г. Челябинск |
|
16 декабря 2011 г. |
Дело N А47-5712/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2011 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Дмитриевой Н.Н.,
судей Толкунова В.М., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Старковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 04.10.2011 по делу N А47-5712/2011 (судья Миллер И.Э.), при участии:
от государственного учреждения - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Шкляровой Т.А. (доверенность N 33 от 01.07.2011),
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Оренбургское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заявитель, фонд, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Алиса" (далее - страхователь, общество) денежных средств в сумме 123 807,76 рублей, не принятых к зачету в счет средств, полученных от фонда на цели обязательного социального страхования.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 04.10.2011 по делу N А47-5712/2011 (судья Миллер И.Э.) в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции указал, что предусмотрено иной порядок взыскания не принятых к зачету средств фонда, а именно путем взыскания недоимки налоговым органом по единому социальному налогу.
Не согласившись с вынесенным решением, фонд обжаловал его в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. По мнению фонда, выводы суда первой инстанции являются не обоснованными, так как общество применяет специальный налоговый режим, не уплачивает единый социальный налог, следовательно, суд первой инстанции указал на невозможный метод возврата выделенных ранее денежных средств.
Отзыв на апелляционную жалобу обществом не представлен, представитель в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом.
С учетом мнения представителя заявителя, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя общества.
Представитель фонда в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме по изложенным в ней основаниям.
Законность и обоснованность доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя фонда, исследовав имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд апелляционной инстанции считает необходимым указать следующее.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Алиса" зарегистрировано в качестве страхователя (регистрационный номер 1065603035035), является работодателем, применяющим специальный налоговый режим.
В связи с обращениями страхователя о выделении средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2007 по 31.12.2009 фондом были перечислены обществу денежные средства, необходимые для выплаты страхового обеспечения в общей сумме 133 352,76 рублей (платежные поручения N 12942 от 17.05.2007, N 16618 от 19.06.2007, N 29777 от 27.09.2007, N 36608 от 21.11.2007, N 40147 от 17.12.2007, N 5197 от 28.02.2008, N 15633 от 16.05.2008, N 29422 от 22.08.2008, N 42137 от 25.11.2008, N 4439 от 24.02.2009, N 17381 от 27.05.2009).
Обстоятельства, связанные с наличием страхового случая, выдачей лечебным учреждением в установленном порядке больничного листа, а также целевого характера расходования средств фонда в период выплаты заявителем не оспаривалось.
01 марта 2010 года фондом принято решение о проведении выездной проверки страхователя за период с 01.01.2007 по 01.03.2010.
В ходе проверки установлено, что расходы на выплату пособия по беременности и родам произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
Данные обстоятельства отражены в акте проверки N 213 с/с от 30.03.2010, на основании которого принято решение N 4 от 22.04.2010 о непринятии расходов, произведенных страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от отделения фонда на цели обязательного социального страхования (л.д. 14).
Данным решением обществу предложено перечислить суммы расходов, не принятых в счет средств, полученных от отделения фонда в размере 123 807,76 руб. на банковский счет фонда.
На основании решения в адрес общества направлено требование, которое исполнено в установленные сроки не было, страховщик обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что предусмотрено иной порядок взыскания не принятых к зачету средств фонда, а именно путем взыскания недоимки налоговым органом по единому социальному налогу.
Согласно статье 1 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" отношения, связанные с установлением и уплатой платежей на обязательное социальное страхование, контроль за их уплатой, обжалование действий (бездействия) должностных лиц, привлечение к ответственности виновных лиц регулируются настоящим Федеральным законом, федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу статей 7 и 8 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет является страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая, в частности материнства.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования").
Пунктом 6 статьи 12 указанного нормативного правового акта установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В связи с обращениями страхователя о выделении средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2007 по 31.12.2009 фондом были перечислены обществу денежные средства, необходимые для выплаты страхового обеспечения в общей сумме 133 352,76 рублей (платежные поручения N 12942 от 17.05.2007, N 16618 от 19.06.2007, N 29777 от 27.09.2007, N 36608 от 21.11.2007, N 40147 от 17.12.2007, N 5197 от 28.02.2008, N 15633 от 16.05.2008, N 29422 от 22.08.2008, N 42137 от 25.11.2008, N 4439 от 24.02.2009, N 17381 от 27.05.2009).
Обстоятельства, связанные с наличием страхового случая, выдачей лечебным учреждением в установленном порядке больничного листа, а также целевого характера расходования средств фонда в период выплаты заявителем не оспаривалось.
01 марта 2010 года фондом принято решение о проведении выездной проверки страхователя за период с 01.01.2007 по 01.03.2010.
В ходе проверки установлено, что расходы на выплату пособия по беременности и родам произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
Данные обстоятельства отражены в акте проверки N 213 с/с от 30.03.2010, на основании которого принято решение N 4 от 22.04.2010 о непринятии расходов, произведенных страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от отделения фонда на цели обязательного социального страхования (л.д. 14).
Данным решением обществу предложено перечислить суммы расходов, не принятых в счет средств, полученных от отделения фонда в размере 123 807,76 руб. на банковский счет фонда.
Указанное решение не было обжаловано и вступило в законную силу.
Материалами по настоящему делу подтверждается, что фондом был соблюден порядок принятия решения N 4 от 22.04.2010, предусмотренный Методическими указаниями "О порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам", являющимися Приложением к постановлению Фонда социального страхования Российской Федерации от 07 апреля 2008 года N 81 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 13 мая 2008 года N 11667).
В соответствии с пунктом 34 Методических указаний "О порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам", являющихся Приложением к постановлению Фонда социального страхования Российской Федерации от 07 апреля 2008 года N 81 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 13 мая 2008 года N 11667), решения отделений (филиалов отделений) Фонда, принятые по результатам проверок, являются обязательными для исполнения страхователями и служат основанием для внесения ими соответствующих изменений в бухгалтерский учет и отчетность.
На основании пункта 31 постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 07 апреля 2008 года N 81 "Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам" при непринятии расходов, произведенных страхователем - работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от филиала отделения Фонда на цели обязательного социального страхования требование о возврате средств, полученных от филиала отделения Фонда на цели обязательного социального страхования предъявляется страхователю. Размер ущерба, понесенный Фондом в сумме нецелевого использования средств подлежит взысканию в судебном порядке со страхователя.
Иного порядка возврата фондом ранее выделенных денежных средств страхователю, применяющего специальный налоговый режим и не уплачивающего единый социальный налог, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Из подпунктов 4 и 5 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" следует, что в обязанности страховщиков входит обеспечение контроля за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, контроль за правильностью и своевременностью назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как вынесенное с нарушением п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 04.10.2011 по делу N А47-5712/2011 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Алиса" в пользу государственного учреждения - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации денежных средств в сумме 123 807,76 рублей, не принятых к зачету в счет средств, полученных на цели обязательного социального страхования.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Алиса" в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 6714,21 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Н. Дмитриева |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-5712/2011
Истец: ГУ - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Ответчик: ООО "Алиса"