Если фирма проводит семинар...
Многие из нас хоть раз в жизни посещали какой-либо семинар, тренинг, презентацию. На мероприятиях такого типа гостям обычно раздают буклеты, брошюры, предлагают напитки. Бухгалтеру же стороны, которая организовывает семинар, нужно правильно учесть все расходы. Об этом и пойдет речь в нашей статье.
Выделяют несколько видов семинаров, которые классифицируются по разным основаниям и имеют разную целевую направленность.
Семинары бывают разные...
Например, семинары маркетингового характера устраивают для рекламы продуктов и услуг компании с целью привлечения новых клиентов. Они, как правило, закладываются в маркетинговый бюджет компании и бесплатны для слушателей (клиентов).
Тематические семинары организуются для обучения (передачи знаний, формирования умений и навыков) в конкретной предметной области, которая обычно указывается в названии семинара.
Такие семинары обязательно оплачиваются клиентами. Обязательной составляющей этих семинаров является проверка знаний в ходе или в конце семинара на усвоение прослушанного материала, на основании чего выдается сертификат об обучении. Ценность сертификата для клиента определяет значимость компании на рынке образовательных услуг.
Раздача брошюр и буклетов
Рассмотрим, как отражаются в бухгалтерском и налоговом учете затраты на раздачу бесплатных брошюр и буклетов при проведении семинара. Поскольку брошюры и буклеты в основном содержат информацию рекламного характера, то в бухгалтерском и налоговом учете они отражаются как расходы на рекламу. Затраты организации на приобретение рекламных брошюр и буклетов в бухгалтерском учете в полном объеме учитываются в составе расходов по мере их распространения.
Что касается налогового учета по налогу на прибыль, то в соответствии с главой 25 Налогового кодекса затраты на изготовление рекламных брошюр и буклетов являются ненормируемыми расходами и признаются для целей налогообложения в составе прочих расходов в полном размере (п. 4 ст. 264 НК РФ).
Однако необходимо отметить, что, согласно понятию рекламы, определенному статьей 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", одним из требований к рекламе является направленность на неопределенный круг лиц, следовательно, на получателей, которые заранее неизвестны. Передача какой-либо информации конкретным лицам, даже и соответствующей по признакам рекламе, таковой быть не может. Следовательно, данные расходы нельзя учесть в составе расходов на рекламу. Заметим, что указанной позиции придерживаются в своих комментариях налоговые органы.
Семинар с целью получения дохода
Если организация проводит семинары с целью получения дохода от такой деятельности, то расходы по обслуживанию гостей семинара организация может учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Это утверждение объясняется тем, что перечень прочих расходов, который указан в статье 264 Налогового кодекса, является открытым.
Важно, чтобы такие расходы отвечали требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса. Так, расходы должны быть экономически оправданными, документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Например, в договоре на оказание услуг по организации консультационных семинаров необходимо предусмотреть организацию питания и другие дополнительные услуги, разработать четкую и полную программу проведения семинара.
Как выбрать тренера семинара?
Как правило, критерии выбора тренера разными компаниями и учебными центрами близки. Но иногда встречаются отличия в приоритетах тех или иных критериев. Рассмотрим, по какому принципу выбирают специалиста, ведущего семинар, и выплачивается ли ему дополнительная плата за его проведение?
Заметим, что основными критериями выбора специалиста для проведения семинара являются знания в конкретной предметной области и практический опыт работы (подтверждается опубликованными научными работами, статьями в прессе, разработанными учебно-методическими материалами).
При выборе тренера учитывается также известность данного специалиста на рынке образовательных и тренинговых услуг (подтверждается перечнем компаний, для которых проводились подобные семинары, и положительными отзывами слушателей).
Когда организация или учебный центр занимается поисками преподавателя для проведения семинара, принимаются во внимание его методические навыки (наглядность и доступность подачи информации, предложение проверенных на практике инструментов и алгоритмов решения проблемы, интерактивность обучения), сопровождение теоретического материала практическими примерами, логика изложения, структурированность информации. В ряде случаев учитывается новизна информации и ее полезность для конкретной целевой аудитории.
Наконец, немаловажное значение имеет доброжелательность тренера, его умение общаться с любыми, даже очень требовательными и придирчивыми слушателями.
Стоит отметить и такой фактор тренерского "искусства", как импровизация, то есть умение "чувствовать" аудиторию, ее реакцию, ожидания и вносить соответствующие коррективы в уже спланированный семинар.
Оплата тренеру за проведение семинара
Что касается оплаты за проведение семинара, то дополнительная плата специалисту выплачивается, если в его должностные обязанности не входит ведение семинара. В этом случае выплата производится путем премирования.
Согласно статье 129 Трудового кодекса, премия как вид стимулирующей выплаты является частью заработной платы (оплаты труда) работника.
Далее рассмотрим, какие налоговые обязательства возникают при оплате тренеру проведения семинара. Заметим, что выплачиваемая работникам премия является их доходом и включается в налоговую базу по НДФЛ (п. 1 ст. 210 НК РФ).
ЕСН и взносы на обязательное пенсионное страхование
Сумма начисленной премии включается в налоговую базу по ЕСН (п. 1 ст. 236, п. 1 ст. 237 НК РФ). Соответственно на сумму премии организация обязана также начислить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ").
Взносы на обязательное социальное страхование
На сумму премии начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 184).
Это важно
В налоговом учете затраты на изготовление рекламных брошюр и буклетов являются ненормируемыми расходами и признаются для целей налогообложения в составе прочих расходов в полном размере (п. 4 ст. 264 НК РФ).
М. Тасуев,
консультант ООО "Аудит - новые техологии"
С. Торопова,
руководитель учебного центра ООО "Аудит - новые технологии"
"Практическая бухгалтерия", N 8, август 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.