Вычеты НДС при лизинге
В зарубежных странах доля инвестиций в основные фонды составляет 20-40% от общего объема инвестиций. В России этот показатель значительно ниже - около 5-6%. Активизации инвестиций в основные фонды и их обновлению способствует в том числе развитие лизинговой деятельности. Именно лизинговые компании за счет собственных средств или привлеченных кредитов приобретают современное оборудование и предоставляют его во временное владение и пользование своим клиентам на длительное время. При этом они выполняют весь комплекс работ, связанных с приобретением оборудования: финансирование, транспортировку, страхование, монтаж и т.п.
Рынок лизинговых услуг растет высокими темпами: в 2006 году объем лизинговых контрактов достиг 8 млрд долл. США. Однако одним из сдерживающих факторов развития отрасли является проблема возмещения и принятия к вычету НДС лизинговыми компаниями.
Большинству из них приходится в суде отстаивать свое право на налоговые вычеты и возмещение НДС из бюджета денежными средствами. Подобные споры возникают по налогу, как уплаченному поставщикам, так и уплаченному на таможне, даже если все встречные проверки успешно пройдены и все документы у лизинговой компании в порядке.
Автор готов доказать, что признание НДС к вычету у лизинговой компании не влечет потерь для бюджета и не является целью ее деятельности.
В Законе РФ от 06.12.1991 N 1992-I "О налоге на добавленную стоимость" (в ред. от 16.07.1992, действовал до вступления в силу главы 21 НК РФ) давалось следующее определение: "Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения".
В нашей стране налог исчисляется как разница между суммами входящего и исходящего НДС, которая подлежит уплате в бюджет или возмещению из бюджета (статьи 173, 176 НК РФ). Экономическая сущность налога при этом остается без изменений: если добавленная стоимость не создана, то и налог отсутствует.
Данный подход наиболее понятен при осуществлении торговой деятельности: во всех компаниях, участвующих в товарной цепочке, в каждом периоде формируется добавленная стоимость и уплачивается соответствующий налог (схема 1).
Схема 1
/--------------\ /------------\ /-------------\ /-------------\ /--------------\ /----------------\
|НДС к уплате| |НДС к уплате| |НДС к вычету| |НДС к уплате| |НДС к вычету| |НДС к уплате|
|на таможне при| |с проданного| |с приобретен-| |с проданного| |с приобретен-| |с продажи товара|
|ввозе товара | |товара | |ного товара | |товара | |ного товара | |физическим лицам|
\--------------/ \------------/ \-------------/ \-------------/ \--------------/ \----------------/
/------------\ /------------\ /------------\
| Компания | | Компания | | Компания |
/---| А |-------------------| В |------------------| С |----
| | (импортер) | 120 | (продавец) | 135 |(покупатель)| 150
| \------------/ \------------/ \------------/
100 20 15 15
/-----------------------------------------------------------------------------------------\
| Бюджет |
\-----------------------------------------------------------------------------------------/
Предположим, что компания А импортирует товар стоимостью 556 руб. без НДС (налог в размере 100 руб. уплачивается при таможенном оформлении), который затем продает компании В (оптовая организация) по цене 667 руб. плюс НДС - 120 руб. Налог к уплате в бюджет с добавленной стоимости в сумме 111 руб. (667 - 556) составит 20 руб. (111 руб. х 18%).
В свою очередь компания В продает компании С (организация розничной торговли) этот товар по цене 750 руб. плюс НДС - 135 руб. Компания В должна уплатить НДС в бюджет в сумме 15 руб. (135 - 120), т.е. в той же сумме, как если бы налог взимался с добавленной стоимости (83 руб. х 18%).
Аналогичная картина наблюдается и в компании С: товар, приобретенный по цене 750 руб. без НДС, реализуется физическим лицам по цене 983 руб. плюс НДС - 150 руб. В бюджет уплачивается НДС в размере 15 руб. [(150 - 135), или (83 руб. х 18%)].
Суммарный налог в бюджет составит 150 руб.
Схема 1 - классическая и не вызывает претензий со стороны налоговых органов в отличие от схемы 2, где вместо товара фигурирует производственное оборудование, закупаемое лизинговой компанией. Сложность последней схемы состоит в том, что лизинговые компании работают с основными средствами, которые создают добавленную стоимость в течение длительного периода. Поэтому если импортер и производитель, у которых срок товарного и производственного циклов невелик, в каждом периоде создают добавленную стоимость и уплачивают НДС в бюджет, то у лизинговых компаний в момент приобретения имущества и передачи его в лизинг добавленная стоимость не создается. Существующие принципы расчетов по НДС таковы, что лизинговая компания сначала должна получить из бюджета налог, уплаченный импортеру, а после этого в течение нескольких лет уплачивать в бюджет НДС с лизинговых платежей, в том числе и с созданной добавленной стоимости.
Схема 2
/------------\
/-| Кредитор |\
| \------------/ |
| Привлечение |
| кредита под |
| оплату НДС |
| поставщику |
| и погашение |
| его за счет |
| НДС к возвра- |
| ту |
НДС к уплате НДС к уплате | | НДС к уплате НДС к уплате
на таможне при с проданного | | с лизинговых с продажи про-
ввозе оборудо- оборудования | | платежей дукции
вания | |
НДС к вычету | | НДС к вычету
с приобретен- | с лизинговых
ного оборудо- платежей
вания
/------------\ /------------\ /---------------\
| Поставщик | | Лизинговая | | Лизингополуча-|
/---| (импортер) |-------------------| компания |------------------| тель |----
| | | 120 | | 135 |(производитель)| 150
| \------------/ \------------/ \---------------/
100 20 120 135 15
/-----------------------------------------------------------------------------------------\
| Бюджет |
\-----------------------------------------------------------------------------------------/
Из схемы 2 видно, что бюджет получит средства в том же размере (150 руб.), что и в случае со схемой 1, но произойдет это не в момент поставки оборудования, а в течение длительного срока, по мере того как на этом оборудовании будет сформирована добавленная стоимость.
При этом уплата НДС в бюджет лизинговой компанией возможна по двум вариантам:
1. Лизинговая компания оплачивает НДС поставщику за счет заемных средств (120 руб.). Бюджет в течение 3 месяцев согласно НК РФ возвращает компании уплаченный поставщику НДС, который направляется ею на погашение кредита. В течение последующих нескольких лет компания уплачивает НДС в бюджет с поступающих ей лизинговых платежей (135 руб.). В результате бюджет получает НДС - 15 руб.
2. Лизинговая компания оплачивает НДС поставщику за счет заемных средств (120 руб.). Возврата НДС денежными средствами не происходит: налог засчитывается в счет будущих платежей в бюджет. То есть бюджет получает беспроцентный кредит в виде НДС на сумму 120 руб. на несколько лет. В течение нескольких лет лизинговая компания не платит НДС с лизинговых платежей в бюджет, а направляет полученные суммы на погашение кредита. Как только сумма налога превысит 120 руб., лизинговая компания начинает уплачивать НДС в бюджет (всего 15 руб.).
Для лизинговой компании вариант 1 более предпочтителен, но он практически не реализуем. Вариант 2 менее предпочтителен, но и его реализация встречает препятствия (налоговые органы отказываются признавать НДС к вычету с приобретенного оборудования).
В любом споре, связанном с деньгами, а тем более с уплатой налогов, красноречивее всего язык цифр.
Рассмотрим несколько ситуаций, и только потом сделаем выводы.
Ситуация 1.
Покупатель (производитель) без участия лизинговой компании за счет собственных средств закупает у поставщика (импортера) оборудование стоимостью 1000 руб. без НДС. Импортер уплачивает на таможне НДС - 180 руб. (для простоты предполагаем, что таможенная пошлина и вознаграждение импортера равны нулю). Покупатель на приобретенном оборудовании производит продукцию, которую реализует в течение 6 лет по 1000 руб. в год плюс НДС - 180 руб. (табл. 1). При этом предполагается, что НДС к вычету в эти годы отсутствует (гр. 3).
Таблица 1
Период (год) | Поставщик (импортер) |
Покупатель (производитель) | Доход бюджета по НДС |
||
НДС к уплате на таможне |
НДС к вычету (НДС поставщику) |
НДС к уплате (НДС от покупателей) |
НДС в бюджет | ||
1 | 2 | 3 = 2 | 4 | 5 = 4 - 3 | 6 = 4 = 2 + 5 |
1-й (год за- купки) |
180 |
180 |
180 |
0 |
180 |
2-й | 0 | 0 | 180 | 180 | 180 |
3-й | 0 | 0 | 180 | 180 | 180 |
4-й | 0 | 0 | 180 | 180 | 180 |
5-й | 0 | 0 | 180 | 180 | 180 |
6-й | 0 | 0 | 180 | 180 | 180 |
Итого: | 180 | 180 | 1080 | 900 | 1080 |
Как видно, бюджет получает НДС от поставщика (импортера) только в первый год, в остальные периоды проекта налог полностью перечисляет производитель.
Ситуация 2.
Большинство организаций не обладают достаточным количеством собственных средств и вынуждены привлекать заемные средства. На этом специализируются лизинговые компании.
Участие лизинговой компании изменяет структуру уплаты НДС в бюджет, хотя, повторимся, сумма, получаемая бюджетом, остается без изменений.
Таблица 2
Период (год) |
Оплата обору- дования без НДС |
НДС к вычету (НДС поста- вщику) |
НДС в бюджет |
Долг по кредиту на нача- ло пери- ода |
Погаше- ние кре- дита |
Проценты по кредиту (11%) |
Налог на имущест- во (2,2%) |
Вознаг- раждение (3%) |
Лизинговый платеж без НДС |
НДС к уплате (НДС с лизин- говых плате- жей) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 = 6 + 7 + 8 + 9 |
11 = 101 х 8% |
1-й (год заку- пки) |
1000 |
180 |
-180 |
1180 |
180 |
|||||
2-й | 0 | 0 | 65 | 1000 | 200 | 110 | 20 | 30 | 360 | 65 |
3-й | 0 | 0 | 59 | 800 | 200 | 88 | 15 | 24 | 327 | 59 |
4-й | 0 | 0 | 53 | 600 | 200 | 66 | 11 | 18 | 295 | 53 |
5-й | 0 | 0 | 47 | 400 | 200 | 44 | 7 | 12 | 263 | 47 |
6-й | 0 | 0 | 41 | 200 | 200 | 22 | 2 | 6 | 230 | 41 |
Итого: | 1000 | 180 | 86 | 4180 | 1180 | 330 | 55 | 90 | 1475 | 266 |
Предположим, что лизинговая компании получает возмещение НДС из бюджета денежными средствами на основании ст. 176 НК РФ (вариант 1) и направляет его на первое погашение кредита, тогда состав расходов лизинговой компании и структура уплаты НДС будут иметь вид, представленный в табл. 2 и 3.
Таблица 3
Период (год) |
Поставщик (импор- тер) |
Лизинговая компания | Покупатель (производитель) | Доход бюджета та по НДС |
|||||
НДС к уплате на таможне |
НДС к вычету (НДС посвщику) |
НДС в бюджет |
НДС к уплате (НДС с лизинго- вых пла- тежей) |
Задолжен- ность бюджета |
НДС к вычету (НДС ли- зинговой компании) |
НДС к уплате (НДС от покупа- телей) |
НДС в бюджет |
||
1 | 2 | 3 = 2 | 4 = 5 - 3 | 5 | 6 | 7 = 5 | 8 | 9 = 8 - 7 | 10 = 8 = 9 + 4 + 2 |
1-й (год закупки) |
180 |
180 |
-180 |
0 |
180 |
180 |
180 |
||
2-й | 0 | 0 | 65 | 65 | 0 | 65 | 180 | 115 | 180 |
3-й | 0 | 0 | 59 | 59 | 0 | 59 | 180 | 121 | 180 |
4-й | 0 | 0 | 53 | 53 | 0 | 53 | 180 | 127 | 180 |
5-й | 0 | 0 | 47 | 47 | 0 | 47 | 180 | 133 | 180 |
6-й | 0 | 0 | 41 | 41 | 0 | 41 | 180 | 139 | 180 |
Итого: | 180 | 180 | 86 | 266 | 0 | 266 | 1 080 | 815 | 1 080 |
Как видно, в первый период бюджет получает НДС как с производителя, так и с импортера. В случае возмещения НДС лизинговой компании денежными средствам доход бюджета в этот период составит 180 руб., как и в случае закупки оборудования организацией за счет собственных средств, т.е. без привлечения лизинговой компании.
Если же возврат денежными средствами не производится, а налог, уплаченный поставщику, принимается к вычету (вариант 2), экономика сделки будет выглядеть следующим образом (табл. 4).
Таблица 4
Период (год) |
Постав- щик (им- портер) |
Лизинговая компания | Покупатель (производитель) | Доход бюджета по НДС |
Дополни- тельный доход бюджета |
|||||
НДС к уплате на таможне |
НДС к вычету (НДС постав- щику) |
НДС в бюджет |
НДС к уплате (НДС с лизинго- вых пла- тежей |
Задол- женность бюджета |
НДС к вычету (НДС лизинго- вой ком- пании) |
НДС к уплате (НДС от покупа- телей) |
НДС в бюджет |
|||
1 | 2 | 3 = 2 | 4 = 5 - 3 |
5 | 6 | 7 = 5 | 8 | 9=8-7 | 10 = 8 = 9 + 4 + 2 |
11 = 9 - 7 (нара- стающий итог) |
1-й (год закуп- ки) |
180 |
180 |
180 |
180 |
180 |
360 |
180 |
|||
2-й | 0 | 0 | 0 | 65 | 115 | 65 | 180 | 115 | 115 | 115 |
3-й | 0 | 0 | 0 | 59 | 56 | 59 | 180 | 121 | 121 | 56 |
4-й | 0 | 0 | 0 | 53 | 3 | 53 | 180 | 127 | 127 | 3 |
5-й | 0 | 0 | 44 | 47 | 0 | 47 | 180 | 133 | 177 | 0 |
6-й | 0 | 0 | 41 | 41 | 0 | 41 | 180 | 139 | 180 | 0 |
Итого: | 180 | 180 | 86 | 266 | 355 | 266 | 1080 | 815 | 1080 | 0 |
Как видно из табл. 4, лизинговая компания кредитует бюджет на срок более трех лет, что отражается на ее вознаграждении (оно уменьшается в 3 раза). Если же лизинговая компания сохранит свое вознаграждение (см. гр. 9 табл. 2), это приведет к удорожанию проекта для лизингополучателя.
В случае отказа лизинговой компании в признании НДС к вычету, ей придется перечислять в бюджет весь НДС с лизинговых платежей денежными средствами (гр. 3 табл. 5). При этом компания обанкротится в первый же год своего существования (см. гр. 7 табл. 5).
Таблица 5
Поступления | Расходы | |||||
Лизинговый платеж без НДС |
НДС к уплате (НДС с лизинговых платежей) |
НДС в бюджет при отсутствии НДС к вычету |
Погашение кредита |
Проценты по кредиту |
Налог на имущество |
Вознагражде- ние |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
360 | 65 | 65 | 236 | 130 | 20 | -26 |
327 | 59 | 59 | 236 | 104 | 15 | -28 |
295 | 53 | 53 | 236 | 78 | 11 | -30 |
263 | 47 | 47 | 236 | 52 | 7 | -32 |
230 | 41 | 41 | 236 | 26 | 2 | -34 |
Итого: 1475 | 266 | 266 | 1180 | 389 | 55 | -149 |
Бюджет же получает дополнительный доход в виде НДС со стоимости приобретаемого оборудования за счет банкротства лизинговой компании.
Конечно, можно понять ситуацию, когда поставщики не уплачивают НДС в бюджет, тогда для государства возмещение НДС становится прямой потерей. Поэтому лизинговые компании готовы к налоговым проверкам, чтобы доказать отсутствие необоснованной выгоды. Более того, они готовы к финансовым потерям в связи с тем, что НДС не будет возмещаться денежными средствами. При этом они надеются на то, что, когда все проверки пройдены, НДС к вычету будет признаваться во внесудебном порядке.
А.Н. Киркоров,
финансовый директор лизинговой компании
"Бизнес Альянс"
"Налоговая политика и практика", N 6, июнь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговая политика и практика"
Журнал "Налоговая политика и практика" - единственное печатное издание ФНС России.
Адрес редакции: 121351, Москва, ул. Молодогвардейская, 32
Тел./факс: (495) 416 5194
E-mail: info@nalogkodeks.ru
Адрес в Internet: www.nalogkodeks.ru