город Омск |
|
15 декабря 2011 г. |
Дело N А70-7707/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Кулагиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8673/2011) общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "ТюменьСтройЗнак" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.09.2011 по делу N А70-7707/2011 (судья Свидерская И.Г.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "ТюменьСтройЗнак" (ОГРН 1097232022414,ИНН 7202199303)
к Государственному учреждению - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании недействительным решения о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения от 21.06.2011 N 7140,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "ТюменьСтройЗнак" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "ТюменьСтройЗнак" (далее - заявитель, ООО "Строительная компания "ТюменьСтройЗнак") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Филиала N 1(далее -заинтересованное лицо, Фонд социального страхования) о признании недействительным решения о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения от 21.06.2011 N 7140.
Решением от 12.09.2011 по делу N А70-7707/2011 Арбитражный суд Тюменской области отказа в удовлетворении требований ООО "Строительная компания "ТюменьСтройЗнак".
Решение суда первой инстанции мотивировано обоснованностью отказа в принятии к зачету расходов, произведенных страхователем по обязательному социальному страхованию в размере 122 595 руб. 20 коп., ввиду совершения страхователем действий, направленных на получение материальной выгоды за счет государственных средств.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Строительная компания "ТюменьСтройЗнак" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "Строительная компания "ТюменьСтройЗнак" указывает на то, что представило все необходимые документы в Фонд социального страхования, свидетельствующие о фактическом осуществлении Павловой Т.С. трудовой деятельности в ООО "Строительная компания "ТюменьСтройЗнак", при этом Павлова Т.С, фактически выполняла свои обязанности в трех организациях в течение рабочего времени с 08 час. до 17 час. и совместительство осуществлялось в пределах рабочего дня, а не за пределами рабочего времени.
ООО "Строительная компания "ТюменьСтройЗнак", Фонд социального страхования, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
Фондом социального страхования в отношении ООО "Строительная компания "ТюменьСтройЗнак" была проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В ходе проверки на основании табелей рабочего времени было установлено, что продолжительность рабочего времени Павловой Т.С. по основному месту работу и по месту выполнения работ по совместительствусоставляетболее12 часов в день, что является нарушением трудового законодательства.
По результатам проверки составлен Акт N 7140 от 06.05.2011 и решением о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения от 21.06.2011 N 7140, заявителю отказано в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в размере 122 595 руб. 20 коп. в отношении Павловой Т.С.
Полагая, что решение о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения от 21.06.2011 N 7140 является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "Строительная компания "ТюменьСтройЗнак", последнее обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
12.09.2011 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по данному делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со сватьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее по тексту - Федеральный закон N165-ФЗ) участниками отношений по обязательному социальному страхованию являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица.
Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Исходя из положений статьи 1 Федерального закона N 165-ФЗ обязательное социальное страхование - это часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Статьей 4 Федерального закона N 165-ФЗ закреплены основные принципы осуществления обязательного социального страхования, включающие, в том числе обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов, ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования; устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования.
Согласно статье 8 Федерального закона N 165-ФЗ каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются также пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.
Исходя из пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Вместе с тем, исходя из пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщики вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее по тексту - Федеральный закон N 81-ФЗ).
Согласно статье 3 Федеральный закон N 81-ФЗ устанавливается, в том числе, такие виды государственных пособий, как пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.
Право на пособие по беременности и родам, исходя из положений статьи 6 Федерального закона N 81-ФЗ, имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию.
В силу статьи 4 Федерального закона N 81-ФЗ выплата пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее по тексту - Федеральный закон N 255-ФЗ) с 01.01.2007 отношения по определению условий, размера и порядка обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, урегулированы настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ право на пособия по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию в связи с материнством, при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определен статьей 14 Федерального закона N 255-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 14 рассматриваемого закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
В соответствии с пунктом 1 статьи Федерального закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.
Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования, а для назначения и выплаты пособий территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации также сведения о заработке (доходе), из которого должно быть исчислено пособие, и документы, подтверждающие страховой стаж, определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ).
Статьей 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ, регламентирующей порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, установлено, что страхователи, указанные в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Как указано в части 2 данной статьи, сумма страховых взносов, подлежащих перечислению такими страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
Согласно положениям частей 3 - 5 данной статьи, территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, а также вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку с истребованием от страхователя дополнительных сведений и документов (в этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки).
Как следует из материалов дела, ООО "Строительная компания "ТюменьСтройЗнак" обратилось в Фонд социального страхования за возмещением расходов по обязательному социальному страхованию на выплату пособия по беременности и родамв сумме 122 595 руб. 20 коп. (листок нетрудоспособности ВФ N 4321943 от 09.01.2011), начисленному своему работнику Павловой Т.С. за период 140 дней.
Основным местом работы Павловой Т.С. является ЗАО "Знак" (должность - директор), в соответствии с представленными табелями учета рабочего времени, продолжительность рабочего дня составляла 8 часов, где ей выплачено пособие по беременности и родам в сумме 159 178 руб. 60 коп.
В это же время Павлова Т.С. работала по совместительству в ЗАО "Строймашзнак" (должность - генеральный директор), в соответствии с представленными табелями учета рабочего времени, продолжительность рабочего дня составляла 4 часа, где ей также выплачено пособие по беременности и родам в сумме 159 178 руб. 60 коп. и в ООО "Строительная компания "ТюменьСтройЗнак" Павлова Т.С., работая по совместительству (должность - генеральный директор), в соответствии с представленными табелями учета рабочего времени, продолжительность рабочего дня составляла 4 часа и ей также было начислено и выплачено пособие по беременности и родам в сумме 122 595 руб.20 коп.
С учетом занятости Павловой Т.С. по основному месту работы в ЗАО "Знак" общая продолжительность ее "рабочего дня" должна была составлять 16 часов ежедневно по совокупности занятости на 3-х местах работы, что заведомо является грубым нарушением статей 91, 284 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому устанавливается продолжительность рабочей недели не более 40 часов в неделю, и продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не более четырех часов в день.
В силу статьи 284 ТК РФ продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену).
Продолжительность же общего рабочего времени с учетом выполнения должностных обязанностей по основному месту работы и по совместительству у Павловой Т.С. превышала 12 часов в день, и составляла 16 часов, что отражено в табелях учета рабочего времени.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции поддерживает выводсуда первой инстанции о том, что Фондом социального страхования обоснованно отказано в принятии к зачету расходов, произведенных страхователем по обязательному социальному страхованию в размере 122 595 руб. 20 коп.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Павлова Т.С., фактически выполняла свои обязанности втрех организациях в течение рабочего времени с 08 час. до 17 час. и совместительство осуществлялось в пределах рабочего времени, а не за его пределами, несостоятельны и сделаны без учета положений статьи 282 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой совместительство - это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, соответствие требованиям законодательства представленных страхователем документов не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения Фонда социального страхования, поскольку установленные по делу обстоятельства в совокупности с имеющимися в деле доказательствами свидетельствуют о создании заявителем искусственной, экономически не обоснованной ситуации с целью получения возмещения из средств Фонда социального страхования РФ. Между тем, одним из принципов осуществления обязательного социального страхования является устойчивость его финансовой системы, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования (статья 4 Федерального закона Федеральный закон N 165-ФЗ).
Следовательно, вышеизложенное, по убеждению суда апелляционной инстанции, исключает возможность удовлетворения требований заявителя, поскольку возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию законных затрат заявителя.
Таким образом, отказав в удовлетворении требований ООО "Строительная компания "ТюменьСтройЗнак", суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворением апелляционной жалобы расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ее подателя, т.е. на ООО "Строительная компания "ТюменьСтройЗнак".
Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 Информационного письма от 11.05.2010 N 139, в данной ситуации ООО "Строительная компания "ТюменьСтройЗнак" при подаче апелляционной жалобы надлежало уплатить государственную пошлину в сумме 1000 руб., а фактически Обществом был уплачено 2000 руб., то 1000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины подлежат возврату ООО "Строительная компания "ТюменьСтройЗнак" из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 12 сентября 2011 года по делу N А70-7707/2011оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания "ТюменьСтройЗнак" из федерального бюджета 1 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 158 от 03.10.2011 в сумме 2 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-7707/2011
Истец: ООО "Строительная компания "ТюменьСтройЗнак"
Ответчик: ГУ - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Филиал N1 Государственного учреждения - Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования РФ
Хронология рассмотрения дела:
15.12.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8673/11