Что изменится в работе с введением нового закона о бухучете?
Хотя ныне действующий закон от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и был принят вслед за Гражданским кодексом, с момента его вступления в силу прошло почти 11 лет. За это время российская экономика изменилась коренным образом. Появились новые формы ведения бухгалтерского учета. Экономика середины 90-х годов прошлого века не знала, например, такого понятия, как упрощенная система налогообложения.
Благодаря внесению соответствующих изменений в законодательные акты появились новые субъекты бухгалтерского учета (адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете), расширился круг органов, уполномоченных осуществлять регулирование бухгалтерского учета. Последнее обстоятельство, в свою очередь, явилось следствием ослабления влияния государства на экономику страны и усиления экономической независимости субъектов предпринимательства.
И, наконец, немаловажную роль стало играть и то, что Россия, желая войти в качестве равноправного участника в мировое экономическое сообщество, осуществляет постепенный переход к ведению бухгалтерской и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами (МСФО, US GAAP). Все это нашло свое отражение в проекте закона "Об официальном бухгалтерском учете". Рассмотрим более подробно те изменения, которые будут вам интересны.
Для кого предназначен законопроект?
Прежде всего в проекте впервые подробно очерчен список лиц, на которых распространяется действие будущего закона. Кроме привычных:
- организаций;
- граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
- адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, и
- филиалов и представительств иностранных организаций, находящихся на территории РФ,
поименованы также:
- органы государственной власти и органы местного самоуправления,
- органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов,
- межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории РФ.
Но и это не все. Если выделение отдельной строкой указанных выше органов и организаций сложно назвать новеллой, поскольку они могут быть отнесены к известным ранее субъектам бухгалтерского учета, то введение в сферу действия проекта закона таких понятий, как доверительное управление, простое товарищество и соглашение о разделе продукции, является ни чем иным, как признанием субъектов, возникающих в таких случаях отношений, субъектами и бухгалтерского учета наравне с другими, уже известными участниками.
Поэтому нормы проекта закона будут применяться и при ведении доверительным управляющим бухгалтерского учета имущества, переданного ему в доверительное управление, и при ведении бухгалтерского учета общего имущества товарищей, в том числе и одним из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц.
Что же касается отношений, возникающих при ведении бухгалтерского учета в процессе выполнения соглашения о разделе продукции, то к ним также будут применяться нормы проекта федерального закона, но лишь в части, не противоречащей закону "О соглашениях о разделе продукции".
Кто подпадет под его действие?
Впервые в законе обозначено понятие "руководитель экономического субъекта". Таковым признается лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа экономического субъекта, либо иное лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта.
То есть однозначно можно говорить о том, что руководителем экономического субъекта будет всегда физическое лицо, обладающее полномочиями давать обязательные для данного субъекта указания. Наличие в организации коллегиального органа управления повлечет необходимость избрания из числа членов данного коллегиального органа лица, способного выполнять функции руководителя организации, либо назначения на эту должность человека, не входящего в коллегиальный орган. В любом случае выполнение функций руководителя экономического субъекта возможно только физическим лицом.
К слову, понятие "экономический субъект" также является новым для законодательства, регламентирующего ведение бухгалтерского учета. В ныне действующем законе "О бухгалтерском учете" этому термину соответствует понятие "организации".
Под "экономическим субъектом" разработчики проекта понимают всех перечисленных выше участников бухучета, среди которых выделяются "экономические субъекты бюджетной сферы". В принципе, они включены в состав "экономических субъектов" наравне с коммерческими организациями, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и другими субъектами бухгалтерского учета, но в силу специфики своего финансирования выделены в отдельную категорию, в отношении которой в проекте содержатся специальные нормы.
Объекты
Важным моментом для организации и ведения бухгалтерского учета является указание в проекте закона событий и явлений, которые могут являться объектами бухгалтерского учета. В действующем законе раскрытию такой информации должного внимания не уделено. Хотя детальное указание на объекты дает представление о составе самого бухгалтерского учета. Только то, что перечислено в законе, должно найти свое отражение в бухгалтерской отчетности.
Согласно проекту объектами бухгалтерского учета являются:
- факты хозяйственной жизни экономического субъекта (то есть сделки, события, операции, оказывающие или способные оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и движение денежных средств);
- активы экономического субъекта (ими могут быть имущество, имущественные и личные неимущественные права, результаты интеллектуальной деятельности, деловая репутация);
- обязательства экономического субъекта;
- другие источники финансирования экономического субъекта;
- доходы и расходы экономического субъекта.
Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку в проекте предусмотрено применение и других объектов, установленных национальными стандартами.
Каждый из перечисленных объектов бухгалтерского учета подлежит своевременной регистрации в бухгалтерском учете, ведение которого является обязанностью экономического субъекта.
Ответственность руководителя
Действующий закон "О бухгалтерском учете" ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации возлагает на руководителя организации. Проект нового закона отказался от таких жестких формулировок. В соответствии с ним руководитель экономического субъекта организует ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета.
Возможно, это связано с тем, что, в отличие от действующего нормативного акта, проект ограничил правомочия руководителя организации по самостоятельному ведению бухгалтерского учета.
В настоящее время руководитель вправе возложить ведение бухгалтерского учета на себя, к чему многие и прибегают, например, при создании нового юридического лица. Если же проект закона "Об официальном бухгалтерском учете" вступит в силу, то руководитель экономического субъекта обязан будет возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное специальное должностное лицо либо заключить договор оказания услуг по ведению бухгалтерского учета. Причем в проекте предусматривается последующее утверждение Правительством минимальных квалификационных требований к лицам, с которыми экономический субъект может заключить договор оказания услуг по ведению бухгалтерского учета. Таким образом, можно говорить об усложнении процедуры заключения подобных договоров, поскольку законодательное закрепление квалификационных требований может привести к выделению организаций, занимающихся оказанием услуг по ведению бухгалтерского учета, в отдельную категорию, наподобие аудиторских компаний и ЧОП.
В каких случаях возможно ведение бухучета?
Очевидным является тот факт, что сейчас многие холдинговые структуры предпочитают работать по схеме, когда полномочия по ведению бухгалтерского учета в дочерних и зависимых обществах передаются в управляющую компанию холдинга. Эта же управляющая компания зачастую осуществляет и ведение кадрового делопроизводства, и юридическое сопровождение деятельности дочерних и зависимых обществ, и ряд других функций, связанных с управлением.
Однако введение квалификационных требований поставит под сомнение возможность использования для всех выше перечисленных целей одной управляющей организации. Не исключено и то, что в дальнейшем деятельность по оказанию услуг по ведению бухгалтерского учета перейдет в разряд лицензируемых.
Установление минимальных квалификационных требований предполагается и для лиц, на которых возлагается ведение бухгалтерского учета в экономических субъектах, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту, в том числе и в кредитных организациях.
Как было отмечено, проект закона не предполагает ведение бухгалтере -кого учета экономического субъекта лично его руководителем. Исключение сделано лишь для субъектов малого предпринимательства. Руководитель малого предприятия может взять ведение бухучета на себя.
Напомним, что под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и средняя численность работников в которых за отчетный период не превышает следующих предельных показателей уровней:
в промышленности - 100 человек;
в строительстве - 100 человек;
на транспорте - 100 человек;
в сельском хозяйстве - 60 человек;
в научно-технической сфере - 60 человек;
в оптовой торговле - 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
В случае превышения субъектом малого предпринимательства установленной численности организация лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца (ст. 3 закона от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ").
То есть применительно к рассматриваемому проекту закона "Об официальном бухгалтерском учете" в случае превышения установленной численности субъектом малого предпринимательства, в котором ведение бухгалтерского учета возложено на его руководителя, на период, в течение которого допущено превышение, и на последующие три месяца ведение бухгалтерского учета должно быть возложено на специальное должностное лицо либо передано специализированной организации.
Учетная политика по-новому
Основным документом, определяющим способы ведения бухгалтерского учета, является учетная политика экономического субъекта. При этом экономические субъекты, как и раньше, вправе самостоятельно определять свою учетную политику, которая должна применяться из года в год.
Однако разработчики проекта уточнили случаи, при которых допускается изменение учетной политики. К таковым, как и прежде, относятся изменение требований законодательства, существенное изменение условий деятельности экономического субъекта и разработка экономическим субъектом нового способа ведения бухгалтерского учета. Но, что касается последнего, согласно проекту, сама по себе разработка нового способа ведения бухгалтерского учета не является основанием для изменения учетной политики. Экономическому субъекту необходимо доказать, что применение нового способа повлечет повышение надежности и уместности информации об объекте бухгалтерского учета. Таким образом, основным критерием выбора нового способа ведения бухгалтерского учета является не экономическая выгода субъекта, а улучшение качества предоставляемой информации. В действующем сейчас законе такого требования не предусмотрено.
Что будет с "первичкой"?
Проект закона возлагает на руководителя экономического субъекта обязанность по утверждению форм первичных учетных документов. Утверждение осуществляется по представлению лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
В настоящий момент формы первичных учетных документов содержатся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, которые в соответствии с постановлением Госкомстата РФ от 29.05.1998 г. N 57а и Минфина от 18.06.1998 г. N 27н подлежат введению во всех организациях, осуществляющих деятельность на территории нашей страны. Поэтому сейчас экономический субъект вправе утверждать лишь формы тех первичных учетных документов, которые отсутствуют в альбомах унифицированных форм.
По всей видимости, принятие нового закона предполагает отказ от применения унифицированных форм. Каждый экономический субъект будет вправе утверждать формы первичных учетных документов, необходимых для ведения бухгалтерского учета в этом конкретном экономическом субъекте. Непременным условием утверждения и дальнейшего использования таких форм является наличие обязательных реквизитов, перечень которых в целом соответствует содержащимся в пункте 2 статьи 9 действующего закона "О бухгалтерском учете".
Как будет проходить изъятие "первички"?
Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание, заключается в следующем. В пункте 8 статьи 9 закона "О бухгалтерском учете" в случае изъятия первичных учетных документов органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и органами внутренних дел главный бухгалтер вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие, снять с документов копии с указанием даты и основания изъятия.
Таким образом, для снятия копии фактически требуется наличие двух субъективных обстоятельств - желания самого главного бухгалтера и разрешения представителя органа, проводящего изъятие. В случае если главный бухгалтер не счел необходимым сделать копии изымаемых документов или представитель органа, проводящего изъятие, не разрешил сделать это, организация оказывается в положении, когда у нее отсутствуют копии документов, на основании которых может быть вынесено решение о признании ее виновной в совершении какого-либо экономического преступления.
Дабы избежать подобной ситуации и защитить экономический субъект, разработчики проекта внесли в него положение, согласно которому в случае изъятия первичных учетных документов экономический субъект должен в присутствии представителя органа, проводящего изъятие, изготовить копии таких документов. Изготовление копий изымаемых документов становится не правом, а обязанностью экономического субъекта, выполнение которой проконтролирует и представитель органа, проводящего изъятие.
Хотя в проекте и не указано должностное лицо, ответственное за снятие копии изымаемого документа, думается, что таковым будет являться лицо, на которое возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета. Это может быть и главный бухгалтер, и представитель лица, осуществляющего ведение бухгалтерского учета на основании договора, и сам руководитель экономического субъекта.
Бухгалтерская отчетность - не тайна
Согласно проекту бухгалтерская отчетность, которая составляется на основании первичных учетных документов, считается составленной после подписания ее руководителем экономического субъекта. Стоит отметить, что в проекте особо отмечено, что в отношении бухгалтерской отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны. Доступ к ней должно иметь любое заинтересованное лицо.
* * *
Это, пожалуй, основные моменты, касающиеся практической стороны вопроса ведения бухгалтерского учета экономического субъекта. Почти половина статей рассматриваемого проекта касается теоретических вопросов регулирования бухгалтерского учета, которые призваны, скорее, оказать содействие в принятии других нормативно-правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета, нежели быть применимыми в повседневной деятельности экономических субъектов.
С.Ю. Козлова,
ведущий юрист ОАО "Оптима и КСчейндж Сервисез" (OXS)
"Налоговый учет для бухгалтера", N 8, август 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка к журналу "Налоговый учет для бухгалтера"
Учредитель и издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-37546 от 17.09.2009.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58
E-mail: public@delo-press.ru