город Ростов-на-Дону |
|
09 декабря 2011 г. |
дело N А32-21725/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.Х.Тимченко
судей И.Н. Глазуновой, Т.Р. Фахретдинова
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Крючковой М.В.
при участии:
от истца: представитель Радев А.А., доверенность от 14.06.2011;
от ответчика: представитель Воронов В.В., доверенность от 10.06.2011; Арабаджи Ф.В., доверенность от 10.06.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 04.10.2011 по делу N А32-21725/2011
по иску Государственного казенного учреждения "Главное управление строительства Краснодарского края" (ИНН 2310068690)
к Центральному банку Российской Федерации (ИНН 7702235133)
о понуждении к заключению соглашения об установлении сервитута,
принятое в составе судьи Нигоева Р.А.
УСТАНОВИЛ:
государственное казенное учреждение "Главное управление строительства Краснодарского края" (далее - ГКУ "ГУСКК", истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Центральному банку Российской Федерации (далее - Банк России, ответчик) о понуждении заключить Соглашение об установлении сервитута от 11.04.2011 N 31/99/726-р.
Заявленные требования мотивированы тем, что распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.08.2010 г. N 726-р "Об установлении сервитутов в целях строительства олимпийских объектов краевого значения" для целей строительства объекта "Водовод от Чайной фабрики Адлерского района до насосной станции "Дон" на часть земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402002:7, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования Банку России, в пользу истца установлен срочный возмездный сервитут. Ответчику направлено Соглашение об установление сервитута N31/99/726-р, от подписания которого он уклонился. Данное обстоятельство явилось основанием для обращения в суд.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.10.2011 г. суд обязал Центральный банк Российской Федерации заключить с государственным казенным учреждением "Главное управление строительства Краснодарского края" соглашение об установлении сервитута от 11.04.2011 г. N 31/99/726-р. Суд указал, что соглашение содержит все существенные условия договора, предусмотренные ч.9 ст. 15.2 Федерального Закона от 01.12.2007 г. N 310-ФЗ: срок, цель, площадь сервитута, с учетом проектных решений и документации по планировке территорий, утвержденной приказом Министерства регионального развития РФ от 21.06.2010 N33-ОИ, размер оплаты за сервитут рассчитан в соответствии с ФЗ N 310.
Не согласившись с принятым судебным актом, Центральный банк Российской Федерации обратился с апелляционной жалобой. Заявителем приведены следующие доводы.
Согласно требованиям пункта 5 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. Истец должен был доказать, что иных способов прокладки водовода, минуя территорию пансионата "Южный" Центрального банка Российской Федерации, не существует без установления сервитута, а также доказать необходимость проведения водовода по территории пансионата "Южный" именно по представленной на чертеже траектории.
Прохождение водовода по территории пансиона "Южный" не отвечает интересам Банка, поскольку пансионат включен в число объектов для размещения гостей ХХII Олимпийских игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г.Сочи, строительство водовода повлечет нарушение функционирования пансионата.
Заявляя о сервитуте, истец не представил доказательств его разработки и согласования проекта водовода с соответствующими органами.
Данное требование является существенным, так как пансионат размещен на склоне горы со значительным перепадом высот, однако, противооползневые мероприятия по склону горы при прокладке водовода не предусмотрены, технология производства работ с Банком России не согласована.
Приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 27.08.2009 г. N 417 утвержден Перечень олимпийских объектов, задания на проектирование, которых подлежат согласованию соответствующими службами. Одним из вышеуказанных объектов является "Водовод" от Чайной фабрики Адлерского района до насосной станции "Дон" (проектные и изыскательские работы, строительство), проектирование которого подлежит согласованию с МЧС РФ. Однако, документов, подтверждающих вышеуказанное согласование, ни Банку России, ни суду представлено не было.
В Соглашении об установлении сервитута отсутствуют существенные условия: срок действия сервитута и обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, после прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с целевым назначением.
Срок сервитута 360 календарных дней, однако, началом исчисления срока, является дата, указанная в уведомлении о начале строительных работ Сервитуарием, направленном путем почтового отправления заказным письмом в адрес Правообладателя земельного участка, либо с момента начала фактического использования земельного участка. Указанное обстоятельство не обладает признаком неизбежности наступления, поскольку зависит от воли одной из сторон и может не наступить, в связи с чем, не подпадает под требования п. 2 ст. 190 Гражданского кодекса Российской Федерации. Срок окончания действия Соглашения также является неопределенным.
Соглашение не содержит обязанности Сервитуария о возмещении убытков Банку России в связи с установлением сервитута, предусмотренной подпунктом 7 пункта 9 статьи 15.2 Федерального закона N 310-ФЗ.
На территории объектов Банка России действуют особые правила доступа на территорию в соответствии с "Положением Банка России по организации пропускного и внутриобъектного режима в территориальных организациях, пропускного и внутриобъектового режима в территориальных учреждениях, расчетно-кассовых центрах и организациях Банка России" от 17.02.2004 г. N 250-П ДСП. В Соглашение должны быть включены условия о соблюдении Сервитуриарием пропускного режима. Заявитель жалобы просит решение суда первой инстанции отменить, в иске отказать.
Государственное казенное учреждение "Главное управление строительства Краснодарского края" в отзыве на жалобу указало, что документация по планировке территорий утверждена и согласована в установленном порядке. Довод о том, что при проектировании водовода не соблюдены нормы приказа ФСБ России N 417 от 27.08.2009 г., а именно- проект не был согласован с МЧС России, не обоснован. Приказ ФСБ России N 417 от 27.08.2009 г. регламентирует перечень олимпийских объектов, задания на проектирование которых подлежат согласованию с МВД России, МЧС России., ФСБ России и ФСО России в целях обеспечения безопасности. Муниципальный контракт на проектирование данного водовода, неотъемлемой частью, которого является задание на проектирование, был заключен 27 июля 2009 года, а приказ ФСБ России N 417 вступил в силу лишь 27 августа 2009 года, то есть задание на проектирование было дано подрядчику за месяц до вступления в силу указанного приказа ФСБ РФ, а, значит, не должно было проходить согласование с МЧС России. Истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон доводы жалобы и отзыва на нее поддержали.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.11 ст. 15.2 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 310-ФЗ) Российская Федерация со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2014 года передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по подготовке и принятию решений об установлении сервитутов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов федерального значения, расположенных на территории Краснодарского края, за исключением территории Сочинского национального парка и земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог федерального значения, для целей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
29.12.2007 Постановлением Правительства РФ N 991(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2011 N 111) утверждена Программа строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, пунктом 99 программы, именуемой "Строительство олимпийских спортивных объектов и объектов, обеспечивающих их функционирование", предусмотрено строительство объекта "Водовод от Чайной фабрики Адлерского района до насосной станции "Дон" (проектные и изыскательские работы, строительство). Ответственными исполнителями по указанному объекту определены администрация Краснодарского края, администрация г. Сочи.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 33-ОИ от 21.06.2010 г. утверждена представленная Государственной корпорацией по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта документация по планировке территории (проект планировки и межевания) для размещения объектов "Водовод от Чайной фабрики Адлерского района до насосной станции "Дон" (проектные и изыскательские работы, строительство) и "Водовод от насосной станции "Дон" до санатория "Красный Штурм" (проектные и изыскательские работы, строительство).
Распоряжением N 726-р от 10.08.2010 г. главы администрации (губернатора) Краснодарского края "Об установлении сервитутов в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации олимпийских объектов краевого значения" в интересах Государственного казенного учреждения "Главное управление строительства Краснодарского края" предусмотрено установление сервитутов, в том числе в отношении земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 23:49:0402002:7 площадью 99839 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Адлерский район, ул.Ленина, 300.
Олимпийский объект "Водовод от Чайной фабрики Адлерского района до насосной станции "Дон" частично проходит по земельному участку с кадастровым номером 23:49:0402002:7.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав N 22/155/2010-095 от 20.09.2010 г., земельный участок с кадастровым номером 23:49:02 002:0007 находится в постоянном (бессрочном) пользовании Центрального Банка Российской Федерации, используется для размещения пансионата "Южный".
04 мая 2011 ГКУ "Главное управление строительства Краснодарского края" было направлено для подписания соглашение об установлении сервитута в отношении части указанного земельного участка площадью 1659 кв.м. (с приложением схемы) с указанием цели сервитута: для строительства олимпийского объекта краевого значения " Водовод от Чайной фабрики Адлерского района до насосной станции "Дон". Сервитуарием по Соглашению указано ГКУ "Главное управление строительства Краснодарского края". Направление Соглашения подтверждено квитанцией об отправке N 35400031237974, 10.05.2011 г. Соглашение получено Банком России (в подтверждение представлена распечатка из официального сайта Почты России-www. russianpost. ru).
Поскольку Соглашение об установлении сервитута правообладателем земельного участка - Банком России не подписано, Сервитуарий - ГКУ "Главное управление строительства Краснодарского края" обратилось в суд с иском о понуждении заключить Соглашение об установлении сервитута от 111.04.2011 г. N 31/99/726-р.
В силу статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации в число вторичных вещных прав включены сервитуты - права ограниченного пользования, в том числе, чужим земельным участком).
Согласно статье 274 ГК РФ сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.
Особенности установления сервитутов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов предусмотрены статьей 15.2 Закона N 310-ФЗ.
В соответствии с частями 1 и 2 приведенной статьи до 1 января 2014 года на территории Краснодарского края допускается установление сервитутов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов, в том числе для строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации линейных сооружений (линий электропередачи, линий и сооружений связи, трубопроводов, водопроводов, коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, канатных дорог и т.п.).
Согласно частям 14 и 15 статьи 15.2 Закона N 310-ФЗ, решение об установлении сервитутов в целях строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов федерального значения и олимпийских объектов краевого значения принимается администрацией края, на основании заявления организации, осуществляющей строительство и (или) эксплуатацию олимпийских объектов. К такому заявлению прилагается копия утвержденной документации по планировке территории для размещения олимпийских объектов с указанием планируемых границ сервитутов и обоснование необходимости установления сервитута
Установление сервитута осуществляется без проведения общественных слушаний. Соглашения об установлении сервитута заключаются лицами, в интересах которых устанавливается сервитут.
В случае, если земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены в пользование, владение или аренду, такое соглашение заключается с соответствующими землепользователями, землевладельцами или арендаторами земельных участков, в отношении которых устанавливается сервитут.
Решение об установлении сервитутов принимается администрацией Краснодарского края - в целях строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов федерального значения и олимпийских объектов краевого значения.
После принятия решения об установлении сервитута лица, в интересах которых устанавливается сервитут, осуществляют подготовку проекта соглашения об установлении сервитута и направляют его лицам, в отношении которых устанавливается сервитут.
В случае, если соглашение об установлении сервитута не заключено по истечении тридцати дней со дня получения лицом, указанным в части 6 настоящей статьи, проекта указанного соглашения, лица, в интересах которых устанавливается сервитут, вправе обратиться в суд с иском о понуждении заключить соглашение об установлении сервитута.
Поскольку земельный участок предоставлен Банку России в постоянное (бессрочное) пользование, истец правомерно обратился к указанному лицу с предложением о заключении Соглашения об установлении сервитута.
Возражая против установления сервитута, Банк России заявил о нарушении при его установлении п. 5 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации, сославшись на отсутствие доказательств прокладки водовода иным способом, минуя территорию пансионата "Южный".
Между тем, приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 33-ОИ от 21.06.2010 г. утвержден проект планировки и межевания объекта "Водовод от Чайной фабрики Адлерского района до насосной станции "Дон" (проектные и изыскательские работы, строительство). В соответствии с представленным в дело чертежом межевания территорий, водовод должен проходить согласно схеме и установленных точек координат по территории спорного земельного участка (лист дела 9-11).
В материалы дела представлено положительное заключение государственной экспертизы от 05.07.2010 г. N 23-1-5-0417-10 государственного автономного учреждения Краснодарского края "Управление Краснодарской краевой государственной экспертизы проектов территориального планирования, проектов строительства и инженерных изысканий", а также приказ Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27 сентября 2010 г. N1056-П "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проектной документации "Водовод от Чайной фабрики Адлерского района до насосной станции "Дон" (проектные и изыскательские работы, строительство)" в отношении указанного объекта капитального строительства.
Представитель ГКУ "Главное управление строительства Краснодарского края" пояснил, что при проектировании учтены породы, залегающие в месте прохождения водовода, выбран наиболее оптимальный вариант прокладки и менее затратный (лист дела 90). Указанный довод подтвержден экспертным заключением от 05.07.2010 г., в разделе "характеристика участка строительства" отражено: трассовка водовода выбрана с обходом, по возможности, застроенных мест, что позволяет уменьшить объемы отчуждения территории и выноса существующих коммуникаций.
Необоснованным является довод Банка России об отсутствии в Соглашении существенных условий: срока действия сервитута и обязанности лица, в отношении которого установлен сервитут, привести земельный участок в надлежащее состояние после окончания срока его действия, отсутствие условия о возмещении убытков, о восстановлении зеленых насаждений в случае их повреждения.
Срок действия сервитута указан в пункте 2.2 соглашения, составляет 360 календарных дней. Указанным пунктом определены сроки начала и окончания действия сервитута. Согласно пункту 4.2.3 Сервитуриарий обязан соблюдать природоохранное, земельное, гражданское и иное законодательство Российской Федерации, после прекращения действия сервитута обязан привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с целевым назначением (пункт 4.2.5 соглашения). Проектом предусмотрен перечень мероприятий по охране окружающей среды, что видно из экспертного заключения от 05.07.2010 г.
Банк необоснованно указывает на несоответствие п.2.2. Соглашения нормам ст. 190 ГК РФ, поскольку распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 726-р от 10.08.2010 г.. установлен сервитут в отношении спорного земельного участка в целях строительства олимпийского объекта краевого значения, а значит, очевиден признак неизбежности наступления события. В соответствии с ч. 10 ст. 15.2 ФЗ N 310 соглашение об установлении сервитута заключается на основании решения об установлении сервитута.
Ссылка Банка России на особые правила доступа на территорию в соответствии с "Положением Банка России по организации пропускного и внутриобъектного режима в территориальных учреждениях, расчетно-кассовых центрах и организациях Банка России" от 17.02.2004 N 250-П ДСП отклонена. Указанный документ является внутренним документом Банка России и при составлении Соглашения истец не мог руководствоваться его положениями, Банк же предложений о включении в Соглашение дополнительных условий истцу не направил.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 458 (ред. от 22.04.2010) "Об обеспечении безопасности олимпийских объектов, предусмотренных Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта", в период их строительства истец обязан организовать пропускной режим при строительстве олимпийского объекта. Следовательно, отсутствие условий в Соглашении о пропускном режиме не исключает возможность его подписания.
Заявитель жалобы сослался на отсутствие согласования проекта с МЧС России в соответствии с приказом ФСБ РФ N 417 от 27.08.2009 г.
Представитель истца считает, что задание на проектирование не должно проходить согласование, поскольку получено до издания указанного приказа.
Суд апелляционной инстанции в результате рассмотрения приведенных доводов пришел к следующему.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 01.06.2009 N 458 приказом ФСБ РФ от 27.08.2009 N 417 (редакции от 27.05.2011) (зарегистрирован в Минюсте от 28 сентября 2009 г. N 14881) утвержден перечень объектов, обеспечение безопасности которых требует установления особого режима охраны.
Согласно приложению N 1 к названному приказу за N 99 указан объект: "Водовод от Чайной фабрики Адлерского района до насосной станции "Дон" (проектные и изыскательские работы, строительство).
Однако, муниципальный контракт N 22/п на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту "Водовод от Чайной фабрики от Адлерского района до насосной станции "Дон" был заключен 28.07.2009 г., то есть задание на проектирование было дано до составления перечня объектов и вступления в силу указанного приказа.
Вопрос о согласовании проектирования и строительства объектов, которые были подготовлены до вступления Постановления Правительства РФ от 01.06.2009 N 458 (ред. от 22.04.2010) решен в пункте 3 названного постановления. Так, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Федеральной службе охраны Российской Федерации в соответствии с их компетенцией с участием Корпорации в месячный срок после утверждения перечня, предусмотренного абзацем вторым подпункта "б" пункта 1 настоящего Постановления, необходимо рассмотреть проектную документацию и задания на проектирование особо охраняемых олимпийских объектов, которые были подготовлены до вступления в силу настоящего Постановления (без учета его положений), и при необходимости направить ответственным исполнителям Программы предложения о внесении изменений в указанные проектную документацию и задания.
Ссылка Банка России на отсутствие согласования проекта с МЧС России не может быть достаточным основанием для отказа в подписании Соглашения об установлении сервитута, поскольку истец обязан будет выполнить требования Постановления Правительства РФ N 458, учитывая, что контроль за соответствием проектов олимпийских объектов, требованиям безопасности осуществляют соответствующие службы.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Краснодарского края от 04 октября 2011 г. по настоящему делу.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке и размерах, установленных ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.333.21 Налогового кодекса Российской Федерации. При подаче апелляционной жалобы Банк России оплатил государственную пошлину в размере 2000 руб. в федеральный бюджет платежным поручением N 10314 от 20.10.2011 г.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.10.2011 по делу N А32-21725/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Х. Тимченко |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-21725/2011
Истец: Государственное казенное учреждение "Главное управление строительства Краснодарского края"
Ответчик: Центральный банк Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Краснодарскому краю
Третье лицо: Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Краснодарскому краю, Костецки В. О. (представитель ГКУ "Главное управление строительства Краснодарского края"), Радев А. А. (представитель ГКУ "Главное управление строительства Краснодарского края")