Лицензия есть? Контроль будет!
Получение лицензии - дело хлопотное, но и ее наличие не избавит вас от контроля со стороны государственных органов. О том, кто и каким образом имеет право проверять предприятия на предмет соблюдения лицензионных требований, расскажет наша статья.
Все, что связано с процессом лицензирования и осуществлением контроля лицензионных требований, прописано в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в различных постановлениях Правительства Российской Федерации. Так, к примеру, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при проведении лицензионного контроля, помимо Федерального закона, руководствуется постановлениями Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 г. N 501, от 25 февраля 2004 г. N 107, от 22 января 2007 г. N 31.
Цель проверки
Лицензионный контроль проводится в двух направлениях. Во-первых, в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий. На основании этой информации осуществляется решение об отказе или выдаче лицензии. Лицензионный контроль на данном этапе, согласно законодательству, проводится в срок, который не должен превышать 45 дней с момента подачи заявки. Кроме того, лицензионный контроль проводится также в целях проверки соблюдения лицензиатом требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Процедура проведения лицензионных проверок в Федеральном законе N 128-ФЗ прописана в общих чертах. Осуществлять лицензионный контроль имеют право только лицензирующие органы (органы, выдавшие лицензию) и только в пределах своей компетенции. То есть орган, занимающийся лицензированием строительства, не может проверять соблюдение требований лицензии на образовательную деятельность.
Контролю быть!
Федеральным законом N 128-ФЗ предусмотрен лицензионный контроль деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям. В отдельных случаях контролирующим органом могут также запрашиваться в письменной форме необходимые документы и объяснения. При проверке соблюдения лицензиатом требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности применяются положения Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
Лицензирующий орган осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий в форме плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с планами основных организационных мероприятий территориальных органов на текущий год.
Внеплановые проверки проводятся для осуществления контроля за устранением лицензиатом нарушений, выявленных при проведении плановой проверки, или в случае получения лицензирующим органом от органов государственной власти, юридических или физических лиц информации о нарушении лицензиатом лицензионных требований и условий, подтверждаемой документами и иными доказательствами.
Следует отметить, что Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" установлено, что продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц. Но в исключительных случаях срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Срок и периодичность проведения плановых проверок Федеральным законом о лицензировании не установлены. Однако некоторые положения о лицензировании содержат следующие сроки. Например, Положением о лицензировании производства оружия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2002 г. N 455 установлено, что контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется не менее одного раза в течение срока действия лицензии. При этом срок проведения проверки не может превышать 10 дней. Кроме того, за 10 дней до начала проверки лицензиату должно быть направлено уведомление о проведении проверки (с указанием цели, срока ее проведения и состава комиссии).
Виновных накажут
По итогам проверки лицензирующий орган составляет акт (протокол) с указанием конкретных нарушений. Настоящий акт, второй экземпляр которого остается у лицензиата, подтверждает наличие самой проверки (следовательно, гарантирует защиту от проведения повторных проверок), сроки начала и окончания этого мероприятия и его результаты. На основании акта о проведенной проверке лицензирующий орган в случае выявления нарушений лицензионных требований и условий вправе вынести решение, обязывающее лицензиата устранить выявленные нарушения в указанные сроки. Конкретные сроки устранения лицензиатом допущенных нарушений определяет лицензирующий орган, исходя из существа нарушений, их опасности для окружающей среды, организационной, технической и финансовой возможности лицензиата устранить допущенные нарушения.
На основании акта проверки, в котором зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий, лицензирующий орган вправе вынести лицензиату предупреждение или приостановить действие лицензии до устранения нарушений. Предупреждение выносится в случае, если лицензиат не устранил нарушения, выявленные в результате проверки, в установленный срок. В случае, если и после вынесения предупреждения лицензиат не устранил нарушения, лицензирующий орган выносит решение о приостановлении действия лицензии. После устранения нарушений лицензиат вправе подать заявление о восстановлении лицензии и возобновить свою деятельность. При этом срок действия лицензии не продлевается на время ее приостановления.
Главное нарушение - отсутствие лицензии
Самыми распространенными нарушениями лицензионных требований, является несоблюдение требований техники безопасности, требований к помещениям при производстве и продаже алкогольной и фармацевтической продукции. Кроме того, достаточно часто выявляется несоответствие санитарных и пожарных норм в образовательной деятельности, уровня необходимой квалификации персонала в образовательной и медицинской сферах. Не редки случаи осуществления деятельности вообще без какой-либо лицензии, этим чаще всего "грешат" филиалы высших учебных заведений, небольшие строительные фирмы, частные медицинские учреждения. Особое место среди нарушителей занимают производители подпольной алкогольной продукции.
Чтобы избежать административного и уголовного наказания при осуществлении лицензируемой деятельности необходимо иметь в наличии все предусмотренные нормативными актами документы. К ним могут относиться заключения СЭС и пожарных, сертификаты качества продукции и оборудования, документы, подтверждающие уровень квалификации сотрудников и т.п.
Это важно
В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя плановая проверка может проводиться не более чем один раз в два года.
А. Савина,
заместитель генерального директора
ООО "1-й консалтинговый центр"
"Практическая бухгалтерия", N 8, август 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.