Коммерческое" обучение предусматривает возмещение студентом расходов учебного заведения по периодам обучения согласно заключенному между ними договору, где оговаривается порядок оплаты. Студенты, обучающиеся за счет бюджета, имеют в своем большинстве формально "свободное распределение": одни - поступали на обучение по направлениям государственных учреждений на условиях возврата после обучения в эти учреждения, другие - получали материальную поддержку в процессе обучения от заинтересованных организаций с обязательством после получения специальности работы в них. Таким образом, в гражданской сфере образования в настоящее время наработаны формы и методы закрепления молодых специалистов в структурах, оплативших их обучения. На этом фоне последние годы стали ярко выделяться военные образовательные учреждения профессионального образования (далее - ВВУЗы), которые за счет средств федерального бюджета стали кузницей специалистов для различных структур, не относящихся к силовым ведомствам. Бюджетные средства тратились на обучение в ВВУЗах отдельных граждан, которые изначально не планировали связывать себя с военной службой. В начале XXI в. процент выпускников ВВУЗов, уволившихся в запас в течение 5 лет после выпуска, достиг критических показателей и по отдельным ВВУЗам составлял 50% и более. Молодые офицеры, стремясь на "гражданку" и не имея ответственности за вложенные в их обучение средства, добивались увольнения в запас в основном по отрицательным статьям. В связи с таким положением дел в области "военного образования" по минимальным экспертным оценкам государство ежегодно "выбрасывало на ветер" 15 млрд руб.
В условиях повышения эффективности бюджетных расходов и ориентирования их на конечный результат федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрено прохождение военной службы, выработан и закреплен в нормативных правовых актах комплекс мер по закреплению молодых военных специалистов на военной службе по окончанию ВВУЗов. Одна из таких мер, носящая характер материального воздействия на военнослужащих, нарушающих условие заключенного контракта о прохождении военной службы по контракту на период обучения в ВВУЗе и пяти лет после его окончания, установлена Федеральным законом от 6 июля 2006 г. N 103-ФЗ, которым ст. 35 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон) дополнена п. 7. Начиная с 1 июля 2007 г., Закон обязывает нижеперечисленных граждан, поступивших в ВВУЗы на обучение по основным программам профессионального образования, возместить средства федерального бюджета, затраченные на военную или специальную подготовку:
- граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования:
за недисциплинированность,
за неуспеваемость,
за нежелание учиться,
за отказ от заключения контракта о прохождении военной службы;
- граждан, окончивших указанные образовательные учреждения и уволенных с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по следующим основаниям, предусмотренным ст. 51 Закона:
в связи с лишением воинского звания (пп. "д" п. 1),
в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы (пп. "е" п. 1),
в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока (пп. "з" п. 1),
в связи с невыполнением им условий контракта (пп. "в" п. 2),
в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно, а также в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока (пп. "д" п. 2).
Законом предусмотрено юридическое закрепление взаимных обязательств гражданина и военного ведомства в области получения образования в контрактах о прохождении военной службы в виде условия о возмещении средств, затраченных на военную или специальную подготовку, а также размера подлежащих возмещению средств.
Расходы на военную или специальную подготовку
Расходы на военную или специальную подготовку граждан в ВВУЗах в настоящее время осуществляются за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрено прохождение военной службы, по разделу 07 "Образование", подразделу 06 "Высшее профессиональное образование", целевой статье 4300000 "Высшие учебные заведения".
Расходы ВВУЗов на обучение, как правило, включают в себя следующие подстатьи:
211 - "Заработная плата";
212 - "Прочие выплаты";
213 - "Начисления на оплату труда";
221 - "Услуги связи";
222 - "Транспортные услуги";
223 - "Коммунальные услуги";
224 - "Арендная плата за пользование имуществом";
225 - "Услуги по содержанию имущества";
226 - "Прочие услуги";
262 - "Пособия по социальной помощи населению";
263 - "Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления";
290 - "Прочие расходы";
310 - "Увеличение стоимости основных средств";
340 - "Увеличение стоимости материальных запасов".
Право определения порядка исчисления размера возмещаемых средств Законом делегировано Правительству Российской Федерации, которым издано постановление от 25 июня 2007 г. N 402 "Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан в военных образовательных учреждениях профессионального образования" (далее - Постановление). Постановлением утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан в военных образовательных учреждениях профессионального образования (далее - Методика).
В состав подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в ВВУЗах, согласно Методике включаются следующие расходы, произведенные ВВУЗом для выполнения квалификационных требований:
- на содержание и эксплуатацию, ремонт и обслуживание вооружения и военной техники, подлежащих изучению (освоению) и (или) используемых в процессе обучения, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки (далее - стоимость износа основных средств);
- на приобретение материальных запасов, используемых в образовательном процессе для выполнения квалификационных требований (далее - стоимость расхода материальных запасов);
- на содержание преподавателей (оклад месячного денежного содержания и процентная надбавка за выслугу лет, вещевое обеспечение - для военнослужащих, оплата труда - для лиц гражданского персонала), которые проводят учебные занятия по учебным дисциплинам в соответствии с квалификационными требованиями.
Как видно из приведенных выше в соответствии с Методикой расходов, подлежащих возмещению, в них включены далеко не все расходы на содержание ВВУЗов, среди которых такие крупные группы, как:
- на выплату дополнительных видов денежного довольствия и социальные выплат военнослужащим переменного и постоянного состава;
- на жилищно-бытовое обеспечение личного состава;
- на медицинское и санаторно-курортное обеспечение всех категорий военнослужащих;
- на страховые выплаты;
- на обеспечение проезда военнослужащих;
- на обеспечение при увольнении с военной службы и другие.
Это связано с тем, что граждане, поступившие в ВВУЗы, не только обучаются по основным программам профессионального образования, но и получают знания по другим общеобразовательным дисциплинам (гуманитарным, точным и т.д.), а также выполняют уставные обязанности как военнослужащие. Законом предусмотрено, что указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения.
Период, на который определяются расходы, подлежащие возмещению, составляет 1 финансовый год.
Постановлением предписано федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрено прохождение военной службы, для подведомственных ВВУЗов определить:
- перечни конкретных видов вооружения и военной техники, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки, материальных запасов, включаемых в состав указанных в Методике расходов, учебных дисциплин, разработанных с учетом квалификационных требований;
- методики расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов;
- расходы на содержание преподавателей.
Расчет суммы возмещения
В целях выполнения требования Закона о включении в контракт размера подлежащих возмещению средств, Постановлением введено понятие "фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств". Это значение рассчитывается федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрено прохождение военной службы, по формуле:
ФЗ = (Р1 + Р2 + Р3) / ШЧ,
где ФЗ - фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракт, тыс. руб./год;
Р1 - стоимость износа основных средств, тыс. руб./год;
Р2 - стоимость расхода материальных запасов, тыс. руб./год;
Р3 - расходы на содержание преподавателей, тыс. руб./год;
ШЧ - штатная численность переменного состава ВВУЗа, чел. Расчет фиксированного значения суммы подлежащих возмещению средств осуществляется до 1 июля года, в котором военнослужащим заключен контракт, по данным года, предшествовавшего заключению контракта.
При наступлении указанных в Законе случаев фактическое возмещение гражданами средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку, производится по текущему значению суммы подлежащих возмещению средств, которое устанавливается:
- для граждан, отчисленных из ВВУЗов за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшихся заключить контракт, - в размере, рассчитанном по формуле:
ТЗ = ФЗ x (ПЛО + ПМО / 12),
где ТЗ - текущее значение суммы подлежащих возмещению средств в случае отчисления из военно-учебного заведения, тыс. руб.;
ФЗ - фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракт, тыс. руб./год;
ПЛО - количество полных лет обучения (1 год - 365 дней) в военно-учебном заведении;
ПМО - количество полных месяцев обучения (1 мес. - 30 дней), прошедших со дня зачисления в военно-учебное заведение (для первого года обучения) либо со дня истечения полного года обучения (для последующих лет обучения).
- для граждан, окончивших ВВУЗы и уволенных с военной службы ранее срока, установленного контрактом, - в размере, рассчитанном по формуле:
ТЗ1 = ТЗполн. - (ТЗполн. х (ПЛС + ПМС / 12) / 5),
где ТЗ1 - текущее значение суммы подлежащих возмещению средств в случае увольнения с военной службы до истечения срока, установленного контрактом, тыс. руб.;
ТЗполн. - текущее значение суммы подлежащих возмещению средств в случае отчисления из ВВУЗа, рассчитанной на день выпуска из ВВУЗа, тыс. руб.;
ПЛС - количество полных лет военной службы, прошедших со дня выпуска из ВВУЗа;
ПМС - количество полных месяцев военной службы, прошедших со дня выпуска из ВВУЗа (для первого года военной службы) либо со дня истечения полного года военной службы (для последующих лет военной службы).
Основным слабым местом расчета фиксированного и текущего значений суммы подлежащих возмещению средств является отсутствие механизма их индексации в случае изменения стоимостных параметров, например модернизации или перехода на новые образцы вооружения и техники.
Бюджетный учет движения возмещаемых сумм
Исходя из названия Постановления и в соответствии с п. 1 ст. 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ) возмещение средств, затраченных на военную или специальную подготовку, может быть отнесено к неналоговым доходам федерального бюджета, формируемых в соответствии со ст. 41-46 названного Кодекса. Следовательно, поступившие в возмещение средства не будут оставаться в распоряжении федеральных органов исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрено прохождение военной службы, а будут в установленном порядке передаваться в доход бюджета.
Отражение операций по учету средств, подлежащих возмещению, при наступлении соответствующего события (порядок оформления которого как бухгалтерского документа не определен), их поступление и передача в бюджет будет производиться в бюджетном учете следующим образом.
Пример 1. ВВУЗом на основании приказа об отчислении (увольнении с военной службы) составлен расчет текущего значения суммы подлежащих возмещению средств за один год обучения - 45 000 руб. Данная хозяйственная операция оформлена Справкой ф. 0504833. Аналитический учет суммы, подлежащей возмещению, заведен в Карточке учета средств и расчетов ф. 0504051:
Де- бет |
1 20503 560 | "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг" |
Кре- дит |
1 40101 130 | "Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг" |
- курсантом внесена сумма возмещения частично - 1 000 руб.
Де- бет |
1 20104 510 | "Поступления в кассу" |
Кре- дит |
1 20503 660 | "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг" |
- одновременно отражена задолженность по перечислению средств в федеральный бюджет - 1 000 руб.
Де- бет |
1 40101 730 | "Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг" |
Кре- дит |
1 30305 730 | "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" |
- сдано в доход федерального бюджет наличными по Объявлению на взнос наличными (ф. 0402001) - 1 000 руб.
Де- бет |
1 30305 830 | "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" |
Кре- дит |
1 20104 610 | "Выбытия из кассы" |
Бюджетный учет вышеуказанных средств актуален не только в ВВУЗах, в отношении граждан, отчисленных из ВВУЗов за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшихся заключить контракт, но и для воинских частей в отношении граждан, окончивших ВВУЗы и уволенных с военной службы ранее срока, установленного контрактом в определенных Законом случаях.
В связи со значительностью сумм, подлежащих возмещению, их полное погашение займет значительный временной промежуток и в большинстве случаев потребует обращения в судебные органы для вынесения судебных решений о принудительном взыскании сумм.
В ряде случаев (вынесение судами решений об отказе в удовлетворении исков по различным основаниям, невозможностью возмещения средств в связи со смертью или неплатежеспособностью должника и других) проведенные по бюджетному учету средства, подлежащие возмещению, будут подлежать списанию с учета.
Пример 2. Решением вышестоящего органа военного управления в связи со смертью должника сумма, подлежащая возмещению, списана с бюджетного учета - 44 000 руб.
Де- бет |
1 40101 130 | "Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг" |
Кре- дит |
1 20503 560 | "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг" |
В заключение хотелось бы выразить надежду, что действие положений Закона и Постановления позволит снизить отток молодых специалистов из силовых структур, обеспечит повышение эффективности использованию бюджетных средств, выделяемых на военное образование и не приведет к лавинообразному росту в регистрах бюджетного учета сумм задолженности, связанной с возмещением гражданами средств федерального бюджета, затраченных на их военную или специальную подготовку.
После определения федеральными органами власти методики определения износа основных средств, расходования материальных запасов, расходов на содержание преподавателей, входящих в сумму возмещения, публикации о порядке их отражения в бюджетном учете (синтетический и аналитический учет данных операций) будут продолжены.
А.В. Чернышов,
заместитель начальника отдела
финансового управления ГКВВ МВД России
"Ваш бюджетный учет", N 8, август 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Ваш бюджетный учет"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ ФС77-19596 от 14 марта 2005 г. Выдано Федеральной службой по надзору законодательства в сфере коммуникаций и охране культурного наследия
Учредитель: ООО "НИКОС"
Адрес редакции: 109428 г. Москва, 1-й Вязовский проезд, дом 5 строение 1
Тел.: (495) 920-99-70; Факс.: (495) 983-34-68
E-mail: mail@vbu.ru
Internet: www.vbu.ru
Индексы по каталогам:
1 полугодие 2007 г
Роспечать - 20146
Пресса России - 12938
подписка на 2007 г.
Роспечать - 36020
Пресса России - 20998