г. Самара |
|
15 декабря 2011 г. |
Дело N А72-5837/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 14 декабря 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 15 декабря 2011 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от мэрии города Ульяновска - извещен, не явился,
от Комитету архитектуры и градостроительства мэрии города Ульяновска - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе мэрии города Ульяновска, г. Ульяновск и Комитета архитектуры и градостроительства мэрии города Ульяновска, г. Ульяновск, на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12 октября 2011 г. по делу N А72-5837/2011 (судья Семенова М.А.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Какайкиной Веры Михайловны (ИНН 164502445266, ОГРНИП 306168922700052), г. Бугульма, Республика Татарстан,
к мэрии города Ульяновска, г. Ульяновск,
Комитету архитектуры и градостроительства мэрии города Ульяновска, г. Ульяновск,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Какайкина Вера Михайловна (далее заявитель, Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета архитектуры и градостроительства Мэрии города Ульяновска (далее Комитет) N 01-13/2875 от 01.06.2011 г. и о возложении на мэрию города Ульяновска (далее Мэрия) обязанности выполнить процедуру (совершить действия) по обеспечению выбора земельного участка по заявлению предпринимателя о выборе земельного участка под размещение объекта торговли (магазина) на земельный участок, расположенный севернее жилого дома N 181 по ул.Радищева в Ленинском районе в соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ и ст.12 Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске, утвержденных Решением Ульяновской Городской Думы
от 13.10.2004 N 90.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 12 октября 2011 г. по делу N А72-5837/2011 заявленные требования удовлетворены полностью.
Ответчики в апелляционной жалобе просят отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считают, что решение является незаконным и необоснованным.
Заявитель в отзыве указывает на то, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 05.04.2011 г. мэрией города Ульяновска получено заявление Предпринимателя (входящий номер 8514-01) с просьбой обеспечить выбор земельного участка и предварительно согласовать место размещения магазина на земельном участке, расположенном севернее дома N 181 по ул.Радищева в Ленинском районе г.Ульяновска ориентировочной площадью 475 кв.м.; предполагаемая площадь застройки - 165 кв.м., предполагаемая этажность - двухэтажный; испрашиваемое право на земельный участок - аренда.
На указанное обращение Комитет ответил письмом N 01-13/2875 от 01.06.2011 г. об отклонении от согласования вопроса о выборе земельного участка севернее жилого дома N 181 по ул. Радищева, поскольку испрашиваемый земельный участок размещен в непосредственной близости с детской площадкой и имеются жалобы жильцов жилого дома N 181 по ул.Радищева против строительства на прилегающей территории к жилому дому.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Необходимая ин формация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный Кодексом срок (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то, что они содержатся в неопубликованных для всеобщего сведения документах.
Помимо того, после определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий, и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
В силу правила пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При наличии нескольких претендентов на испрашиваемый земельный участок право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу (данная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10).
Статьей 12 Правил N 90 установлен порядок принятия решений о предоставлении
разрешения на основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для использования в соответствии с основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (далее заявители) обращаются с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на имя Главы города Ульяновска. Заявление должно отвечать требованиям п.1 ст.31 Земельного кодекса РФ (п.п.1, 2 ст.12 Правил N 90).
Глава города Ульяновска заявления, указанные в части 1 настоящей статьи, направляет заместителю Главы города Ульяновска, курирующему вопросы архитектурно-строительного комплекса, для последующего направления в Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска.
После поступления заявления, указанного в части 1 статьи 12 Правил N 90, мэрия
г. Ульяновска обеспечивает в течение двух недель с момента поступления заявления публикацию соответствующего ин формационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка. В случаях, если до опубликования информационного сообщения подано два или более заявлений земельный участок предоставляется без предварительного согласования места размещения (п.п.3-5 ст.12 Правил N 90).
Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска готовит проект постановления мэрии города Ульяновска об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, проект постановления мэрии города Ульяновска о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в этом (п. 6 ст.12 Правил N 90).
Ответчики не оспаривают, что ими не были исполнены в связи с обращением Предпринимателя требования, изложенные в ст. 31 Земельного кодекса РФ и ст.12 Правил N 90 в части обеспечения в течение двух недель с момента поступления заявления публикации соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка.
Ответчики ссылаются на то, что в 2007 году поступали жалобы жильцов жилого дома N 181 по ул. Радищева против строительства объектов на прилегающей территории к жилому дому, поэтому считают нецелесообразным с 2007 года по настоящее время по каждому обращению публиковать сообщения о возможном или предстоящем предоставлении спорного земельного участка (обращений в указанный период было несколько).
Эти доводы ответчиков не соответствуют ст.31 Земельного кодекса РФ и ст.12 Правил N 90.
Кроме того, оспариваемый отказ содержит такое основание как непосредственная близость испрашиваемого земельного участка от детской площадки. В ходе рассмотрения дела ответчики заявили новое основание отказа: нарушение СНиП 2.07.01-80* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" - наложение части испрашиваемого земельного участка в охранную зону проложенного водопровода. При этом заявитель согласен на уменьшение испрашиваемой площади земельного участка, а двусторонним актом измерения фактического расстояния от детской площадки до спорного земельного участка нарушение указанного СНиП не установлено.
Суд считает, что оспариваемый отказ не соответствует вышеприведенным нормам и нарушает права и законные интересы Предпринимателя.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12 октября 2011 г. по делу N А72-5837/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-5837/2011
Истец: ИП Какайкина В. М., ИП Какайкина В. М.(для Храмовой Н. Ф.)
Ответчик: Комитет архитектуры и градостроительства Мэрии г. Ульяновска, Комитет архитектуры и градостроительства Мэрии города Ульяновска, Мэрия города Ульяновска