г. Москва |
|
13 декабря 2011 г. |
Дело N А40-67896/11-92-568 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2011 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи |
Якутова Э.В. |
судей: |
Пронниковой Е.В. |
|
Бекетовой И.В. |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы на решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.10.2011 по делу N А40-67896/11-92-568 судьи Уточкина И.Н.
по заявлению ООО "Краснохолмский камвольный комбинат" (ОГРН 1027739387060; 115035, г.Москва, ул. Садовническая, д. 82)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
о понуждении заключить договор купли-продажи
при участии:
от заявителя: Менжерес Д.А. по дов. от 14.05.2010;
от ответчика: Осипов М.А. по дов. от 28.02.2011,
УСТАНОВИЛ
Решением от 12.10.2011 Арбитражный суд г.Москвы обязал Департамент земельных ресурсов города Москвы (далее - ДЗР) в месячный срок со дня вступления в законную силу решения по настоящему делу направить в адрес ООО "Краснохолмский камвольный комбинат" (далее - Общество) подписанный ДЗР договор купли-продажи земельного участка площадью 584 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, ул. Садовническая, вл. 73, стр. 1А с кадастровым номером 77:01:0002014:164 за 20% кадастровой стоимости, на условиях представленного Обществом проекта договора купли-продажи земельного участка.
ДЗР не согласился с решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Отзыв на апелляционную жалобу Обществом не представлен.
В судебном заседании представитель ДЗР доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Указал на то, что права и законные интересы Общества не нарушены; с заявителем заключен инвестиционный контракт от 08.04.2002 N 2-1903/н-2, что является препятствием для заключения договора купли-продажи земельного участка.
В судебном заседании представитель Общества поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Считает, что оспариваемое решение не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, так как заявитель имеет преимущественное право на приватизацию земельного участка.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о праве собственности Общество является собственником объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Садовническая, вл. 73, стр. 1А.
22.05.2007 между Обществом и ДЗР был заключен договор краткосрочной аренды N М-01-514530 земельного участка площадью 584 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, ул. Садовническая, вл. 73, стр. 1А с кадастровым номером 77:01:0002014:164. Срок действия договора - до 01.02.2012.
02.02.2011 Общество обратилось в ДЗР с заявлением о предоставлении в собственность ООО "Краснохолмский камвольный комбинат" земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002014:164, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Садовническая, вл. 73, стр. 1А за 20% кадастровой стоимости, на условиях представленного Обществом проекта договора купли-продажи земельного участка.
Письмом от 25.03.2011 ДЗР отказал Обществу в оформлении договора купли-продажи на запрашиваемый земельный участок.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством города Москвы наличие инвестиционного контракта не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность юридического лица - собственника объектов недвижимости, расположенных на земельном участке.
При этом суд правомерно указал на то, что согласно п.1 ст.36 ЗК РФ собственник объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, имеет исключительное право на приобретение в собственность этого земельного участка.
В соответствии с п.1 ст.37 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п.5 ст.36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В соответствии со ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Исходя из положений Постановления Правительства Москвы от 27.06.2006 N 431-ПП "О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность", Департамент земельных ресурсов г. Москвы организует работу службы "одного окна", уполномоченную на прием заявлений юридического лица, проверку представленных заявителем документов, подготовку проекта плана границ земельного участка, сбор сведений для подготовки решения о предоставлении земельного участка в собственность заявителя, обработку данных сведений, подготовку проекта решения о предоставлении земельного участка, направление заявителю проекта договора купли-продажи, заключение с заявителем договора купли-продажи от имени Правительства Москвы.
В соответствии с п.п.5.1 и 6.4 положения о Департаменте земельных ресурсов г.Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП "Об утверждении положения о Департаменте земельных ресурсов г. Москвы" Департамент земельных ресурсов г.Москвы принимает решения о предоставлении в установленном порядке в собственность, аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые разграничена, правообладателям расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений; заключает в пределах своей компетенции договоры с физическими и юридическими лицами.
Согласно п. 1.1 постановления Правительства Москвы от 27.01.2009 N 46-ПП "Об изменении порядка принятия решений о предоставлении земельных участков и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы об образовании, предоставлении земельных участков и арендной плате за землю" Департамент земельных ресурсов г. Москвы уполномочен принимать правовые акты о предоставлении земельных участков, находящихся на территории г. Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, для эксплуатации объектов капитального строительства, для проведения на земельном участке работ, не связанных с целями строительства объектов капитального строительства, о внесении изменений в действующие договоры, если такие изменения не предусматривают проектирование и строительство объектов капитального строительства на земельном участке, законами г. Москвы, настоящим Постановлением.
Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения" установлен исчерпывающий перечень документов, прикладываемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания строения, сооружения.
К заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Заявление), прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
6) кадастровый паспорт земельного участка;
7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Исследуя материалы дела, суд первой инстанции правильно установил, что к заявлению о приобретении права собственности на земельный участок от 02.02.2011 Обществом были приложены все необходимые документы, предусмотренные перечнем документов, указанных в приложении к приказу Министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007 N 370.
Оценивая содержание оспариваемого отказа, суд обоснованно отметил, что согласно п.4 ст.28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Перечень оснований для отнесения земельных участков к участкам, изъятым из оборота или ограниченных в обороте, содержится в п.п. 2, 4 ст.27 ЗК РФ и является исчерпывающим.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что указанный выше земельный участок изъят из оборота или ограничен в обороте.
Правильно отметив, что перечень оснований для отнесения земельных участков к участкам, не подлежащим приватизации, установлен п.8 ст.28 ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", суд первой инстанции обоснованно указал на то, что согласно данной норме наличие заключенного инвестиционного контракта не является препятствием для предоставления участка в частную собственность.
Суд также установил, что ДЗР не представлено доказательств того, что испрашиваемый земельный участок является зарезервированным для государственных и муниципальных нужд.
При этом суд правомерно обратил внимание на то, что согласно п.2 ст.32 Закона города Москвы от 14.05.2003 N 27 "О землепользовании и застройке в городе Москве" решение о резервировании земель для государственных нужд города Москвы принимается Правительством Москвы в виде акта резервирования земель для государственных нужд города Москвы.
Взыскивая с ДЗР г.Москвы в пользу ООО "Краснохолмский камвольный комбинат" судебные расходы, суд обоснованно указал на то, что освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании п/п 1.1 п.1 ст.333.37 НК РФ не влечет за собой освобождение их от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со ст.110 АПК РФ.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи, с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к иной оценке доказательств, которым была дана правильная оценка судом первой инстанции.
Принимая во внимание вышеизложенное и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.10.2011 по делу N А40-67896/11-92-568 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Э.В. Якутов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-67896/11-92-568
Истец: ООО"Краснохолмский камвольный комбинат"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы
Хронология рассмотрения дела:
13.12.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-30385/11