г. Чита |
|
16 декабря 2011 г. |
Дело N А78-5409/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Паньковой Н.М., судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бушуевым С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 сентября 2011 года по делу N А78-5409/2011, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТРИАЛ-СТРОЙ" (ОГРН 1097536005676, ИНН 7536104082) к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (ОГРН 1087536008801, ИНН 7536095984) о признании незаконным распоряжения, (суд первой инстанции Литвинцев А.Б.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Шемякин А.С. (доверенность от 20.06.2011);
от заинтересованного лица: Новожилова О.В. (доверенность от 01.07.2011);
от третьих лиц: не явились, извещены;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТРИАЛ-СТРОЙ" (далее - ООО "ТРИАЛ-СТРОЙ", общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о признании недействительным распоряжения Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (далее - Департамент) от 15.06.2011 N 2618/р "Об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта ООО "ТРИАЛ-СТРОЙ" и обязать Департамент в порядке восстановления нарушенного права принять в предусмотренном порядке решение о предварительном согласовании ООО "ТРИАЛ- СТРОЙ" места размещения объекта и утверждении акта выбора земельного участка для строительства от 28.04.2010 г. N 41/10, расположенного по адресу: Забайкальский край, г. Чита ул. Кайдаловская, 24а, из категории земель населенных пунктов для строительства многоэтажного гаража-стоянки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Комитет по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита" (ОГРН 1027501166483, ИНН 7536009390), Правительство Забайкальского края, Территориальное управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае (ОГРН 1097536005775, ИНН 7536104170).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 21 сентября 2011 года заявленные Обществом требования удовлетворены, распоряжение Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 15.06.2011 г. N 2618/р "Об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта ООО "ТРИАЛ- СТРОЙ" признано недействительным как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации. Суд обязал Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "ТРИАЛ-СТРОЙ" путем принятия в установленном порядке решения о предварительном согласовании ООО "ТРИАЛ-СТРОЙ" места размещения объекта утверждении акта выбора земельного участка для строительства от 28.04.2010 г. N 41/10, расположенного по адресу: Забайкальский край, г. Чита ул. Кайдаловская, 24а, из категории земель населенных пунктов для строительства многоэтажного гаража-стоянки.
Судом первой инстанции установлено выполнение ООО "ТРИАЛ-СТРОЙ" всех необходимых мероприятий, установленных земельным законодательством, предшествующих принятию полномочным органом решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка. Судом сделаны выводы о том, что спорный земельный участок относится к категории земель, государственная собственность на который не разграничена; доказательства того, что на спорный земельный участок распространяются ограничения, установленные земельным законодательством, Департаментом не представлены. Следовательно, принимая оспариваемое распоряжение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта ООО "ТРИАЛ-СТРОЙ" Департамент обязан был привести правовое обоснование невозможности такого согласования. Законного правового обоснования о невозможности предварительного согласования места размещения объекта ООО "ТРИАЛ-СТРОЙ" и утверждения акта выбора земельного участка для строительства от 28.04.2010 г. N 41/10, расположенного по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Кайдаловская, 24а, из категории земель населенных пунктов для строительства многоэтажного гаража-стоянки в оспариваемом распоряжении нет. При таких обстоятельствах у Департамента отсутствовали законные основания для отказа в предварительном согласовании размещения объекта ООО "ТРИАЛ - СТРОЙ". Следовательно, оспариваемое распоряжение Департамента является незаконным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель апелляционной жалобы указывает, что отказ Департамента был основан на распоряжении Губернатора Забайкальского края от 01.06.2011 N 271-р "Об отказе в одобрении предварительного согласовании места размещения объекта ООО "ТРИАЛ- СТРОИ", однако указанное распоряжение никем не оспорено и не отменено. Кроме того, суд первой инстанции своим решением обязал Департамент принять решение о предварительном согласовании ООО "ТРИАЛ-СТРОЙ" места размещения объекта и утверждения акта выбора земельного участка для строительства от 28.04.2010 г. N41/10, расположенного по адресу: Забайкальский край, г.Чита, ул. Кайдаловская, 24а, из категории земель населенных пунктов для строительства многоэтажного гаража-стоянки. Вместе с тем, принятие такого решения установлено Земельным кодексом Российской Федерации и входит в данном случае в компетенцию Департамента, а не суда.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Общества в судебном заседании оспорил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном интернет сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в картотеке арбитражных дел 27.10.2011.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции 09.09.2009 ООО "ТРИАЛ-СТРОЙ" обратилось в Департамент с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - многоуровневого гаража стоянки в районе стадиона СибВО.
08.10.2009 Департамент в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации обратился в Комитет по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита" обеспечить выбор земельного участка и предоставить акт выбора земельного участка с приложением утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане по указанному заявлению ООО "ТРИАЛ-СТРОЙ".
28.04.2010 на основании распоряжения Мэра города Читы от 20.08.2009 N 2412-Р был утвержден Акт выбора земельного участка для строительства многоэтажного гаража-стоянки с юго-восточной стороны стадиона СибВО N 41/10 (заказчик: ООО "ТРИАЛ-СРТОЙ").
12.05.2010 в газете "Читинское обозрение" N 20 (1085) Администрация городского округа "Город Чита" информировала население о возможном предоставлении земельных участков для строительства по ряду объектов на территории г. Читы, в том числе (п. 9) многоэтажного гаража-стоянки в пределах земельного участка, расположенного по адресу: Центральный административный район с юго-восточной стороны территории стадиона СибВО.
Распоряжением заместителя Мэра города Читы от 24.08.2010 N 1408/рз утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане, расположенного по адресу: г. Чита, Центральный административный район, с юго- восточной стороны стадиона СибВО:
1. Кадастровй номер 75:32:03 07 23.
2. Категория земельного участка: земли населенных пунктов.
3. Участок находится в государственной собственности.
Согласно выписке из адресного реестра зданий и сооружений г. Читы об адресной регистрации объектов недвижимости от 23.09.2010 N 31068 земельному участку для размещения объекта капитального строительства - многоэтажного гаража- стоянки присвоен предварительный адрес: Забайкальский край, г. Чита, ул. Кайдаловская, 24а.
01.06.2011 г. Губернатором Забайкальского края вынесено распоряжение N 271 -р, которым отказано в одобрении предварительного согласования места размещения объекта ООО "ТРИАЛ-СТРОЙ" и утверждении акта выбора земельного участка для строительства многоэтажного гаража-стоянки от 28.04.2010 N 41/10.
Распоряжением руководителя Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 15.06.2011 N 2618/р "Об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта ООО "ТРИАЛ-СТРОЙ" обществу отказано в предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора земельного участка для строительства от 28.04.2010 N 41/10, расположенного по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Кайдаловская, 24а, из категории земель населенных пунктов для строительства многоэтажного гаража-стоянки.
Считая распоряжение Департамента от 15.06.2011 N 2618/р незаконным, ООО "ТРИАЛ-СТРОЙ" обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о признании его незаконным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, статей 199 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц являются несоответствие этих действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию двумя способами: предоставления земель для строительства без предварительного согласования и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства, с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка, в силу пункта 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка, в силу пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В силу положений пункта 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, земельное законодательство регламентирует последовательность определенных действий, включающих в себя осуществление выбора земельного участка, проведение работ по его формированию, государственный кадастровый учет и принятие решения о предоставлении земельного участка, бремя подготовки акта выбора земельного участка при осуществлении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов возложено на органы местного самоуправления.
Пунктами 5 и 13 части 1 статьи 2 Закона Забайкальского края от 01.04.2009 N 152-ЗЗК "О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края", установлено, что распоряжение земельными участками на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, и принятие решений о предварительном согласовании места размещения объектов, утверждающих акт о выборе земельных участков на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с одним из вариантов выбора таких земельных участков, или об отказе в размещении объектов, осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края.
Частью 2 указанной статьи установлено, что высший исполнительный орган государственной власти Забайкальского края вправе возложить исполнение полномочий на уполномоченные органы.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Статьей 21 Закона Забайкальского края от 17.02.2009 N 125-ЗЗК "Устав Забайкальского края" установлено, что высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края является Правительство Забайкальского края.
Своим Постановлением от 08.06.2010 N 233 "Об утверждении Положения о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края" Правительство Забайкальского края возложило часть полномочий в области земельных отношений, а именно распоряжение земельными участками на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, на исполнительный орган государственной власти Забайкальского края - Департамент имущества Забайкальского края (подпункт 9.10.3 пункта 9.10 полномочий Департамента имущества Забайкальского края в области земельных отношений), что не противоречит пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В пункте 9.11 Постановления от 08.06.2010 N 233 "Об утверждении Положения о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края" указано, что в целях обеспечения реализации полномочий, указанных в подпункте 9.10 Положения, Департамент имущества Забайкальского края принимает решения о предоставлении, либо, в установленных случаях, об отказе в предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование в пределах полномочий Департамента и в порядке, предусмотренном федеральным законом и законами края, находящихся в государственной собственности края, и земельных участков на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, для целей строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, все необходимые мероприятия, предусмотренные земельным законодательством, предшествующие принятию полномочным органом решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, по заявлению ООО "ТРИАЛ-СТРОЙ" были выполнены, что также не оспаривается Департаментом.
Таким образом, ООО "ТРИАЛ-СТРОЙ" были оформлены все разрешительные документы, получены все технические заключения, выполнены все условия, необходимые для предварительного согласования места размещения объекта - многоуровневого гаража-стоянки на 200 мест на спорном земельном участке.
Материалами дела установлено, что основанием для отказа Департаментом в одобрении предварительного согласования места размещения объекта, послужил отказ, изложенный в распоряжении Губернатора Забайкальского края N 271-р "Об отказе в одобрении предварительного согласования места размещения объекта ООО "ТРИАЛ-СТРОЙ".
Доказательств того, что на испрашиваемом земельном участке предусмотрена иная застройка, а также сведений об ограничениях и обременениях земельного участка (или частей земельных участков, из которых предполагается сформировать новый) в материалы дела не представлено. Кроме того, согласно заключению Управления архитектуры и градостроительства о выборе земельного участка размещение многоэтажного гаража-стоянки в пределах испрашиваемого земельного участка с юго- восточной стороны стадиона СибВО в соответствии с согласованием от 26.08.2009 главным архитектором г. Читы архитектурно-планировочным согласованием по его размещению при условии максимального сохранения зеленых насаждений, находящихся в пределах земельного участка, считается возможным.
Суд апелляционной инстанции исследовав, представленное в материалы дела оспариваемое распоряжение Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 15.06.2011 N 2618/р "Об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта ООО "ТРИАЛ-СТРОЙ" соглашается с выводом суда первой инстанции, что названное распоряжение не содержит мотивированного обоснования в отказе в предварительном согласовании места размещения объекта.
При этом отказ в одобрении предварительного согласования, выраженный в распоряжении Губернатора Забайкальского края N 271-р "Об отказе в одобрении предварительного согласования места размещения объекта ООО "ТРИАЛ-СТРОЙ", не относится к основаниям, предусмотренным статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что отказ в предварительном согласовании места размещения объекта должен быть мотивированным и основанном на нормах действующего земельного законодательства (федеральных законов или законов края, отсутствие в оспариваемом правовом акте Департамента мотивов отказа невозможности предварительного согласования места размещения объекта ООО "ТРИАЛ-СТРОЙ" и утверждении акта выбора земельного участка для строительства от 28.04.2010 г. N 41/10, расположенного по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Кайдаловская, 24а, из категории земель населенных пунктов для строительства многоэтажного гаража-стоянки не приведено, что свидетельствует о безусловном нарушении прав общества.
В соответствии с положениями статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 9.10.3 Положения Департамент распоряжается земельными участками на территории г.Читы, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта или отказе в согласовании. Процедура одобрения предварительного согласования места размещения объекта, каким либо иным органом государственной власти, при соблюдении заявителем всех необходимых условий обращения с подобным заявлением не предусмотрена.
Суд первой инстанции правильно указал, что положением о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края не предусмотрено, что до принятия Департаментом решений, в том числе распоряжений о предварительном согласованием места размещения объекта для целей строительства, они подлежат одобрению Губернатором Забайкальского края. Отсутствует подобное одобрение решений, принятых уполномоченными органами государственной власти Забайкальского края, Губернатором Забайкальского края и в Законе Забайкальского края от 01.04.2009 N 152-ЗЗК "О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края", Законе Забайкальского края от 17.02.2009 N 125-ЗЗК "Устав Забайкальского края", Законе Забайкальского края от 05.10.2009 N 226-ЗЗК "О Правительстве Забайкальского края".
Следовательно, при принятии Департаментом оспариваемого распоряжения распоряжение Губернатора Забайкальского края об отказе в одобрении предварительного согласования места размещения объекта ООО "ТРИАЛ-СТРОЙ" не может служить законным основанием для отказа обществу в предварительном согласования места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка для строительства.
Таким образом, выраженный в оспариваемом распоряжении Департамента отказ в оформлении документов противоречит статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации и лишает заявителя права на предоставление земельного участка.
Поскольку иных законных оснований, в силу которых ООО "ТРИАЛ-СТРОЙ" было отказано в выборе земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, не установлено, а необоснованный отказ в выборе земельного участка препятствует заявителю в осуществлении его предпринимательской деятельности, суд первой инстанции правомерно признал заявление ООО "ТРИАЛ-СТРОЙ" подлежащим удовлетворению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, аналогичны тем, что заявлялись при рассмотрении дела в суде первой инстанции и в судебном акте им дана надлежащая оценка. Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Департамента по выше изложенным мотивам, поскольку они не влияют на отмену обжалуемого судебного акта и не основаны на нормах закона.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд своим решением обязал Департамент принять решение о предварительном согласовании обществу места размещения объекта и утверждении акта выбора земельного участка для строительства, что входит в компетенцию Департамента, а не суда проверен судом апелляционной и подлежит отклонению в силу следующего.
В соответствии пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В соответствии с пунктом 10 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд. В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.
ООО "ТРИАЛ-СТРОЙ", обращаясь в суд с настоящим заявлением помимо признания незаконным распоряжения Департамента просило в порядке восстановления нарушенного права обязать Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края принять в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании Обществу с ограниченной ответственностью "ТРИАЛ-СТРОЙ" места размещения объекта и утверждении акта выбора земельного участка для строительства от 28.04.2010 N 41/10, расположенного по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Кайдаловская, 24а, из категории земель населенных пунктов для строительства многоэтажного гаража-стоянки.
В связи с чем суд первой инстанции, рассмотрев заявление общества и удовлетворив заявленные им требования в резолютивной части судебного акта обоснованно обязал Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края устранить допущенные нарушения, путем принятия решения в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, указав при этом на конкретные действия.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 сентября 2011 года по делу N А78-5409/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.М. Панькова |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-5409/2011
Истец: ООО "Триал-Строй"
Ответчик: Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края
Третье лицо: КУМИ Администрации ГО "Г. Читы", Правительство Забайкальского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4527/11