г. Владимир |
|
14 декабря 2011 г. |
Дело N А43-12519/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.12.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 14.12.2011.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Белышковой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беловой И.А.,
рассмотрел апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу, г. Нижний Новгород,
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.10.2011
по делу N А43-12519/2011,
принятое судьей Мустафаевым Г.И.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нижегородский Центр Недвижимости" (ИНН 5262158530, ОГРН 1065262105700), г.Нижний Новгород, о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу от 30.05.2011 N 04-11/243/3.
В судебном заседании участвует представитель:
Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу - Кабанова А.В. по доверенности от 18.01.2011 N 12Д сроком действия до 31.12.2011.
Общество с ограниченной ответственностью "Нижегородский Центр Недвижимости" надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы (уведомление N 66961), явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Межрегиональным управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу (далее по тексту - Управление) на основании приказа N 46 от 05.04.2011 проведена выездная проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью "Нижегородский Центр Недвижимости" (далее по тексту - Общество) законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем за период с 13.12.2006 по 04.05.2011.
В ходе проверки установлено, что Обществом в нарушение требований, установленных статьями 3, 4, 7 Федерального закона N 115-ФЗ от 07.08.2001 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в период с 13.12.2006 по 01.02.2011 не организован и осуществляется внутренний контроль, в том числе, осуществлялась деятельность без постановки на учет в Управлении, в отсутствие разработанных и согласованных с уполномоченным органом правил внутреннего контроля, не назначено должностное лицо, ответственное за соблюдением правил внутреннего контроля, что привело к непредставлению в уполномоченный орган в установленные законом сроки сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
По результатам проверки должностным лицом Управления составлен акт проверки N 31 от 03.05.2011 и в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 16.05.2011 N 04-11/243/3 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев указанный протокол и иные материалы проверки, заместитель руководителя Управления, вынес постановление N 04-11/243/3 о привлечении Общества к административной ответственности и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным.
Решением от 14.10.2011 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Управление считает, что законодательством не установлен срок назначения должностного лица, ответственного за соблюдением правил внутреннего контроля.
Кроме того, Управление указывает, что Обществу также вменялось отсутствие обучения сотрудников и отсутствие контроля вообще, что, по мнению Управления является длящимся правонарушением.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей до 21.11.2011) установлена административная ответственности за действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, повлекшие непредставление в установленные законом сроки в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции до 21.11.2011) установлена административная ответственности за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля.
Таким образом, ответственность, установленная частью 3 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наступает в случае непредставления в установленные законом сроки в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, в результате отсутствия внутреннего контроля.
Согласно статье 2 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма)) от 07.08.2001 г.. N 115-ФЗ (в редакции от 17.07.2009) (далее закон N П5-Фз), данный Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В соответствии со статьей 3 Закона N 115-ФЗ операции с денежными средствами или иным имуществом - действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
Согласно статье 5 Закона N 115-ФЗ организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.
В соответствии с абзацем 2 пункта 9 статьи 7 Закона N 115-ФЗ в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 N28 утверждено Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций (Положение), осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.
В силу пункта 3 Положения постановка организаций на учет осуществляется в течение 30 дней с даты опубликования Положения, для вновь созданных организаций - в течение 30 дней с даты государственной регистрации организации.
Названное постановление опубликовано в "Российской газете" 22.01.2003 и с этого момента в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" вступило в силу.
В соответствии со статьей 5 и пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества), обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций - со дня вступления в силу настоящего постановления.
Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.
Названное постановление опубликовано в "Российской газете" N 5 от 15.01.2003 и с этого момента в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" вступило в силу.
Из материалов дела усматривается, что государственная регистрация Общества осуществлена Инспекцией Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г.Нижнего Новгорода 12.11.2009 (см. выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, л.д.АД Т1 89-90).
Таким образом, Общество обязано разработать и утвердить правила внутреннего контроля не позднее 12.12.2009 и представить их на согласование надзорному органу не позднее 17.12.2009, а в срок до 12.12.2009 встать на учет в Управлении.
Факт отсутствия у Общества утвержденных и согласованных в установленном порядке правил внутреннего контроля на момент проверки, факт отсутствия постановки на учет в уполномоченном органе, а также отсутствие соответствующего контроля в Обществе Управлением установлены и Обществом фактически не отрицались.
Между тем, части 2 и 3 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей до 21.11.2011) введены Федеральным законом от 23.07.2010 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в законную силу с 24.01.2011, следовательно, действия (бездействия), указанные в данных нормах, как и их последствия, должны произойти после 24.01.2011, чтобы быть квалифицированными по части 3 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку утвердить правила внутреннего контроля и встать на учёт в Управлении Общество должно было до 24.01.2011, оно не может быть привлечено по указанной норме.
Факт отсутствия контроля после 24.01.2011 Управлением установлен. Между тем, для квалификации бездействия Общества по части 3 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях необходимо установить неисполнение Обществом в результате отсутствия такого контроля обязанности по представлению в установленные законом сроки в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Согласно пункту 1.1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" подлежит обязательному контролю сделка с недвижимым имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее.
В силу пункта 1 статьи 7 того же закона сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю подлежат представлению в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днём совершения операции.
Из оспариваемого постановления усматривается, что после 24.01.2011 в результате деятельности Общества сделок с недвижимым имуществом не осуществлялось, следовательно, оснований для привлечения Общества к административной ответственности по части 3 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях не имелось.
При этом судом апелляционной инстанции учтено, что соглашения об уступке прав по договору участия в долевом строительстве не является сделкой с недвижимостью, поскольку предметом такого соглашения является право требования, а не объект недвижимости.
Также судом апелляционной инстанции отклонён довод Управления о возникновении у Общества обязанности не позднее 02.02.2011 сообщить о заключении его клиентом 23.12.2010 договора купли продажи квартиры, поскольку акт об оказании услуг подписан 01.02.2011, поскольку Общество, оказывая услуги по поиску контрагента для общества с ограниченной ответственностью "Старт-строй", не могло не знать об указанной сделке в момент её совершения, то есть 23.12.2010, следовательно, должно было сообщить о сделке не позднее 24.12.2010, до есть до вступления в силу Федерального закона N 176-ФЗ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.10.2011 по делу N А43-12519/2011 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу, г. Нижний Новгород, оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Председательствующий |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-12519/2011
Истец: ООО "Нижегородский центр недвижимости", ООО Нижегородский Центр Недвижимости г. Н.Новгород
Ответчик: Межрегиональное Управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу, МРУ Росфинмониторинга по ПФО г. Н.Новгород
Хронология рассмотрения дела:
14.12.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6689/11