Комментарий к Федеральному закону от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ
"О внесении изменений в законодательные акты Российской
Федерации в части приведения их в соответствие с Земельным
кодексом Российской Федерации"
Земельный кодекс требует, чтобы нормы земельного права, которые содержатся в других федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации, соответствовали его положениям. Опубликованный закон как раз издан для упорядочивания законодательной базы в части земельных отношений. Документ вносит изменения в ряд нормативных актов федерального и регионального значения, а также в Гражданский кодекс. Практически все поправки вступили в силу с 3 июля текущего года. Наиболее значительные из них мы рассмотрим в комментарии.
Поправки в Гражданский кодекс
Прежде всего остановимся на некоторых изменениях, внесенных в Гражданский кодекс. Так, более общей и "универсальной" стала формулировка о праве предоставления земельных участков их собственниками другим лицам. Вместо оговоренных прежде постоянного или срочного пользования и аренды теперь обозначены условия и порядок, "которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством" (п. 1 ст. 264 ГК РФ). Кроме того, ранее пункт 3 статьи 264 кодекса предусматривал, что договор с собственником земли может давать право ее текущему владельцу распоряжаться предоставленным участком. Теперь эта норма исключена.
Земельные участки, которые находятся в пожизненном наследуемом владении, теперь можно передавать только по наследству (ст. 267 ГК РФ). А право постоянного (бессрочного) пользования государственными землями допустимо уже не для всех юридических лиц, а только для госструктур, казенных предприятий и органов госвласти (п. 1 ст. 268, п. 1 ст. 271 ГК РФ). Кроме того, из кодекса исключены нормы, согласно которым собственник недвижимости, находящейся на "чужом" участке, раньше мог приобрести право постоянного пользования землей под этими строениями (п. 2 ст. 268, п. 1 ст. 271 ГК РФ). Покупатель же недвижимости, которая принадлежит собственнику участка, получает на занятую ею землю только право собственности. Напомним, что ранее речь шла о различных вариантах прав по соглашению сторон.
Изменился и порядок выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд в судебном порядке. Согласно прежней редакции кодекса, соответствующий иск мог быть предъявлен в течение двух лет с момента уведомления собственника. Теперь этот срок составляет три года (ст. 282 ГК РФ).
И наконец, в Гражданском кодексе больше не найти упоминания о понятии "часть земельного участка". То есть в качестве объекта прав может выступать исключительно весь участок в целом.
Другие изменения
Помимо гражданского кодекса законодатели "подправили" и Закон "О местном самоуправлении в Российской Федерации"*(1). Новая редакция этого документа ограничивает полномочия поселковых, сельских советов и администрации, районной и городской администрации.
В частности, поселковые, сельские советы теперь не могут вносить предложения о выделении дополнительного земельного фонда. Сельская администрация же не вправе планировать использование земель, находящихся в ведении сельсоветов, и согласовывать изъятие и предоставление земель, которое осуществляют вышестоящие органы. Районная и городская администрация тоже лишены права планировать использование земель, а также разрабатывать планы землеустройства, застройки населенных пунктов и взимать плату за землю.
Изменен и Закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"*(2). Земельный кодекс содержит полный перечень случаев, в которых гражданину может быть отказано в предоставлении земельного участка в собственность. Поэтому из "садоводческого" нормативного акта, в частности, исключили норму об отказе в случае, если человек уже имеет участок и наличие второго приведет к нарушению предельных землеотводных норм. Кроме того, утратило силу положение о том, что член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе претендовать только на один земельный участок.
Поправки в Закон "О сельскохозяйственной кооперации"*(3) изменили порядок оценки земельных участков, вносимых в кооператив в качестве паевого взноса. Раньше денежную оценку такого пая было вправе давать правление кооператива с последующим утверждением на общем собрании его членов. И только по решению общего собрания прибегали к услугам независимого оценщика. Теперь же "земельные" вклады пайщиков нужно в обязательном порядке оценивать по законодательству об оценочной деятельности.
Для вступления в силу поправки, внесенной в Таможенный кодекс, законодатели предусмотрели отсрочку в течение месяца. Из статьи 419 кодекса будет исключено положение о том, что земельные участки для размещения объектов таможни предоставляются бесплатно.
О.М. Иванченко,
консультант
"Нормативные акты для бухгалтера", N 14, июль 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Закон от 06.07.91 N 1550-1.
*(2) Закон от 15.04.98 N 66-ФЗ.
*(3) Закон от 08.12.95 N 193-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.