город Ростов-на-Дону |
|
15 декабря 2011 г. |
дело N А53-13654/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Авдониной О.Г.,
судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковлевой А.В.,
при участии:
от истца: адвоката Соколовской Н.А. по ордеру N 1783 от 12.12.2011 и доверенности N 1186 от 15.11.2011,
от ответчика: представителя Ломакиной Н.В. по доверенности N 11.5.3-1047 от 26.09.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 17 октября 2011 года по делу N А53-13654/2011
по иску закрытого акционерного общества "Красный Октябрь"
к ответчику Ростовской области в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области
о взыскании 4 383 141 руб. 48 коп.,
принятое в составе судьи Стрекачева А.Н.,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Красный Октябрь" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Ростовской области в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - ответчик, министерство) о взыскании 4 383 141 руб. 48 коп. убытков, причиненных принудительным изъятием свиней в ходе ликвидации очага африканской чумы свиней на свинотоварной ферме N 1, расположенной в х. Красный Октябрь.
Исковые требования мотивированы бездействием Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области в рассмотрении заявления общества о компенсации ущерба, причиненного принудительным изъятием животных
Решением от 17 октября 2011 года исковые требования общества удовлетворены, суд взыскал с Ростовской области в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области 4 383 141 руб. 48 коп. убытков.
Суд признал доказанным факт причинения обществу ущерба в размере 4 383 141 руб. 48 коп., причиненного принудительным изъятием и утилизацией принадлежащих обществу 1523 голов свиней общим весом 69984 кг.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение отменить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что причиной занесения вируса АЧС на территорию ЗАО "Красный Октябрь" явилось несоблюдение обществом ветеринарного законодательства.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу указало на необоснованность доводов о несоблюдении истцом ветеринарного законодательства. Распространение вируса АЧС в Веселовском районе началось не из хозяйства общества.
В судебном заседании представитель министерства поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение отменить.
Представитель общества доводы апелляционной жалобы не признала по доводам, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации (Губернатора) Ростовской области от 29.07.2010 N 84 "Об организации и проведении отчуждения свиней и изъятия продукции свиноводства на территории Милютинского и Веселовского районов Ростовской области", в связи с выявлением очага африканской чумы свиней и необходимостью ликвидации особо опасного заболевания, было принято решение о проведении отчуждения живых свиней всех половозрастных групп и изъятие продукции свиноводства на территории Веселовского и Милютинского районов Ростовской области.
18.08.2010 постановлением администрации Веселовского района Ростовской области N 415 "О наложении карантина по африканской чуме свиней на территории хуторов Красный Октябрь, Показатель, Прогресс Веселовского района", принятым на основании экспертизы ГУРО "Ростовская областная ветеринарная лаборатория" N 2-4826 от 17.08.2010, в соответствии с инструкцией "О мероприятиях по профилактике и ликвидации африканской чумы свиней", Областным законом "Об основных неотложных мерах по предотвращению распространения африканской чумы свиней в Ростовской области" от 19.07.2010 N 445-ЗС, протоколом заседания комиссии по недопущению возникновения и распространения африканской чумы свиней на территории Веселовского района Ростовской области от 18.08.10 N 14, эпизоотическим очагом африканской чумы свиней была признана СТФ N 1 ЗАО "Красный Октябрь". В хуторах Красный Октябрь, Показатель и Прогресс был введен карантин по африканской чуме свиней, утвержден план организационно-хозяйственных и ветеринарно-санитарных мероприятий по ликвидации африканской чумы свиней в эпизоотическом очаге.
Постановлением администрации Веселовского района Ростовской области N 416 от 18.08.2010 "Об организации и проведения отчуждения свиней и изъятия продукции свиноводства на СТФ N 1 ЗАО "Красный Октябрь" в хуторах Красный Октябрь, Показатель, Прогресс Веселовского района", принятым в соответствии со статьей 19 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979 - 1 "О ветеринарии", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310 "Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных", Областным законом от 19.07.2010 N 445 ЗС "Об основных неотложных мерах по предотвращению распространения африканской чумы свиней в Ростовской области" и решением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору управления по Ростовской области N 01-02/2409 от 18.08.2010, были созданы три рабочие группы для проведения отчуждения свиней и изъятия продукции животноводства, группа утилизации, установлен срок для выполнения всех мероприятий в период с 18.08.2010 по 23.08.2010.
В результате проведениия организационно-хозяйственных и ветеринарно-санитарных мероприятий по ликвидации очага особо опасной болезни - африканской чумы свиней, в ЗАО "Красный Октябрь" на СТФ N 1, расположенной в х. Красный Октябрь Веселовского района, согласно акту от 19.08.2010 "Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных", составленного по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310, были отчуждены путем вынужденного уничтожения (убоя) и утилизации 1029 голов свиней половозрастной группы 0-2 общим весом 4 877 кг на сумму 784 026 руб. 52 коп. (160 руб. 76 коп за 1 кг живого веса) и 494 головы свиней половозрастной группы откорм общим весом 65107 кг на сумму 3 599 114 руб. 96 коп. (55 руб. 28 коп. за 1 кг живого веса). Всего отчуждено и утилизировано 1523 головы свиней общим весом 69984 кг на сумму 4 383 141 руб. 48 коп.
Расчет произведен на основании реестра получателей денежной компенсации за отчужденных свиней и изъятую продукцию свиноводства в августе 2010 года, утвержденного главой Веселовского района Ростовской области.
Таким образом, ущерб, причиненный ЗАО "Красный Октябрь", по расчету органа местного самоуправления составил 4 383 141 руб. 48 коп. Возражения относительно данного расчета министерством не заявлены.
Согласно статье 19 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлениям лиц, указанных в статье 9 настоящего Закона, могут быть изъяты животные и (или) продукты животноводства с выплатой собственнику животных и (или) продуктов животноводства стоимости животных и (или) продуктов животноводства за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и выдачей этому собственнику соответствующего документа о таком изъятии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).
В пункте 9 Правил отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310) установлено, что граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в размере стоимости отчужденных животных или изъятых продуктов животноводства в соответствии с порядком расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели.
Согласно пункту 10 указанных Правил основанием для возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, является наличие у них акта, указанного в пункте 8 настоящих Правил, и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства.
В соответствии с пунктом 8 Правил, организация и проведение отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных осуществляются в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Порядка возмещения ущерба, причиненного собственникам отчуждением животных и изъятием продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденного постановлением администрации Ростовской области от 14.02.2008, размер подлежащего возмещению ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, определяется министерством сельского хозяйства и продовольствия области в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310.
В пункте 3 указанного Порядка определено, что финансирование расходов по компенсации осуществляется за счет средств областного бюджета. Главным распорядителем финансовых средств по компенсации является Министерство сельского хозяйства и продовольствия области (далее - главный распорядитель).
Согласно пункту 4 Порядка предоставление компенсации осуществляет главный распорядитель:
- физическим лицам - на лицевые счета граждан, открытые ими в кредитных организациях;
- юридическим лицам - на расчетные счета, открытые ими в кредитных организациях.
В соответствии с пунктом 5 Порядка в течение 30 рабочих дней с даты снятия карантина, связанного с ликвидацией особо опасного заболевания животных (далее - карантин), главный распорядитель осуществляет прием документов на рассмотрение вопроса о выплате компенсации.
В течение 3 рабочих дней с даты снятия карантина главному распорядителю представляется:
- специальной комиссией по отчуждению животных или изъятию продуктов животноводства при возникновении и ликвидации очагов особо опасных болезней животных - список физических и юридических лиц, у которых было произведено отчуждение животных или изъятие продуктов животноводства;
- администрацией муниципального района (города) - постановление главы администрации района (города) о снятии карантина (копия, заверенная администрацией муниципального района (города).
В соответствии с пунктом 6 Порядка для получения компенсации получатели юридические лица представляют главному распорядителю следующие документы:
- заявление о предоставлении компенсации (далее - заявление) с обязательным указанием наименования организации, места расположения и юридического адреса, ИНН, номера расчетного счета, открытого в кредитной организации;
- выписку из Единого государственного реестра юридических лиц;
- отчет о движении поголовья на даты начала и окончания отчуждения;
- акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, оформленный в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 7 Порядка главный распорядитель регистрирует заявления получателей в порядке их поступления в специальном журнале, который должен быть пронумерован и прошнурован; в течение десяти дней проверяет полноту и правильность оформления представленных документов и письменно извещает о принятом решении получателя, в случае отказа в выплате компенсации - с указанием причины отказа.
Главный распорядитель составляет Реестр получателей денежной компенсации за отчужденных животных и изъятую продукцию животноводства согласно приложению к настоящему Порядку, который направляет в министерство финансов области для осуществления финансирования (пункт 8 Порядка).
Согласно материалам дела, 24.09.2010 постановлением администрации Веселовского района N 520 "Об отмене чрезвычайной ситуации по африканской чуме свиней с территории Веселовского района и карантина по африканской чуме свиней в хуторах Красный Октябрь, Показатель и Прогресс" с 24.09.2010 была отменена чрезвычайная ситуация и снят карантин по африканской чуме свиней.
ЗАО "Красный Октябрь" в течение установленного пунктом 5 Порядка возмещения ущерба срока (30 рабочих дней с даты снятия карантина), а именно 04.10.2010, обратилось с заявлением в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (главному распорядителю финансовых средств в отношении компенсации) за выплатой компенсации за отчужденное свинопоголовье, находившееся в очаге заболевания АЧС, приложив к нему необходимый пакет документов (л.д. 29 том 1). Данное обстоятельство министерством не отрицается.
В нарушение установленного порядка рассмотрения поступивших документов (пункт 7 Порядка возмещения ущерба), решение о выплате компенсации принято не было, отказ в выплате компенсации с указанием причин отказа в адрес ЗАО "Красный Октябрь" не было направлено.
25.03.2011 ЗАО "Красный Октябрь" повторно направило в адрес Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области заявление о выплате к компенсации за отчуждение свиней. Доказательства рассмотрения указанного заявления и дачи ответа обществу в материалы дела не представлены.
Довод апелляционной жалобы о несоблюдении ЗАО "Красный Октябрь" ветеринарных правил, что является причиной заражения свиней АЧС, был предметом оценки суда первой инстанции и не нашел своего подтверждения. Министерство не представило доказательства того, что заражение АЧС свинопоголовья ЗАО "Красный Октябрь" находится в причинной связи с бездействием самого истца, как в суд первой, так и в суд апелляционной инстанции.
Представленный в материалы дела акт от 18.08.2010 (л.д. 119-120 том 1) не является относимым по делу доказательством, так как указанный акт свидетельствует о проведении проверки на СТФ-2 (х. Каракашев Веселовского района), а отчуждение свиней по ЗАО "Красный Октябрь" производилось на СТФ-1 (х. Красный Октябрь). Согласно данному акту от 18.08.2010 выявленные на СТФ-2 нарушения не привели к заносу вируса АЧС на указанную СТФ, в акте отражено, что указанные нарушения могут явиться причинами заноса такого вируса. В ранее составленном акте проверки от 28.05.2010 (л.д. 121-122 том 1) были зафиксированы незначительные нарушения ветеринарно-санитарных правил на свинотоварных фермах ЗАО "Красный Октябрь", однако в материалы дела не представлены доказательства, что причиной заражения свиней вирусом АЧС на СТФ-1 являются именно эти нарушения, а также отсутствуют доказательства, что с мая 2010 года указанные в акте нарушения к августу 2010 года не были устранены.
В обоснование своих доводов министерство ссылается на то, что в соответствии с подпунктом 1.1 Порядка возмещения ущерба, причиненного собственникам отчуждением животных и изъятием продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных (приложение N 1 к постановлению администрации Ростовской области от 4.02.2008 N 52) ущерб, понесенный физическими и юридическими лицами при отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, возмещается только при условии соблюдения владельцами животных законодательства Российской Федерации в области ветеринарии, ветеринарно-санитарных норм и правил.
Между тем приложение N 1 (Порядок возмещения ущерба, причиненного собственникам отчуждением животных и изъятием продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных) дополнено пунктом 1.1 постановлением администрации Ростовской области от 05.10.2010 N 218. Ранее Порядок не ставил компенсацию ущерба в зависимость от соблюдения владельцами животных законодательства о ветеринарии, ветеринарно-санитарных норм и правил. Изменения вступили в силу со дня их официального опубликования в газете "Наше время" N 368 от 20.10.2010, поэтому не могут быть распространены на отношения, возникшие ранее (статья 4 ГК РФ).
При изложенных обстоятельствах вывод суда о проявлении министерством незаконного бездействия в отношении ЗАО "Красный Октябрь", повлекшее возникновение у общества убытков, нашел свое подтверждение в суде апелляционной инстанции. Министерство не доказало соответствие закону своего бездействия по рассмотрению заявления общества.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно положениям статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По смыслу вышеприведенных статьей Гражданского кодекса Российской Федерации для наступления гражданско-правовой ответственности необходимо доказать наличие состава правонарушения, как противоправного, виновного действия (бездействия), нарушающего субъективные права других участников гражданских правоотношений и включающего: противоправность поведения ответчика, факт причинения вреда и размер понесенных убытков, наличие причинно-следственной связи противоправным деянием и наступившими неблагоприятными последствиями, наличие вины причинителя вреда.
Вывод суда о наличии в бездействии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области состава гражданско-правовой ответственности, предусмотренного статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, соответствует закону.
В постановлении Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 (ред. от 26.02.2009) "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" судам разъяснено, что согласно пункту 10 (в настоящее время подпункт 1 пункта 3) статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи БК РФ.
Согласно Порядку возмещения ущерба, причиненного собственникам отчуждением животных и изъятием продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденному постановлением администрации Ростовской области от 14.02.2008, главным распорядителем финансовых средств по компенсации является Министерство сельского хозяйства и продовольствия области.
Представитель министерства в судебном заседании апелляционной инстанции подтвердила, что ущерб в результате принудительного отчуждения животных выплачиваются за счет средств резервного фонда, главным распорядителем которых является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы министерства.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта в любом случае, судом не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы, который в силу закона освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17 октября 2011 года по делу N А53-13654/2011 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Г. Авдонина |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-13654/2011
Истец: ЗАО "Красный Октябрь"
Ответчик: Администрация Ростовской области в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области
Хронология рассмотрения дела:
15.12.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13301/11