г. Москва |
|
14 декабря 2011 г. |
Дело N А41-17008/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2011 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Диаковской Н.В., судей Ивановой Л.Н., Черниковой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания Афониным А.В.
при участии в заседании:
от администрации сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района: Соловьев В.В. по доверенности от 25.03.2011,
от ФГУП "Санаторий "Энергия" (ИНН: 5044007838), ТУ Росимущества в Московской области, Министерства образования и науки Российской Федерации: представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании дело N А41-17008/11 по иску федерального государственного унитарного предприятия "Санаторий "Энергия" к администрации муниципального образования "Сельское поселение Кутузовское" Солнечногорского муниципального района Московской области и Территориальному управлению Росимущества в Московской области о признании сделок недействительными и обязании возвратить имущество (третье лицо: Министерство образования и науки Российской Федерации),
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное унитарное предприятие "Санаторий "Энергия" (далее - ФГУП "Санаторий "Энергия") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к администрации муниципального образования сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области, в котором просило признать недействительными сделки по передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области следующих объектов:
- котельной (инв.N 290:083-22291) на основании Акта N1 от 09.06.2009;
- артскважины (инв.N 290:083-28531) на основании Акта N2 от 09.06.2009;
- жилого дома N 6 (инв.N 290:083-13319) на основании Акта N3 от 09.06.2009;
- жилого дома N 8 (инв.N 290:083-22640) на основании Акта N4 от 09.06.2009;
- многоквартирного жилого дома N 9 (инв.N 290:083-13645) на основании Акта N5 от 09.06.2009;
- жилого дома N 4 (инв. N 290:083-22288) на основании Акта N 6 от 14.08.2009.
Истец также просил суд обязать администрацию муниципального образования сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района возвратить указанные объекты в собственность Российской Федерации в целях закрепления данного имущества на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Санаторий "Энергия".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Росимущества в Московской области и Министерство образования и науки Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 августа 2011 года по делу N А41-17008/11 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ФГУП "Санаторий "Энергия" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность оспариваемого судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 01 ноября 2011 года Десятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрения настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, ТУ Росимущества в Московской области привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
В своем иске ФГУП "Санаторий "Энергия" просит признать недействительными сделки по передаче имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования "Сельское поселение Кутузовское" Солнечногорского муниципального района.
При этом истец указывает, что спорные сделки оформлены двусторонними актами приема-передачи объектов, подписанными между администрацией муниципального образования "Сельское поселение Кутузовское" и ТУ Росимущества в Московской области.
ТУ Росимущества в Московской области привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, объем процессуальных прав и обязанностей которого меньше, чем объем процессуальных прав и обязанностей ответчика по делу.
Вместе с тем, ТУ Росимущества в Московской области является участником правоотношений по передаче спорного имущества в собственность муниципального образования.
Следовательно, суду первой инстанции надлежало привлечь ТУ Росимущества в Московской области к участию в деле в качестве соответчика.
Учитывая, что объем процессуальных прав ответчика шире, чем у третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене применительно к пункту 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
При рассмотрении настоящего дела по правилам суда первой инстанции представитель администрации сельского поселения Кутузовское возражал против доводов, изложенных в исковом заявлении, просил в удовлетворении иска отказать.
Выслушав объяснения представителя администрации сельского поселения Кутузовское, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.
Как следует из материалов дела, 19 февраля 2009 года ТУ Росимущества по Московской области принято распоряжение N 94 "О безвозмездной передаче имущества, относящегося к федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным предприятием "Санаторий "Энергия", в собственность муниципального образования сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области", в соответствии с которым прекращено право хозяйственного ведения истца на спорные объекты и данные объекты переданы в муниципальную собственность (л.д.24-27).
Главой муниципального образования сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области принято постановление от 24.04.2009 N 25 "О принятии в собственность муниципального образования сельское поселение Кутузовское имущества, относящегося к федеральной собственности и передаваемого от ФГУП "Санаторий "Энергия", которым утвержден перечень принимаемых в муниципальную собственность объектов (л.д.28-29).
На основании актов о приеме-передаче от 09.06.2009 N N 1-5 и от 14.08.2009 N 6 спорные объекты переданы от ФГУП "Санаторий "Энергия" в муниципальную собственность муниципального образования сельское поселение Кутузовское (л.д.31-46).
26 ноября 2009 года ТУ Росимущества в Московской области принято распоряжение N 609 об утверждении указанных выше передаточных актов (л.д.47-50).
Полагая, что передача спорных объектов в муниципальную собственность фактически является дарением и нарушает права и законные интересы ФГУП "Санаторий "Энергия", последнее обратилось в арбитражный суда с иском по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований в связи со следующим.
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что передача спорных объектов в муниципальную собственность препятствует функционированию ФГУП "Санаторий "Энергия", чем нарушает права последнего.
Вместе с тем, передача объектов осуществлялась в соответствии с нормами, предусмотренными статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Так пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ определен порядок передачи федерального имущества в собственность муниципального образования.
Согласно указанному пункту находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с приложением N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" жилищный и нежилой фонд, а также объекты коммунально-бытового назначения относятся к собственности муниципальных образований.
Истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что спорные объекты необходимы предприятию для осуществления уставной деятельности.
Передача объектов произведена с согласия Федерального агентства по образованию и самого ФГУП "Санатория "Энергия".
Доказательств оспаривания в установленном порядке распоряжения ТУ Росимущества в Московской области от 19.02.2009 N 94 истцом суду не представлено.
Согласно пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений. Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего принятие имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок. В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
Представленные суду документы подтверждают, что передача спорных объектов из федеральной в муниципальную собственность произведена в соответствии с порядком, установленным статьей 154 названного Федерального закона.
Истец в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил суду доказательств нарушения указанной процедуры.
Ссылки истца на то, что передача спорных объектов является сделкой дарения, которая запрещена между юридическими лицами, не могут быть признаны обоснованными, поскольку в соответствии со статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ передача объектов из федеральной собственности в собственность муниципальных образований происходит безвозмездно.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что исковые требования являются необоснованными.
Руководствуясь пунктом 6.1 статьи 268, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22 августа 2011 года по делу N А41-17008/11 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Л.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-17008/2011
Истец: ФГУП "Санаторий"Энергия"
Ответчик: Администрация муниципального образования сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московская область
Третье лицо: Министерство образования и науки РФ, Территориальное управление Росимущества по Московской области, ТУ Росимущество по МО
Хронология рассмотрения дела:
14.12.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8059/11