"Бизнес необходимо поддерживать выборочно" (интервью с В. Савиным
председателем Комитета Мособлдумы по вопросам
бюджета, финансовой и налоговой политики)
Вполне возможно, вскоре для подмосковных организаций изменится порядок уплаты налога на прибыль. С такой инициативой выступили депутаты Мособлдумы. Подробнее о предстоящих изменениях в местном законодательстве Московской области рассказал председатель Комитета Мособлдумы по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики Владимир Савин.
- Владимир Николаевич, как вы оцениваете действующую налоговую систему? Нуждается ли она в каких-нибудь изменениях?
- К сожалению, налоговой системе сегодня не хватает стабильности. Тем не менее существующее законодательство является оптимальным. К примеру, благодаря поступлениям подоходного налога бюджеты всех уровней обеспечены стабильным источником пополнения.
При этом редкое заседание бюджетного комитета проходит без рассмотрения поправок в Налоговый кодекс. Например, нужно менять действующий порядок распределения налогов среди бюджетов разных уровней. Так, сегодня основная часть платежей уходит в федеральную казну, что, на мой взгляд, не очень правильно. Ведь в такой ситуации прежде всего страдают муниципальные образования, доходы которых не покрывают расходов. То есть местных налогов (земельного и на имущество физических лиц) недостаточно для обеспечения нормального пополнения бюджета. Поэтому многие города и районы являются дотационными. И я считаю, что от такой системы следует отказаться. Однако предполагаю, что подобная мера вряд ли устроит правительство.
- Какие законодательные инициативы сегодня рассматривает Комитет по бюджету и налогам Мособлдумы?
- Сегодня депутаты разработали два законопроекта. Первый документ предлагает провести в 2009 году налоговый эксперимент, перераспределив НДФЛ между Московской, Тверской и Ленинградской областями. Мы хотим изменить принцип зачисления подоходного налога в бюджет: его будут перечислять в область проживания сотрудника, а не по месту регистрации фирмы-работодателя.
Вторая инициатива затрагивает порядок распределения налога на прибыль организаций. Напомню: ставка этого платежа составляет 24 процента. Из них 18 зачисляется в региональные бюджеты, а 6 процентов - в государственную казну. Депутаты Мособлдумы предлагают 2 из 6 "федеральных" процентов перечислять муниципальным образованиям. Сегодня оба законопроекта находятся на рассмотрении правительства. Как только будет получено заключение чиновников, мы планируем направить документы в Госдуму.
- Существуют ли проблемы с администрированием налогов в Московской области? Если да, то носят ли они специфический характер?
- Проблемы налогового администрирования в Подмосковье ничем не отличаются от трудностей, которые испытывают другие регионы. Сегодня организации нуждаются в получении своевременной информации об изменениях законодательства. Порой бухгалтер ведет учет, не подозревая, что его порядок был изменен. Следовательно, могут возникнуть ошибки, способные довести компанию и до судебного разбирательства.
Кроме того, до сих пор не решена проблема регистрации компаний. На мой взгляд, эту процедуру следует упростить. Однако властям следует детально продумать, как именно сделать систему регистрации прозрачной и в то же время не обременительной для налогоплательщика.
- Вы выступаете за сокращение сроков регистрации организаций. Не приведет ли это, на ваш взгляд, к увеличению количества фирм-"однодневок"?
- Проблемы связаны не со сроками регистрации, а с проверкой качества представляемых для этих целей документов. Сегодня мошенники при создании липовых фирм довольно часто используют поддельные паспорта. Поэтому следует ужесточить контроль регистрации, наладив эффективное взаимодействие паспортно-визовой службы с налоговиками.
- Как вы оцениваете финансовое состояние подмосковных предприятий?
- Большинство организаций Московской области развивается стабильно. Таких проблем, как массовое банкротство или неплатежеспособность фирм, практически не возникает. Также хочу отметить, что благодаря введению в свое время Единого налога на вмененный доход и Упрощенной системы налогообложения предприятиям малого и среднего бизнеса стало намного легче работать. Сегодня в Комитет по бюджету и налогам практически перестали поступать жалобы предпринимателей на налоговое бремя и условия работы.
- При помощи каких мер подмосковные власти планируют развивать бизнес в регионе?
- В целом политика правительства Московской области направлена на развитие малого и среднего бизнеса. Сегодня в Подмосковье действует программа развития малого предпринимательства, которая находит полную поддержку депутатов Мособлдумы. В осеннюю сессию мы рассмотрим областной бюджет 2008 года, в котором будут выделены средства на развитие предпринимательства.
Хотелось бы отметить, что власть должна поддерживать не бизнес в целом, а те направления, которые помогут улучшить благосостояние населения. Для Подмосковья сегодня актуально развивать производство, потому что сфера услуг уже сформирована.
- Каким образом правительство поддерживает предпринимателей?
- Областная программа предусматривает создание наукоградов и промышленных округов. Такая политика направлена на развитие научных организаций, которым будут предоставляться налоговые льготы. Сегодня в области созданы уже 5 наукоградов и технико-внедренческая зона в городе Дубна. Его предприятия занимаются внедрением в производство достижений науки.
- В 2009 году должен вступить в силу Закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления". Как отразятся изменения, которые вносит документ, на развитии бизнеса? Готова ли область к переменам?
- Показательным будет 2008 год, когда муниципальные образования перейдут на собственный бюджет. Однако я не уверен, что изменения сразу дадут положительный результат. Во-первых, местным властям не хватает квалифицированных экономистов, способных грамотно распределить бюджетные средства. А во-вторых, поселениям будет недостаточно налоговых отчислений, чтобы покрыть собственные расходы. Поэтому депутаты продвигают инициативу по зачислению 2 процентов налога на прибыль в местные бюджеты.
Е. Маляренко
Владимир Савин родился 24 августа 1947 года. В 1975 году закончил Всесоюзный заочный институт текстильной и легкой промышленности, в 1988-м - Московскую Высшую партийную школу, в 1996 году - Российскую академию государственной службы по специальности "юрист". В 1997 году защитил диссертацию. Кандидат юридических наук.
Трудовую деятельность начал в 1970 году в городе Орехово-Зуево на хлопчатобумажном комбинате слесарем БПФ-2. С 1972 года работал в Орехово-Зуевском Совете народных депутатов, прошел все стадии управленческой работы: от инструктора до председателя городского Совета депутатов. В ноябре 1993 года назначен заместителем главы Администрации города Орехово-Зуево по вопросам местного самоуправления. В декабре 1993 года избран депутатом Мособлдумы. С 11 марта 2007 года работает председателем Комитета по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики. Член фракции "Единая Россия".
Женат, двое детей.
"Московский бухгалтер", N 14, июль 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007