Об изменениях в форме декларации по налогу на прибыль организаций
и Порядке ее заполнения
Общие положения
Форма декларации по налогу на прибыль организаций утверждена приказом Минфина РФ от 07.02.06 N 24н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и Порядка ее заполнения". Данная форма декларации действовала в течение всего 2006 г., по ней сдан и годовой отчет за 2006 г.
Приказом Минфина РФ от 09.01.07 N 1н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. N 24н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и Порядка ее заполнения" внесены изменения в форму декларации, утвержденную приказом Минфина РФ от 07.02.06 N 24н. Данный приказ опубликован в "Российской газете" 2 марта 2007 г. и соответственно вступил в силу с 12 марта 2007 г.
В измененном виде налоговая декларация по налогу на прибыль сдается начиная с отчетных периодов 2007 г. Отметим, что до даты вступления в силу данного приказа организации были вправе отчитываться за отчетные периоды января и января-февраля 2007 г. как по форме декларации, утвержденной приказом Минфина РФ от 07.02.06 N 24н, так и по форме с учетом изменений, внесенных приказом Минфина РФ от 09.01.07 N 1н.
В результате изменений, внесенных приказом Минфина РФ от 09.01.07 N 1н, объем декларации по сравнению с 2006 г. остался без изменений. В новой редакции с 2007 г. изложены:
титульный лист (лист 01);
раздел 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика";
лист 03 "Расчет налога на прибыль, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов)".
Общее количество страниц полной версии декларации осталось неизменным - 22 страницы.
Обязательный состав декларации в соответствии с Порядком ее заполнения остался прежним:
титульный лист (лист 01);
В Порядке заполнения декларации (с учетом изменений, внесенных приказом Минфина РФ от 09.01.07 N 1н) специальная оговорка сделана для представления декларации в случае отсутствия финансово-хозяйственной деятельности. Данная оговорка связана с изменениями, внесенными в ст. 80 НК РФ Федеральными законами от 27.07.06 N 137-ФЗ (с изм. и доп.) и от 30.12.06 N 268-ФЗ. Согласно указанным изменениям не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов.
Отметим, что понятие "отсутствие финансово-хозяйственной деятельности", введенное Федеральным законом от 27.07.06 N 137-ФЗ, данным законом не расшифровано. Именно поэтому Федеральным законом от 30.12.06 N 268-ФЗ было внесено уточнение, что единая (упрощенная) налоговая декларация представляется не в случае "отсутствия финансово-хозяйственной деятельности", а если "лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляет операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеет по этим налогам объектов налогообложения". Однако в приказе Минфина РФ от 09.01.07 N 1н данное изменение не учтено.
Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и Порядок ее заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Отметим, что в настоящее время приказ Министерства финансов Российской Федерации находится в разработке.
Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.
Важные дополнения были сделаны в п. 3.2 Порядка заполнения декларации.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, либо недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик представляет в налоговый орган уточненную декларацию.
Отметим, что в соответствии с поправками, внесенными в ст. 81 НК РФ, в налоговом законодательстве появилось официальное понятие "уточненная налоговая декларация". Уточненная декларация представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в том налоговом периоде, за который вносятся соответствующие изменения.
Здесь следует обратить внимание на то, что при перерасчете налоговой базы и суммы налога не учитываются результаты налоговых проверок, проведенных налоговым органом за тот налоговый период, по которому производится перерасчет налоговой базы и суммы налога.
В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый период, в котором выявлены ошибки (искажения).
Здесь, вероятно, имеются в виду результаты проведенных выездных налоговых проверок, что связано с новым механизмом проверки уточненных налоговых деклараций, поданных в налоговые органы за уже проверенный выездной налоговой проверкой период.
Изменения в титульном листе (листе 01)
Изменениям с 2007 г. подверглась форма титульного листа (лист 01).
В титульный лист дополнительно включено поле для тех организаций, которые выступают только налоговыми агентами. Наряду с полями "По месту нахождения организации" и "По месту нахождения обособленного подразделения" появилась отметка о представлении декларации "По месту нахождения налогового агента".
Здесь необходимо отметить и изменения в механизме представления деклараций в таких случаях - Порядок заполнения декларации дополнен новым п. 1.7.
Организации, исполняющие обязанности налоговых агентов по исчислению налоговой базы и суммы налога на прибыль организаций, по удержанию у налогоплательщика -российской организации и перечислению в федеральный бюджет указанного налога (далее - налоговые агенты) представляют налоговый расчет (далее - расчет) по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 07.02.06 N 24н.
Российские организации - налогоплательщики налога на прибыль организаций представляют расчет в составе подраздела 1.3 раздела 1 (в части видов платежа с кодами "1" и "2" по строке 010), а также листа 03 "Расчет налога на прибыль, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов)". При этом в титульном листе (листе 01) производятся отметки по реквизитам "По месту нахождения российской организации".
Организации, перешедшие полностью на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или на упрощенную систему налогообложения, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), являющиеся налогоплательщиками налога на игорный бизнес, исполняют обязанности налоговых агентов и представляют в налоговые органы по итогам отчетных (налоговых) периодов расчет в составе титульного листа (листа 01), подраздела 1.3 раздела 1 и листа 03. При этом в титульном листе (листе 01) производится отметка по реквизиту "По месту нахождения налогового агента".
В титульном листе (листе 01) появилась и еще одна дополнительная отметка - "По месту учета крупнейшего налогоплательщика". Сразу отметим, что это поле в 2007 г. не заполняется. Связано это с тем, что в соответствии с п. 8 ст. 2 Федерального закона от 30.12.06 N 268-ФЗ налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших в соответствии со ст. 83 НК РФ, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. Данная норма вступает в силу с 1 января 2008 г.
Таким образом, с 2008 г. крупнейшие налогоплательщики будут представлять налоговые декларации по налогу на прибыль по обособленным подразделениям не по месту их нахождения, а по месту постановки на учет налогоплательщика-организации, т.е. в межрегиональную или межрайонную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, которые самостоятельно будут взаимодействовать с налоговыми органами по месту нахождения обособленных подразделений.
Точно такой же вывод можно сделать на основании новой редакции п. 3 ст. 80 НК РФ (в ред. Федерального закона от 30.12.06 N 268-ФЗ), по которой налогоплательщики, в соответствии со ст. 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации. Данная поправка также вступает в силу с 1 января 2008 г.
Также в титульном листе (листе 01) с 2007 г. вместо основного государственного регистрационного номера (он исключен) организации будут указывать код вида экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД). Согласно изменениям в пп. 6 п. 3.2 означенного Порядка организации должны указывать код основного вида экономической деятельности.
Строка, в которой указывались код города и номер контактного телефона налогоплательщика, переименована на "Номер контактного телефона налогоплательщика". Отметим, что это непринципиальное уточнение, которое позволит, как и раньше, налоговым органам в случае появления вопросов более оперативно связываться с налогоплательщиком.
Изменения коснулись и правил указания фамилии и инициалов должностных лиц организации. В месте, отведенном для подписи должностных лиц организации, появилось деление на два поля: для организации и для представителя налогоплательщика.
В поле "Для организации" оставлена подпись с расшифровкой только руководителя организации, поле подписи главного бухгалтера и расшифровка его фамилии, имени, отчества исключены. При подтверждении достоверности и полноты сведений, указанных в представляемой декларации налогоплательщиком-организацией, на титульном листе (листе 01) ставится подпись руководителя организации, которая заверяется печатью организации, с указанием даты подписания. Фамилия, имя, отчество руководителя организации на титульном листе (листе 01) указываются полностью.
При подтверждении достоверности и полноты сведений, указанных в декларации представителем налогоплательщика, указываются полное наименование организации либо фамилия, имя и отчество физического лица - представителя налогоплательщика в соответствии с документом, удостоверяющим личность. Также указывается наименование документа, подтверждающего полномочия представителя. При этом к декларации прилагается копия указанного документа.
В поле, предназначенном для отметок работника налогового органа, появилось дополнительное поле о представлении декларации: "По телекоммуникационным каналам связи".
Здесь же отметим, что согласно изменениям, внесенным в п. 2.5 Порядка заполнения декларации, при получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронном виде.
Изменения в разделе 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет,
по данным налогоплательщика"
В разделе 1 содержится информация о суммах налога, подлежащих уплате в бюджет (возврату из бюджета), по данным налогоплательщика, и включает показатели сумм налога, начисленных к уплате (доплате, возврату) в бюджет, по данным налогоплательщика, с разбивкой по кодам бюджетной классификации и кодам ОКАТО, с учетом специфики исчисления и уплаты налога на прибыль организаций.
Раздел 1, как и прежде, состоит из трех подразделов:
1.1 - для организаций, уплачивающих авансовые платежи и налог на прибыль;
1.2 - для организаций, уплачивающих ежемесячные авансовые платежи;
1.3 - для организаций, уплачивающих налог на прибыль с доходов в виде процентов, а также дивидендов.
Достоверность данных, указанных в этих подразделах, с 2007 г. подтверждается подписями руководителя организации или уполномоченного представителя налогоплательщика. Ранее подразделы 1.1, 1.2 и 1.3 раздела 1 подписывались только руководителем и главным бухгалтером организации.
В подразделе 1.3 раздела 1 остались четыре вида платежа, каждый из которых кодируется цифрами "1", "2", "3" или "4" по строке 010.
Если раньше эти коды шли подряд, друг за другом, то с 2007 г. коды "1" и "2" объединены под заголовком "Для налогового агента", а коды "3" и "4" - под заголовком "Для налогоплательщика". Отметим, что данное обстоятельство не имеет принципиального значения.
Итак, виды платежа, которые кодируются цифрами "1", "2", "3" и "4" по строке 010, выглядят с 2007 г. следующим образом.
Для налогового агента:
"1" -для организаций, уплачивающих налог на прибыль с доходов в виде дивидендов (доходов от долевого участия в других организациях, созданных на территории Российской Федерации). Данные берутся из раздела "А" листа 03;
"2" - для организаций, уплачивающих налог на прибыль с доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, доходов в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 г., а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г., и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, которые выданы управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г., удерживаемым налоговым агентом (источником выплаты доходов). Данные берутся из раздела "Б" листа 03.
Для налогоплательщика:
"3" - для организаций, самостоятельно уплачивающих налог на прибыль с доходов в виде процентов, полученных (начисленных) по государственным и муниципальным ценным бумагам, доходов в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 г. Используются виды доходов "1" и "2" по строке 002 листа 04;
"4" - для организаций, уплачивающих налог на прибыль с доходов в виде дивидендов (доходов от долевого участия в иностранных организациях). Используется вид дохода "4" по строке 002 листа 04.
Изменения в листе 03 "Расчет налога на прибыль, удерживаемого
налоговым агентом (источником выплаты дохода)"
Основные изменения в листе 03 также связаны с оформлением данного листа декларации. Если раньше этот лист не требовал подписания, то с 2007 г. сведения, указанные в листе 03 декларации, в строке "Достоверность и полноту сведений, указанных в данном расчете, подтверждаю" подтверждаются подписями руководителя организации или представителя налогоплательщика (с учетом положений п. 3.3 раздела III Порядка) и проставляется дата подписания. Данные изменения сделаны в связи со вновь введенным в Порядок заполнения декларации п. 11.5.
При обнаружении налоговым агентом в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению, налоговый агент обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет.
Уточненный расчет составляется и представляется в соответствии с п. 3.2 Порядка. При этом в титульном листе (листе 01) уточненного расчета производится отметка по реквизиту "По месту нахождения налогового агента".
Уточненный расчет должен содержать данные только о тех налогоплательщиках, в отношении которых обнаружены факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению суммы налога.
К.В. Новоселов,
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 2 класса, к.э.н.
"Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации", N 7, апрель 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации"
Издательский дом "Бухгалтерский учет"
Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-34182 от 20 ноября 2008 г.
Адрес редакции: 127006, Москва, Садовая-Триумфальная ул., д. 4/10
Телефон (495) 699-99-22