город Ростов-на-Дону |
|
08 декабря 2011 г. |
дело N А32-3397/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Н.,
судей Захаровой Л.А., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Близнюк А.А.,
при участии:
от ООО "ТЭСК "Алброс": представителя Сердюка В.В., по доверенности от 27.09.2010;
от Новороссийской таможни: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2011 по делу N А32-3397/2011, принятое судьей Ивановой Н.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТЭСК "Алброс" к Новороссийской таможне о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 18.02.2011 г. N 10317100-556/2010,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТЭСК "Алброс" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 10317000-556/2010 от 18.02.2011 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2011 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что в соответствии со статьей 350 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) у капитана судна при перемещении через таможенную границу РФ не возникло обязанности предоставлять сведения о запасных частях судна, следовательно, им не нарушены требования действующего таможенного законодательства. Кроме того, суд установил, что обнаруженные на судне запасные части являются ЗИПом судна и находятся на балансе судна, учтены в журнале расходных средств, акте инвентаризации на 11 листах. Проведенная таможенным органом комплексная экспертиза подтвердила принадлежность запасных частей к данному судну. При этом суд указал, что ссылка таможенного органа на то, что запасные части судна подлежат декларированию в порядке статьи 179 ТК ТС, является несостоятельной, поскольку запасные части и оборудование, предназначенные для ремонта и технического обслуживания, а также эксплуатации судна, ввозятся на таможенную территорию Таможенного союза без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного и технического регулирования.
Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что в соответствии со статьей 350 ТК ТС в качестве таможенной декларации на транспортной средство применяются стандартные документы перевозчика, в том числе, если в них содержатся сведения о наименовании запасных частей и оборудования, перемещаемых для ремонта или эксплуатации транспортного средства международной перевозки, указанные в статье 159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта. Если в представленных стандартных документах перевозчика не содержатся все необходимые сведения, таможенное декларирование осуществляется путем представления таможенной декларации на транспортное средство установленной формы. Если запасные части и оборудование перемещаются через таможенную границу одновременно с транспортным средством, в соответствии со статьей 349 ТК ТС допускается заявление сведений о них в таможенной декларации на транспортное средство. Согласно утвержденной Приказом ГТК России от 21.08.2010 N 916 форме въездной/выездной декларации о транспортном средстве в графе 10 указываются сведения о наличии запасных частей и оборудования, предназначенных для ремонта и эксплуатации транспортного средства. Однако ввезенные заявителем запасные части не были отражены в декларации на транспортное средство, а также в списке запасных частей, приложенных к декларации.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО "ТЭСК "Алброс" не согласился с доводами апелляционной жалобы.
Представитель Новороссийской таможни в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 16.09.2010 в порт Новороссийск прибыл т/х "Блю Спринтер", принадлежащий компании ООО "ТЭСК "Алброс".
В соответствии со статьей 159 Таможенного кодекса Таможенного Союза капитаном т/х "Блю Спринтер" были сообщены сведения о наличии на борту судна товаров путем предоставления документов, установленных таможенным законодательством.
Согласно гр. 10 декларации о транспортном средстве от 16.09.2010, поданной капитаном т/х "Блю Спринтер" по приходу в порт Новороссийск, на борту судна находились запасные части согласно списку. В соответствии с указанным списком, подписанным капитаном, на борту находились следующие запасные части: втулка цилиндра б/у - 1 шт., крышка цилиндра б/у -1 шт., поршень в сборе с шатуном б/у -1 шт., палец поршня - 11 шт., кольцо компрессионные - 50 шт., клапан всасывающий - 4 шт. Других запасных частей согласно представленным документам на борту судна не было.
В ходе проведения таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу в зоне деятельности Новороссийского юго-восточного таможенного поста, 16.09.2010 г. в 21 часов 00 минут при проверке документов и сведений, заявленных капитаном т/х "Блю Спринтер" (флаг Россия), должностными лицами Новороссийской таможни в результате осмотра судна в каюте N 214 обнаружено наличие четырех запечатанных картонных коробок с наклеенными табличками "для передачи ALBROS-Астрахань Волкову Н.". Внутри коробок находились судовые запасные части. В одной из коробок была обнаружена копия транзитного списка судовых запасных частей для МАРХ 207S-20, находившихся в данной коробке "SHIP SPARES IN TRANSIT", датированная 26.07.2010. Отправитель турецкая фирма "ADNAN SAYGUN CADDESI CANAN SOKAK", г. Стамбул, получатель - "ALBROS SHIPPING END TRADING LTD CO". Сведений нахождении на борту судна данных запасных частей в декларации о транспортном средстве от 16.09.2010, поданной капитаном т/х "Блю Спринтер" по приходу в порт Новороссийск, не имелось.
По данному факту таможенным органом вынесено определение от 16.09.2010 N 10317000-556/2010 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, а 06.12.2010 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 10317000-556/2010.
Таможенным органом по результатам рассмотрения дела 18 января 2011 года вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10317000-556/2010, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере, кратном размеру стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, а именно, в сумме 81 541,28 руб.
Не согласившись с указанным постановлением таможенного органа, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса (недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации).
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в невыполнении лицом требований таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению по установленной форме товара.
Признавая незаконным и отменяя оспариваемое постановление, суд первой инстанции пришёл к выводу, что поскольку обнаруженные на судне и не задекларированные запасные части являются ЗИПом судна и предназначены для ремонта и эксплуатации судна, у заявителя отсутствовала обязанность их декларирования. Кроме того, суд установил, что запасные части учтены в журнале расходных средств и акте инвентаризации.
Суд апелляционной инстанции считает указанные выводы суда первой инстанции неправомерными и не соответствующими фактическим обстоятельствам дела по следующим основаниям.
В разделе 7 ТК ТС урегулированы особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров.
В главе 48 раздела 7 ТК ТС предусмотрены нормы, регулирующие порядок перемещения транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа.
Согласно пункту 5 статьи 341 ТК ТС транспортные средства международной перевозки перемещаются через таможенную границу без применения мер нетарифного и технического регулирования, однако в силу пункта 4 указанной статьи подлежат таможенному декларированию в соответствии со статьей 350 настоящего Кодекса без помещения под таможенные процедуры.
Запасные части и оборудование, которые предназначены для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства международной перевозки, также ввозятся на таможенную территорию таможенного союза без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного и технического регулирования (пункт 2 статьи 349 ТК ТС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 350 ТК ТС таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется при временном ввозе на таможенную территорию таможенного союза транспортных средств международной перевозки и вывозе таких временно ввезенных транспортных средств с такой территории, а также при временном вывозе с таможенной территории таможенного союза транспортных средств международной перевозки и ввозе таких временно вывезенных транспортных средств международной перевозки на такую территорию путем подачи перевозчиком таможенному органу таможенной декларации на транспортное средство.
Согласно пункту 2 статьи 350 ТК ТС в качестве таможенной декларации на транспортное средство применяются стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами в области транспорта, участниками которых являются государства - члены таможенного союза, если в них содержатся сведения о транспортном средстве международной перевозки, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, цели ввоза (вывоза) транспортного средства международной перевозки и (или) наименовании запасных частей и оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации транспортного средства международной перевозки, указанные в статье 159 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта.
Если в представленных стандартных документах перевозчика не содержатся все необходимые сведения, таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется путем представления таможенной декларации на транспортное средство установленной формы. При этом представленные стандартные документы перевозчика рассматриваются как неотъемлемая часть таможенной декларации на транспортное средство.
Вместе с тем, если запасные части и оборудование перемещаются через таможенную границу одновременно с транспортным средством международной перевозки в соответствии со статьей 349 настоящего Кодекса (то есть которые предназначены для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства международной перевозки), допускается заявление сведений о них в таможенной декларации на транспортное средство.
Таким образом, в соответствии с изложенными правовыми нормами запасные части, предназначенные для ремонта и эксплуатации транспортного средства международной перевозки, ввозятся без уплаты таможенных пошлин налогов и без применения мер нетарифного и технического регулирования, однако подлежат декларированию в порядке, установленном статьей 350 ТК ТС.
Согласно протоколу осмотра от 16.09.2010 (л. 7 - 10 Приложения), протоколу изъятия вещей и документов от 17.09.2010 (л. 11 - 15 Приложения), а также акту приема-передачи имущества на ответственное хранение от 17.09.2010 (л. 16 Приложения) в ходе проверки на борту судна были обнаружены запасные части: уплотнительные кольца, уплотнители, тарелки для сепаратора, уплотнители круглого сечения, прокладки, пружины, тормозные накладки, болты, гайки, фильтры топливные и масляные, сальники, термостаты, всего 29 наименований в четырех коробках согласно перечню, приведенному в указанных документах.
Из пояснений капитана судна (л. 36 Приложения), акта комиссии в составе генерального, исполнительного и технического директоров общества (л. 99 Приложения), протокола опроса генерального директора общества (л. 149 Приложения) следует, что обнаруженные в ходе проверки запасные части являются ЗИПом судна и предназначены для ремонта и технической эксплуатации транспортного средства международной перевозки (в данном случае судна).
Согласно гр. 10 декларации о транспортном средстве от 16.09.2010, поданной капитаном т/х "Блю Спринтер" по приходу в порт Новороссийск, на борту судна находились запасные части согласно списку. В соответствии с указанным списком, подписанным капитаном, на борту находились следующие запасные части: втулка цилиндра б/у - 1 шт., крышка цилиндра б/у -1 шт., поршень в сборе с шатуном б/у -1 шт., палец поршня - 11 шт., кольцо компрессионные - 50 шт., клапан всасывающий - 4 шт. Других запасных частей согласно представленным документам на борту судна не было.
Согласно акту комиссии в составе генерального, исполнительного и технического директоров общества (л. 99 Приложения) запасные части, обнаруженные таможенным органом в ходе проведения мероприятия таможенного контроля, не были указаны капитаном судна, поскольку являются ЗИПом судна и не должны декларироваться.
Вместе с тем по смыслу статьи 350 ТК ТС запасные части судна могли быть задекларированы путем представления стандартных документов, в которых содержатся сведения о наименовании запасных частей и оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации транспортного средства международной перевозки.
Однако перечень запасных частей, приведенный в представленных заявителем в материалы дела журнале расходных средств и акте инвентаризации, не содержит наименования запасных частей, обнаруженных на судне в ходе осуществления таможенного контроля согласно вышеуказанным протоколам осмотра, изъятия и акту передачи на ответственное хранение.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства представления указанных документов таможенному органу при декларировании транспортного средства.
В ходе производства по делу об административном правонарушении экспертно-криминалистической службой - региональный филиал ЦЭКТУ г. Ростова-на-Дону, была проведена экспертиза, по результатам которой обнаруженные на судне предметы идентифицированы как запасные части. При этом однозначного вывода о том, что запасные части предназначены для ремонта и технической эксплуатации того транспортного средства, на борту которого они были обнаружены, из заключения эксперта не следует.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что обнаруженные на судне при осуществлении таможенного контроля запасные части, перечень которых приведен в вышеуказанных протоколах осмотра, изъятия и акте передачи на ответственное хранение, не были задекларированы обществом в установленном законом порядке.
Неисполнение обществом обязанности по декларированию образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина общества выражается в непринятии всех необходимых мер для соблюдения требований таможенного законодательства в части исполнения обязанности декларирования перевозимых одновременно с транспортным средством запасных частей, предназначенных согласно пояснениям представителей общества для ремонта и технической эксплуатации судна.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении таможенным органом не допущено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления таможенного органа о привлечении к административной ответственности, в связи с чем согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных обществом требований надлежит отказать.
Решение суда первой инстанции в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2011 по делу N А32-3397/2011 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня изготовления его полного текста в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Иванова |
Судьи |
Л.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-3397/2011
Истец: ООО "ТЭСК "Алброс"
Ответчик: Новороссийская таможня