г. Киров |
|
15 декабря 2011 г. |
Дело N А28-7830/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Лысовой Т.В., Ившиной Г.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Четверговым Д.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Буториной С.А., действующей на основании доверенности от 31.01.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу административной комиссии Первомайского района муниципального образования "Город Киров"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 18.10.2011 по делу N А28-7830/2011, принятое судом в составе судьи Хлюпиной Н.П.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КУУ-4" (ОГРН 1054316624581, г. Киров, ул. Производственная, д. 45)
к административной комиссии Первомайского района муниципального образования "Город Киров" (ОГРН 1034316537375, г. Киров, ул. Р. Люксембург, д. 3),
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "КУУ-4" (далее - заявитель, Общество, ООО "КУУ-4") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к административной комиссии Первомайского района муниципального образования "Город Киров" (далее - ответчик, Комиссия, административный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 07.09.2011 N 4437 по делу об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 10 статьи 4.1 Закона Кировской области от 04.12.2007 N 200-ЗО "Об административной ответственности в Кировской области" (далее - Закон Кировской области об административной ответственности) в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Решением Арбитражного суда Кировской области заявленные требования удовлетворены.
Комиссия с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе ответчик указывает, что договор субподряда от 30.12.2010, заключенный между Обществом и индивидуальным предпринимателем Градобоевым, не имеет юридической силы и ответственность по уборке улиц, указанных в этом договоре, несет в полном объеме ООО "КУУ-4".
Общество в отзыве на апелляционную жалобу приведенные в ней доводы опровергает, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, указывая при этом, что субъектом вмененного административного правонарушения не является.
Ответчик о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
При рассмотрении дела представитель заявителя поддержала доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 17.12.2010 муниципальное учреждение "Дирекция дорожного хозяйства города Кирова" ( далее - генподрядчик, МУ "Дирекция дорожного хозяйства города Кирова") заключило муниципальный контракт с муниципальным унитарным производственным предприятием "Гордормостстрой" (далее - исполнитель, МУПП "Гордормостстрой") на оказание услуг по содержанию улично-дорожной сети на территории муниципального образования "Город Киров". Из указанного договора следует, что услуги в числе прочих оказываются на территории проезжей части, тротуаров, газонов по улицам Пролетарская, Красноармейская (пункт 1.1, приложение N 1); исполнитель обязан оказать услуги лично либо с согласия заказчика с привлечением других лиц (пункт 2.1.2); обеспечить соответствие качества услуг Правилам внешнего благоустройства в муниципальном образовании "Город Киров" (далее - Правила благоустройства), утвержденным решением Кировской городской Думы от 27.08.2008 N 19/41, другим действующим нормам и правилам (пункт 2.1.3); исполнитель не вправе передавать свои права и обязанности третьим лицам (пункт 2.3).
27.12.2010 МУПП "Гордормостстрой" и Общество (далее также - субподрядчик) подписали договор субподряда N 06/156 на содержание улично-дорожной сети муниципального образования "Город Киров", на заключение которого получено согласие МУ "Дирекция дорожного хозяйства города Кирова". По данному договору, исходя из пунктов 1.1, 2.3, приложения N 1, подлежат оказанию услуги также на территории проезжей части, тротуаров, газонов по улицам Пролетарская и Красноармейская, но в ином порядке - Обществом по заданию МУПП "Гордормостстрой", а по видам работ с учетом приложения N 2. Субподрядчик не вправе передавать свои права и обязанности третьим лицам.
Общество, действуя с согласия МУПП "Гордормостстрой", привлекло для выполнения работ по договору субподряда от 27.12.2010 N 06/156 индивидуального предпринимателя Градобоева В.В., заключив с ним договор субподряда от 30.12.2010 N 12/13. Данный договор предусматривает выполнение по заданию Общества работ, связанных, в том числе с содержанием тротуаров, перечень которых определен в приложении N 1, и газонов, перечень которых определен в приложении N 1-1. В указанных приложениях в числе прочих обозначены и улицы Пролетарская, Красноармейская (четная сторона от ул. К. Маркса до ул. Большевиков и от ул. К. Маркса до ул. Урицкого соответственно).
03.08.2011 и 05.08.2011 главным специалистом отдела содержания и использования территории территориального управления администрации г. Кирова по Первомайскому району составлены акты, в которых отражено, что на участке по адресу: г. Киров, ул. Пролетарская, 19 и Красноармейская, 18а допущено хранение мусора (веток).
30.08.2011 административным органом в отношении ООО "КУУ-4" составлен протокол об административном правонарушении по части 10 статьи 4.1 Закона Кировской области об административной ответственности (л.д. 10).
07.09.2011 административным органом вынесено постановление о привлечении Общества к административной ответственности по части 10 статьи 4.1 Закона Кировской области об административной ответственности и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей (л.д. 9).
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно частям 2, 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2). В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя (часть 3).
В соответствии с частью 10 статьи 4.1 Закона Кировской области об административной ответственности в редакции, действовавшей на момент проверки, нарушение иных правил благоустройства (не поименованных в частях 1 - 9 названной статьи), действующих в муниципальных образованиях, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч рублей до ста тысяч рублей.
Из статей 14, 16, 17, 54 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что организация благоустройства территории является вопросом местного значения поселения и городского округа. Для решения данного вопроса органы местного самоуправления имеют установленные законом полномочия, а именно: издавать муниципальные правовые акты, размещать муниципальный заказ с последующим заключением муниципального контракта.
Решением Кировской городской Думы от 27.08.2008 N 19/41 утверждены Правила внешнего благоустройства в муниципальном образовании "Город Киров" (далее - Правила благоустройства), определяющие порядок и требования по содержанию и уборке городской территории, выполнение которых осуществляется путем совершения необходимых действий и заключения соответствующих договоров (пункт 1.1).
В соответствии с пунктом 3.1 Правил благоустройства содержание территории города заключается в проведении мероприятий, обеспечивающих содержание и обустройство общегородских магистралей, улиц, включая тротуары, инженерных сооружений (мостов, путепроводов и т.д.), объектов уличного освещения, зеленого фонда, малых архитектурных форм и других объектов; содержание кладбищ, полигонов твердых бытовых отходов; организацию уборки территории города от мусора, отходов, организацию их своевременной вывозки; содержание внутриквартальных и дворовых территорий, включая тротуары; содержание фасадов, крыш, козырьков, выступающих элементов, в том числе балконов, отмосток, пожарных лестниц, витрин, вывесок зданий, сооружений и иных объектов, расположенных на территории города, оград, газонных ограждений, заборов, рекламных установок, остановок общественного транспорта; надлежащее санитарное обустройство города: обустройство площадок для сбора твердых бытовых отходов (ТБО) и крупногабаритных отходов (КГО), установку контейнеров для отходов, устройство площадок для чистки предметов домашнего обихода, сушки белья, выгула домашних животных, установку урн в местах общего пользования в соответствии с нормативными требованиями; уборку территории города: мойку, полив, подметание, сбор мусора в летний период; уборку и вывоз снега, льда, мусора и обработку проезжих частей улиц и пешеходных тротуаров противогололедной смесью в зимний период; сбор, вывоз в установленные места и захоронение бытовых и других отходов; очистку от мусора и растительности родников, ручьев, канав, лотков, люков ливневой канализации и других водопропускных устройств.
Пунктом 6.2. названных правил запрещается сбрасывание смета и мусора на газоны, в колодцы, каналы, водоемы; хранение мусора (листьев, веток, смета) на проезжей части, тротуарах и газонах. Мусор должен быть вывезен в течение 1 дня.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 4.1 Закона Кировской области об административной ответственности, являются общественные отношения, обеспечивающие благоустройство территории муниципального образования, а объективная сторона заключается в нарушении требований Правил благоустройства.
Юридическое лицо может быть субъектом ответственности по части 10 статьи 4.10 Закона Кировской области об административной ответственности, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения Правил благоустройства, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по недопущению выявленных нарушений (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Из статьи 26.1 КоАП РФ следует, что к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), виновность лица в совершении правонарушения.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Таким образом, к обстоятельствам, подлежащим обязательному доказыванию по делу об административном правонарушении, отнесены, в том числе событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), виновность лица в совершении правонарушения. Отсутствие состава административного правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении.
Материалами дела установлено, что Общество привлечено к административной ответственности за нарушение пунктов 3.1, 6.2 Правил благоустройства, выразившееся в том, что ООО "КУУ-4" допустило хранение мусора (веток) сроком свыше 1 дня на газонах в районе домов N 19 по ул. Пролетарской и N 18а по ул. Красноармейской.
Однако в материалах дела не имеется доказательств того, что заявитель на момент обнаружения ответчиком недостатков в содержании территории являлся ответственной подрядной организацией, имел и не исполнил в рамках субподрядного обязательства обязанность по соблюдению Правил благоустройства. Изложенное позволяет прийти к выводу, что Общество субъектом вмененного ему административного правонарушения не является, субъективная сторона рассматриваемого правонарушения Комиссией не доказана.
Следовательно, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о недоказанности ответчиком наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 4.1 Закона Кировской области об административной ответственности.
Доводам административного органа по поводу договора субподряда от 30.12.2010 N 12/13, заключенного между Обществом и индивидуальным предпринимателем Градобоевым В.В., дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции при рассмотрении дела. Оснований для переоценки изложенных в обжалуемом решении выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы ответчика не свидетельствуют об ошибочности судебного акта.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Кировской области от 18.10.2011 по делу N А28-7830/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу административной комиссии Первомайского района муниципального образования "Город Киров" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в случаях и порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Т.В. Лысова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-7830/2011
Истец: ООО "КУУ-4"
Ответчик: Административная комиссия Первомайского района МО "город Киров", Административная комиссия Первомайского района муниципального образования "Город Киров"
Хронология рассмотрения дела:
15.12.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7038/11