Туристская деятельность: учет общехозяйственных расходов
В конце отчетного периода (ежемесячно) туристские фирмы должны: распределить общехозяйственные расходы между видами деятельности (например, туроператорской и турагентской); внутри туроператорской деятельности по объектам учета затрат (отдельным заказам на турпутевки, видам турпродуктов, дифференцированных по регионам, набору услуг и т.п.).
Раздельный учет выручки от продаж услуг в рамках туроператорской и турагентской деятельности ведется с использованием счета 90 "Продажи", субсчет "Выручка от продаж". Однако на практике невозможно обеспечить раздельный учет затрат по этим видам деятельности.
Общехозяйственные расходы по туроператорской деятельности должны учитываться на счете 26, а по турагентской деятельности - на счете 44 "Расходы на продажу". Однако разделить затраты по этим счетам довольно сложно. Это связано с тем, что при осуществлении туристскими фирмами туроператорской и турагентской деятельности одновременно используются одни и те же помещения, телефонные номера, оргтехника, канцтовары. Имеющиеся у туристских фирм точки реализации - турагентства - могут заниматься как продажей своих путевок, так и их реализацией по посредническим договорам. Кроме того, в небольших фирмах, как правило, один и тот же управленческий персонал курирует как туроператорскую, так и турагентскую деятельность.
Распределение общехозяйственных расходов внутри туроператорской деятельности по объектам учета затрат регламентируется Методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью. Оно осуществляется одним из методов (расчетов), избранных туристской фирмой исходя из цели выявления наиболее точной себестоимости объекта учета затрат:
пропорционально сумме оплаты труда работников, прямо включаемой в затраты по объекту учета;
пропорционально прямым затратам, отнесенным на объект учета;
пропорционально плановой себестоимости объектов учета.
Выбранный метод отражается в учетной политике и должен применяться фирмой в течение отчетного года.
Рассмотрим порядок формирования некоторых видов затрат.
Затраты на перевозку туристов
Если туроператор заказывает у авиакомпании чартерный рейс, затраты на перевозку туристов составляют часть расходов, связанных с непосредственной деятельностью туроператора. Соответственно в сумму этих расходов входят и затраты, возникающие по невостребованной туристами части услуг, права на которые приобретаются партиями, блоками и иными неразделяемыми комплексами.
В случае реализации прав на невостребованные туристами услуги (в частности, авиабилетов на свободные места в чартерном рейсе) их стоимость не учитывается в стоимости турпродукта, а отражается в качестве расходов по дополнительной услуге "продажа авиабилетов". При формировании стоимости путевки из общей величины расходов по оплате чартера необходимо выделить стоимость мест (авиабилетов), реализованных как отдельные услуги обособленно от турпродукта.
В бухгалтерском учете производятся следующие записи:
Д-т 20, К-т 60 - отражены затраты по оплате стоимости чартерного авиарейса;
Д-т 90, К-т 20 - стоимость отдельно реализованных авиабилетов списана на реализацию;
Д-т 43, К-т 20 - затраты на транспортное обслуживание туристов (за вычетом стоимости авиабилетов, реализованных в свободной продаже) учтены в стоимости турпутевки;
Д-т 004 "Товары принятые на комиссию" - получены на реализацию билеты по агентскому договору;
Д-т 50, К-т 76, субсчет "Расчеты с авиакомпанией" - оплачены авиабилеты физическими лицами;
К-т 004 - реализованы билеты физическим лицам;
Д-т 76, субсчет "Расчеты с авиакомпанией", К-т 90 - удержано вознаграждение за реализацию авиабилетов;
Д-т 90, субсчет "Расчеты по НДС", К-т 68, субсчет "Расчеты по НДС" - начислен НДС с агентского вознаграждения;
Д-т 76, субсчет "Расчеты с авиакомпанией", К-т 51 - перечислена авиакомпании задолженность за реализованные билеты.
Турфирма с авиакомпанией чаще всего заключает посреднический договор (агентский или комиссии) и реализует полученные билеты за вознаграждение.
Затраты по страхованию туристов
Страховая защита (страхование медицинских и прочих рисков) необходима туристам, так как в большинстве туристских регионов оказывается платная медицинская помощь. Медицинское страхование гарантирует туристу ее предоставление практически в любом уголке мира. Страхование - это система экономических отношений по защите имущественных интересов физических или юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых рисков или случаев) за счет денежных фондов (страховых фондов), формируемых или уплачиваемых из страховых взносов, путем выплаты страхового возмещения.
Договор страхования предусматривает порядок заключения, изменения, прекращения и срок действия договора; определяет страховые риски и случаи, а также страховую сумму, страховые взносы и страховое обеспечение, права и обязанности сторон. При заключении договора страхования страхователь (застрахованный) получает соответствующий полис страхования.
К основным видам страхования в сфере туризма относятся:
страхование туриста, в том числе жизни и здоровья (медицинское страхование), и его имущества;
страхование профессиональной ответственности;
страхование риска турфирм.
Несмотря на то что страхование туристов и их имущества считается добровольным, законодательство многих стран требует обязательного наличия медицинского полиса.
К дополнительным в сфере туризма относятся следующие виды страхования:
на случай задержки транспорта;
на случай плохой погоды во время нахождения застрахованных лиц на отдыхе;
от непредоставления или ненадлежащего предоставления туристских услуг, указанных в путевке (ваучере); невыдачи въездной визы;
личного транспортного средства и др.
Эти виды страхования добровольные, их оформление зависит от воли туриста.
Особое место в системе страхования туристов занимает страхование пассажиров регулярного транспорта и автогражданской ответственности ("зеленая карта").
Страхование пассажиров на транспорте является обязательным и осуществляется автоматически, без согласования с ними. Во время поездки на любом виде транспорта российский турист также автоматически страхуется от несчастных случаев, которые могут произойти во время поездки.
Законодательство большинства стран предусматривает обязательное страхование гражданской ответственности водителей и владельцев автотранспорта (автотуристов), поэтому автотурист при пересечении границы обязан оформить страховой полис.
Страхование может быть индивидуальным (каждый турист имеет отдельный страховой полис) либо групповым (полис оформляется целиком на группу). Основным видом страхования в туризме признается добровольное медицинское страхование туристов на период их путешествия. Не подлежат страхованию лица старше 75 лет и дети до двух лет.
Расчеты по обязательному и добровольному страхованию учитываются на счете 76-1 "Расчеты по имущественному и личному страхованию". Расходы по обязательному и добровольному страхованию туристов отражают в стоимости турпродукта:
Учет операций по страхованию туристов зависит от порядка оформления отношений турфирмы со страховой компанией. Существует два варианта взаимодействия турфирмы со страховой компанией:
турфирма выступает в роли страхового агента или брокера;
турфирма заключает договор страхования в пользу третьих лиц, включая стоимость страховки в цену путевки.
В первом случае турфирма будет включать в оборот, облагаемый НДС, только посредническое вознаграждение, во-втором - стоимость страховки полностью включается в цену тура, следовательно, НДС нужно уплачивать со всей суммы страховки (правда, это относится к турам по России, если туристам при этом оформляется страховка). Если речь идет о турах за рубеж, то НДС облагается не вся выручка турфирмы, полученная от туристов за путевки, а только разница между ценой реализации тура и стоимостью входящих в него услуг, которые оказываются за рубежом.
Выручка, полученная при оказании услуг по страхованию, облагается НДС. При этом турфирма не сможет возместить "входной" НДС, ведь страховые услуги, которые оказывают специализированные компании, НДС не облагаются.
Очевидно, что для турфирмы - плательщика НДС наиболее предпочтителен первый вариант взаимодействия со страховой компанией. Кроме того, в этом случае все претензии по качеству страховых услуг туристы должны направлять не в турфирму, а в страховую компанию, что позволит избежать лишних расходов.
Рассмотрим подробнее первый вариант, при котором турфирма от имени и за счет страховой компании подписывает договоры страхования со своими клиентами, в которых страховщиком выступает страховая компания, а страхователем - турист. При наступлении страхового случая расходы оплачивает страховая компания.
Получив от туриста деньги за страховку, турфирма выдает ему квитанцию по форме N А-7. Затем полученные деньги (как правило, за вычетом посреднического вознаграждения) турфирма перечисляет страховой компании. Сроки перечисления денег и размер комиссионных определяются договором. Кроме того, страховая компания может потребовать от турфирмы представления копии экземпляров квитанций на получение страхового взноса. Квитанции передаются по акту, в котором указывают их количество и номера.
Застрахованный турист вместе с путевкой получает от турфирмы страховой полис. Полис является бланком строгой отчетности. Турфирма получает его в свою очередь от страховой компании.
Средства, перечисляемые страховой компании, не являются расходами турфирмы и не должны включаться в стоимость тура. Однако при осуществлении посреднической деятельности в сфере страхования у турфирмы могут возникать определенные расходы, в частности ей придется платить зарплату сотрудникам, занимающимся оформлением страховых полисов, начислять ЕСН и другие обязательные платежи и т.д. На сумму подобных расходов турфирма может уменьшить доход от посреднической деятельности согласно ст. 252 НК РФ.
В бухгалтерском учете производятся следующие записи:
Д-т 006 "Бланки строгой отчетности" - приняты на учет страховые полисы как бланки строгой отчетности в условной оценке;
Д-т 50, К-т 76, субсчет "Расчеты со страховой компанией" - оплачены полисы туристами;
К-т 006 - списаны страховые полисы, переданные туристам;
Д-т 44, К-т 70 (69) - начислена заработная плата сотруднику, занимающемуся оформлением страховых полисов (с учетом всех отчислений);
Д-т 76, К-т 90, субсчет "Выручка от посреднических услуг" - отражена выручка в сумме посреднического вознаграждения (после утверждения отчета турфирмы);
Д-т 90, субсчет "НДС", К-т 68 - начислен НДС с суммы посреднического вознаграждения;
Д-т 90, субсчет "Себестоимость посреднических услуг", К-т 44 - списаны расходы по осуществлению посреднической деятельности;
Д-т 90, субсчет "Прибыль/убыток от продаж", К-т 99 - отражена прибыль от оказания посреднических услуг;
Д-т 76, субсчет "Расчеты со страховой компанией", К-т 51 - перечислены денежные средства страховой компании (за вычетом посреднического вознаграждения).
Затраты по страхованию туристов турфирма может включать в стоимость путевки, если она заключила со страховой компанией не посреднический договор, а договор страхования в пользу третьих лиц; страховщиком будет выступать страховая компания, а страхователем - турфирма.
В этом случае турфирма подает в страховую компанию списки туристов, которых необходимо застраховать, а взамен получает страховые полисы (учитывать и отчитываться за которые нужно так же, как и при посредническом договоре). Если турист заболеет либо произойдет иной страховой случай, он должен будет обращаться не в страховую компанию, а в турфирму. Турфирма сообщит об этом страховой компании, которая в свою очередь оплачивает медицинскую помощь или возмещает туристу иные убытки.
При этом страховая премия (деньги за страхование) перечисляется страховой компании из собственных средств турфирмы, которая впоследствии включает стоимость страховки в цену путевок, продаваемых туристам.
Затраты на трансфер
Договор на туристское обслуживание предполагает такой вид услуг, как трансфер. Данный термин заимствован из международной практики, где под трансфером понимается любая пересадка с одного вида транспорта на другой. Среди российских турфирм получило распространение более узкое понимание трансфера - транспортировка туристов из аэропорта (или вокзала) до гостиницы и обратно в месте проведения тура, а также доставка до аэропорта (вокзала) в месте отправления в тур и встреча их при возвращении.
Расходы на трансфер могут возлагаться как на туроператора, формирующего тур, так и на туроператора по приему туристов. Услуги по трансферу могут быть оказаны специализированной транспортной организацией по заказу турфирмы или самостоятельно турфирмой при наличии собственного автотранспорта.
При формировании каждого тура у туроператора имеется возможность приобрести права на услуги, входящие в тур, на основании договоров либо с лицами, которые предоставляют отдельные услуги, либо с туроператором по приему туристов, который обеспечивает предоставление всех видов услуг, входящих в тур.
Затраты на оплату трансфера относятся на себестоимость туристского продукта как затраты по транспортному обслуживанию.
Разница между оплатой трансфера через туроператора по приему туристов и через самостоятельное транспортное предприятие заключается в порядке оформления первичных документов.
Если туроператор, формирующий тур, производит оплату туроператору по приему туристов за весь комплекс услуг (включая трансфер), то помимо соответствующего договора на предоставление комплекса услуг оформляется туристский ваучер.
Согласно ст. 1 и 10 Федерального закона от 24.11.96 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" ваучер является документом, который устанавливает право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждает факт их оказания. Также он служит основанием для урегулирования взаиморасчетов между туроператором, направляющим туриста, и туроператором по приему туриста.
В случае когда трансфер организуется через самостоятельное транспортное предприятие, между туроператором и перевозчиком заключается договор перевозки. Такой договор обычно оформляется в виде заказа на выделение транспортного средства (например, автобуса). При перевозках легковым автотранспортом может заключаться договор аренды транспортного средства с экипажем.
Транспортные предприятия выписывают путевой лист легкового автомобиля или путевой лист автобуса не общего пользования. Отрывные талоны к путевым листам остаются у туроператора и служат для подтверждения факта оказания транспортных услуг.
Однако и в этом случае необходимо также наличие туристского ваучера.
Если услуги по трансферу оказаны на территории зарубежных стран, то туристский ваучер служит единственным документом, подтверждающим факт оказания услуг по перевозке, и служит основанием для отнесения затрат по этим услугам на себестоимость турпродукта.
При формировании выездных туров трансфер нецелесообразно учитывать в стоимости тура. Плата за трансфер считается доходом от обычных видов деятельности и отражается на счете 90 "Продажи". В данном случае не начисляется НДС на стоимость услуг, которые оказаны за границей, т.е. не облагается стоимость трансфера, связанного с доставкой туриста из иностранного аэропорта в гостиницу. Трансфер же по доставке туриста в аэропорт или из аэропорта в России облагается НДС.
При заказе автобуса или легкового автомобиля может оказаться, что не все места в нем будут заняты туристами, хотя туроператором они оплачены. Однако и в этом случае вся сумма затрат по оплате трансфера может быть отнесена на себестоимость турпродукта как затраты по невостребованной туристами части услуг, права на которые приобретаются партиями, блоками и иными неразделяемыми комплексами для целей формирования туров.
Если туроператор имеет возможность реализовать услуги по проезду на свободных местах отдельно от реализации тура, должен быть организован раздельный учет затрат и выручки по таким услугам. Стоимость проезда, относимая на себестоимость турпродукта, может быть рассчитана исходя из доли мест, занятых туристами, и невостребованных мест.
Наиболее распространенный способ организации трансфера в месте прибытия туристов (от аэропорта или вокзала до гостиницы и обратно) - заказ его у туроператора по приему туристов вместе со всем комплексом туристских услуг.
В ряде случаев турфирмы оказывают услуги по трансферу отдельно от стоимости турпутевок либо как дополнительную услугу к стоимости сформированного тура, либо в качестве самостоятельной услуги.
Заказчиками трансфера могут выступать как физические лица, отправляющиеся в самостоятельную поездку, так и юридические лица, оформляющие доставку своих сотрудников, а также другие турфирмы, формирующие пакет туристских услуг.
Услуги по трансферу без включения их в стоимость тура не могут рассматриваться как туристские услуги. В то же время между турфирмой и заказчиком не может быть оформлен и договор перевозки, поскольку для реализации услуг по перевозке пассажиров требуется наличие специальной лицензии. Поэтому турфирма, не имеющая лицензии на пассажирские перевозки, может выступать только в качестве посредника между заказчиком и автотранспортным предприятием. При этом возможны два варианта посредничества.
При первом варианте турфирма заключает посреднический договор с транспортным предприятием. Поскольку реализация транспортных услуг турфирмой от своего имени невозможна, это должен быть договор поручения, по которому турфирма обязуется совершать от имени и за счет транспортного предприятия определенные юридические действия, т.е. в данном случае заключать договоры перевозки с физическими или юридическими лицами (клиентами). Вознаграждение поверенного определяется, как правило, либо в виде процента от тарифов на услуги, назначенного транспортным предприятием, либо в виде разницы между тарифами транспортного предприятия и фактическими ценами, по которым услуги реализуются клиентам.
При втором варианте турфирма заключает посреднический договор с заказчиком (клиентом), по которому обязуется от имени и за счет клиента (договор поручения) либо от своего имени, но за счет клиента (договор комиссии) заключить договор перевозки со специализированным транспортным предприятием. Вознаграждение турфирмы может быть определено в виде процента от тарифа на перевозку или в виде твердой суммы за оформление заказа. Чаще всего вознаграждение определяется в виде разницы между тарифом, назначенным перевозчиком, и фактической суммой, полученной от клиента.
Если услуги по трансферу носят регулярный характер, турфирмы обычно публикуют собственные тарифы на трансфер, основанные на тарифах автотранспортных предприятий, но уже с учетом посреднического вознаграждения. Для упрощения процедуры документооборота рекомендуется также вместо отдельных договоров с каждым конкретным клиентом оформить публичный договор на предоставление услуг по трансферу, который будет содержать все существенные условия и действовать в отношении всех обратившихся клиентов. При этом договор присоединения для каждого конкретного клиента может быть оформлен путем составления простой заявки на организацию трансфера со ссылкой на условия публичного договора.
Следует иметь в виду, что если между турфирмой и клиентом заключается договор поручения, то такой договор невозможно объединить в рамках одного заказа на трансфер без специальных оговорок, поскольку в рамках основной (туроператорской) деятельности турфирма выступает от своего имени, а в рамках договора поручения - от имени клиента. Таким образом, в договоре с перевозчиком необходимо будет заранее разделить объемы услуг, оказываемых разным клиентам, что практически невозможно. Поэтому отношения с отдельными заказчиками трансфера в таких случаях предпочтительнее оформлять при помощи договора комиссии.
Трансфер собственным автотранспортом предполагает наличие лицензии на эту деятельность. Для того чтобы за плату возить пассажиров на легковых машинах или микроавтобусах, необходимо получить лицензию (ст. 17 Федерального закона от 8.08.01 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Все расходы по трансферу нужно учитывать на отдельном субсчете счета 20 "Основное производство". К ним относятся: стоимость лицензии, расходы по эксплуатации автомобиля, зарплата водителя, затраты на парковку автомобиля у аэропорта и др.
Чтобы списать расходы по эксплуатации автомобиля, необходимы следующие документы:
путевые листы, которые выдаются водителям;
кассовые чеки на купленные топливно-смазочные материалы.
Затраты на парковку автомобиля могут подтверждаться квитанцией за парковку автомобилей, которая считается бланком строгой отчетности.
В бухгалтерском учете турфирме необходимо сделать следующие записи.
Д-т 20, субсчет "Стоимость трансфера", К-т 71 - списана стоимость израсходованного бензина на основании путевых листов и авансовых отчетов водителя;
Д-т 20, субсчет "Стоимость трансфера", К-т 70 - начислена заработная плата водителю;
Д-т 20, субсчет "Стоимость трансфера", К-т 69 - начислен ЕСН;
Д-т 20, субсчет "Стоимость трансфера", К-т 02 - начислена амортизация легкового автомобиля;
Д-т 20, субсчет "Стоимость трансфера", К-т 97 - списана часть стоимости лицензии;
Д-т 20, субсчет "Стоимость трансфера", К-т 71 - учтены затраты на парковку автомобиля согласно авансовым отчетам водителя;
Д-т 50, К-т 62 - получены денежные средства от клиентов за трансфер;
Д-т 62, К-т 90 - отражена выручка от реализации трансфера;
Д-т 90, субсчет "НДС", К-т 68, субсчет "Расчеты по НДС" - начислен НДС с величины выручки от реализации трансфера;
Д-т 90, субсчет "Себестоимость продаж", К-т 20, субсчет "Стоимость трансфера" - списаны расходы по трансферу;
Д-т 90, субсчет "Прибыль/убыток от продаж", К-т 99 - определена прибыль от реализации трансфера.
Трансфер арендованным автотранспортом предполагает договор аренды автомобиля с экипажем.
Согласно ст. 636 ГК РФ за топливо, масло, запчасти и др. в подобных случаях может платить арендатор. Поэтому в договоре необходимо четко указать, кто что оплачивает.
Расходы по аренде транспортного средства подтвердят следующие документы: договор аренды; акты приемки-передачи выполненных работ; счета; путевые листы и чеки ККТ и т.д. Затраты на трансфер арендованным транспортом отражаются на счете 20 "Основное производство". Затем, если турфирма включает стоимость трансфера в цену путевки, эти расходы нужно списать на счет 43 "Готовая продукция". Если же трансфер в стоимость путевки не входит, затраты списываются на счет 90 "Продажи".
Турфирма, заключив договор с транспортной организацией, выплачивает только ту сумму, которая указана в договоре. Стороны подписывают акт приемки-передачи выполненных работ (услуг), и уже ни топливно-смазочных материалов, ни запчастей турфирма не покупает.
Заключая договор на перевозку, необходимо удостовериться в наличии соответствующей лицензии у транспортной организации.
В бухгалтерском учете турфирмы оплата услуг перевозчика отражается следующими записями:
Д-т 20, субсчет "Стоимость трансфера", К-т 60 - отражены затраты на перевозку в соответствии с договором;
Д-т 60, К-т 51 - оплачены услуги транcпортной организации;
Д-т 68, субсчет "Расчеты по НДС", К-т 19 - возмещен из бюджета НДС.
Затраты по экскурсионному обслуживанию
Турфирма может организовать экскурсионное обслуживание клиентов:
силами штатных сотрудников-гидов;
по договору с российским или зарубежным экскурсионным бюро;
по договору гражданско-правового характера с физическим лицом-гидом.
В любом случае затраты по приобретению прав на экскурсионное обслуживание туристов включаются в себестоимость турпродукта (п. 22 Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта, утвержденных приказом ГК ФТ России от 4.12.98 г. N 402).
Каждый из способов имеет свои особенности формирования затрат и включения их в себестоимость услуг.
Гидов-экскурсоводов, гидов-переводчиков и сопровождающих групп имеют в своем штате в основном крупные туристские организации. Турфирма может оформить поездку гида за рубеж двумя способами:
как командировку;
выдать гиду туристскую путевку.
В случае оформления командировки гида за рубеж расходы на экскурсионное обслуживание туристов складываются из заработной платы штатных гидов и их командировочных расходов.
Командировочные расходы полностью включаются в себестоимость туристской путевки, но для целей налогообложения учитываются в пределах норм, установленных законодательством. Кроме того, в себестоимость туристского продукта включается стоимость проезда гида к месту назначения и обратно.
Если туристский маршрут проходит по территории иностранного государства, гид направляется в зарубежную командировку. При этом перечень расходов, включаемых в себестоимость туристских услуг, шире, чем по командировкам внутри страны. Нормы суточных в иностранной валюте при краткосрочных командировках на территории иностранных государств установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 1.12.93 г. N 1261, нормы возмещения расходов по найму жилого помещения в сутки - письмом Минфина России от 26.04.93 г. N 52. В отличие от внутренних командировок при командировках за рубеж компенсации расходов по найму жилого помещения не производятся, если работник не предъявил подтверждающих документов.
Расходы на проезд за рубеж турфирма может возместить гиду не полностью. Это зависит от того, каким видом транспорта и каким классом он добирался до места назначения. Проезд воздушным, железнодорожным и водным транспортом оплачивается работникам только по тарифу 2-го класса (на самолетах - по тарифу экономического класса, на судах - по тарифу туристического класса).
В учете услуги гидов, которые состоят в штате турфирмы, отражают записи:
Д-т 71, К-т 50 - выданы денежные средства под отчет гиду;
Д-т 20, субсчет "Затраты по экскурсионному обслуживанию", К-т 70 - начислена заработная плата гиду;
Д-т 20, субсчет "Затраты по экскурсионному обслуживанию", К-т 69 - начислены страховые взносы во внебюджетные фонды;
Д-т 20, субсчет "Затраты по экскурсионному обслуживанию", К-т 71 - отражены командировочные расходы гида на основании авансового отчета;
Д-т 43, К-т 20, субсчет "Затраты по экскурсионному обслуживанию" - списаны затраты по экскурсионному обслуживанию на себестоимость путевок.
Иногда турфирмы не оформляют поездку гидов как командировку, а выдают им отдельную туристскую путевку. В этом случае гиды наравне с туристами пользуются всеми услугами, которые включены в стоимость тура.
Особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта организациями, занимающимися туристической деятельностью (приказ ГК ФТ России от 8.06.98 г. N 210), не предусмотрено, что стоимость выданной гиду туристской путевки можно включить в себестоимость турпродукта. Передача путевки сотруднику для турфирмы является реализацией турпродукта и облагается НДС. Туристская путевка считается доходом гида, который он получил в натуральной форме, и облагается НДФЛ.
Турфирма может приобрести права на услуги гидов как в российском, так и в зарубежном экскурсионном бюро. Услуги экскурсионных бюро НДС не облагаются.
У турфирмы, заключающей договор с зарубежным экскурсионным бюро, не возникает обязательств по НДС, так как местом оказания услуг служит территория иностранного государства. По той же причине российская турфирма не должна удерживать с суммы, перечисляемой в оплату услуг зарубежного экскурсионного бюро, налог с доходов иностранных юридических лиц.
Турфирма может воспользоваться услугами гида - физического лица, заключив трудовой или гражданско-правовой договор.
В соответствии со ст. 779 ГК РФ туристские услуги оказываются по договору возмездного оказания услуг. Предметом такого договора являются услуги, причем в данном случае важен не результат, а определенные действия, которые должен выполнить гид.
По окончании срока действия договора составляется акт, на основании которого в бухгалтерском учете отражаются, с одной стороны, расходы по экскурсионному обслуживанию туристов, а с другой - оплата услуг гида.
Представительскими считаются расходы организации по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранных), участвующих в деловых переговорах, а также участников, прибывших на заседания органа управления организации; включают расходы, связанные с:
проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников);
их транспортным обеспечением;
посещением культурно-зрелищных мероприятий;
буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы;
оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате организации.
Перечень представительских расходов, которые можно учесть в целях налогообложения прибыли, является закрытым и исключает расходы, связанные с посещением культурно-зрелищных мероприятий, расходы по организации отдыха, профилактике или лечению заболеваний (п. 2 ст. 264 НК РФ).
В целях налогообложения прибыли расходы турфирмы могут быть отнесены к представительским независимо от того, где они были произведены - по местонахождению турфирмы или, например, за границей (п. 2 ст. 264 НК РФ).
После проведения мероприятия в бухгалтерию должны быть представлены документы, подтверждающие фактическое расходование средств на представительские цели: авансовый отчет сотрудника, ответственного за расходование средств, с оправдательными документами (счетами-фактурами, товарными чеками, чеками ККТ и т.д.).
В бухгалтерском учете представительские расходы включаются в состав расходов по обычным видам деятельности. В целях налогообложения прибыли такие расходы считаются прочими (п.п. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом они принимаются не в полном размере, как в бухгалтерском учете, а в пределах, установленных п. 2 ст. 264 НК РФ, - не должны превышать 4% от расходов турфирмы на оплату труда за отчетный (налоговый) период.
Различие в признании представительских расходов в бухгалтерском и налоговом учете обусловливает необходимость применения положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" (ПБУ 18/02), утвержденного приказом Минфина России от 19.06.02 г. N 114н. Согласно п. 4 ПБУ 18/02 превышение фактических расходов, учитываемых при формировании бухгалтерской прибыли, над расходами, принимаемыми для целей налогообложения, по которым предусмотрены ограничения, рассматривается как постоянная разница. В течение календарного года (налогового периода) эта разница, по сути, является временной, поскольку может быть уменьшена или полностью устранена в последующие отчетные периоды.
О. Антошина,
доцент, к.э.н.
Всероссийская государственная налоговая академия Минфина России
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 32, 33, 34, август 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71