г. Москва |
|
15 декабря 2011 г. |
Дело N А40-78802/11-130-438 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2011 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: |
Свиридова В.А. Захарова С.Л. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Кобяковой И.Г. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 26 сентября 2011 года по делу N А40-78802/11-130-438 судьи Андрияновой С.М.
по заявлению ОАО "Лафарж Цемент" (ОГРН 102500026257, 119021, г.Москва, ул.Тимура Фрунзе, д.11, корп.2)
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ
ОАО "Лафарж Цемент" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту Росприроднадзора по ЦФО (далее административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 13-35/1147 от 08.07.2011 по факту совершения правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, которым заявителю назначено административное наказание в виде штрафа в размере 130 000 рублей, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения в действиях заявителя.
Решением суда от 26.09.2011 заявленные обществом требования удовлетворены, постановление признано незаконным и отменено. В обоснование своей позиции суд первой инстанции указал, что в действиях общества отсутствует состав вмененного административного правонарушения.
Не согласившись с принятым решением суда, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание представители сторон не явились. Располагая доказательствами их надлежащего извещения о месте и времени судебного заседания, суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как усматривается из фактических обстоятельств и достоверно установлено судом, с 19.05.2011 по 31.05.2011 проведена плановая выездная проверка Общества с ограниченной ответственностью "Лафарж Цемент" на основании приказа о проведении плановой выездной проверки юридического лица N 1044-пр от 04,05.2011 г. Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу.
ОАО "Лафарж Цемент" осуществляет деятельность по производству цемента марки 4UU. Территория предприятия расположена на земельном участке общей площадью 62.2 га; который состоит из трех промышленных площадок, а именно промышленная площадка Афанасьевского карьера (далее- "АК"), расположенная по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Лесная, д. 14, промышленная площадка "В-1" расположенная по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Гиганта, д.З, промышленная площадка "В-2",.расположенная по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Коммуны, д. 4.
На промышленной площадке "АК" осуществляется добыча цементного сырья, после чего добытое сырье транспортируется для производства цемента на промышленные площадки "В-1" и "В-2".
31 мая 2011 г. по адресу: 140200, Московская область, г. Воскресенск, ул. Гиганта, д.3 по окончании проведении плановой выездной проверке выявлено, что ОАО "Лафарж Цемент" своим действием (бездействием) допустило несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства потребления при эксплуатации филиала ОАО "Лафарж Цемент" расположенного в Московской области, г. Воскресенске, выразившееся в следующем.
На момент проверки ОАО "Лафарж Цемент" при эксплуатации предприятия допустил невыполнение природоохранного законодательства выразившееся в отсутствии Лимит размещения отходов производства и потребления (регистрационный номер 27/о-07-5659 э/10. Дата регистрации 14.05.2010 г.. Действителен до 14.05.2011 г.) и отсутствием Порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами согласованных с федеральным органам исполнительной власти в области обращения с отходами.
По результатам проверки составлен акт от 31.05.2011 согласно которому обществом допущены нарушения ст.ст.11, 18, 26 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) и ст.ст. 24, 51Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
15.06.2011 административным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении.
08.07.2011 административным органом вынесено оспариваемое постановлением от N 13-35/1147 которым ОАО "Лафарж Цемент" привлечено к административной ответственности за административное правонарушение и подвергнуто административному наказанию в виде наложения штрафа на основании ст.8.2 КоАП РФ в размере 130 000 рублей.
Считая оспариваемое постановление в незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Суд апелляционной инстанции, оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства и обстоятельства дела, считает, что судом первой инстанции выполнены предписания указанной нормы, правильно и полно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права и сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Данная норма является бланкетной, которая предусматривает нарушение конкретных норм и правил, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере обращения с отходами производства и потребления.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ от 04.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;
проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;
предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществ у физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Согласно со ст.18 ФЗ РФ от 04.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
При проведении проверки Заявителем предоставлены документы, подтверждающие наличие у него утвержденных Лимитов на размещение отходов производства и потребления, о чем свидетельствует ссылка на дату утверждения и регистрационный номер как в Акте, так и Протоколе, а именно: 14.05.2010 г. регистрационный номер 27/о-07-5659.
Лимит на размещение отходов производства Заявитель разрабатывал и утверждал на основании Приказа Минприроды РФ от 25.02.2010 г.. N 50 "О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".
В соответствии с вышеназванными Приказом и п. 11 Порядком: Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета.
Следовательно, утвержденный 14.05.2010 года лимит считается действительным в течении 5 лет, если Заявитель его подтвердит.
Технический отчет Заявителя о неизменности производственного процесса и используемого сырья направлен в Департамент Росприроднадзора по ЦФО 23.05.2011 г.., копия заявления предоставлена в Департамент Росприроднадзора по ЦФО, при рассмотрении административного дела 06.07.2011 г..
Согласно вышеупомянутого п. 11 Порядка, предоставление Технического отчета в территориальные органы Росприроднадзора осуществляется в уведомительном порядке и не требует дополнительного утверждения и согласования.
Приказ МПР от 25.02.2010 г.. N 50 и Порядок не содержат норм, которые бы приостанавливали, аннулировали, отменяли бы юридическое действие утвержденных по данному порядку нормативов или лимитов на размещение отходов, в том числе и в случаях "не подтверждения" в срок неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами.
Судом первой инстанции установлено, что в ходе производства по делу об административном правонарушении обществом представлена заверенная копия проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на 2010 года, согласованного с Ростехнадзором, а также лимита на размещение отходов производства и потребления от 14.05.2010 (Лимит) на Полигон "Тимохово", ОАО "Полигон Тимохово"
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определен постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461.
Согласно понятию, содержащемуся в п.1 постановления, под лимитом размещения отходов понимается предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которое разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
Вопреки доводам административного органа, выданный Ростехнадзором Лимит содержит перечень отходов и разрешенные лимиты на их размещение.
Довод ответчика о необходимости согласования Порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами с Департаментом Росприроднадзора в ЦФО суд первой инстанции правомерно отклонил, поскольку содержанием п.2 ст.26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ предусмотрена обязанность согласования такого порядка либо с федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами либо с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией).
На основании вышеизложенного апелляционный суд приходит к выводу, что административный орган во исполнение требований ч.1 ст.9, ч.1 ст.65, ч.4 ст.210 АПК РФ суду не представил доказательств вины общества в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ.
Согласно ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения.
Апелляционный суд, руководствуясь ч.1 ст.24.5 КоАП РФ и ч.2 ст.211 АПК РФ приходит к выводу о незаконности постановления административного органа от 08.07.2011 согласно которому общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ.
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Обстоятельств, являющихся в соответствии с ч.4 ст.270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Апелляционный суд, считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 26 сентября 2011 года по делу N А40-78802/11-130-438 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А. Москвина |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-78802/2011
Истец: ОАО "Лафарж Цемент"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу, Росприроднадзор по ЦФО
Хронология рассмотрения дела:
15.12.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-31911/11