г. Воронеж |
|
13 декабря 2011 г. |
Дело N А36-5411/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2011 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей: Семенюта Е.А.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щеголевой Е.В.,
при участии в судебном заседании:
от закрытого акционерного общества "Липецкцемент": Плугин А.Н,. главный юрисконсульт, доверенность б/н от 11.07.2011;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.09.2011 по делу N А36-5411/2009 (судья С.М. Уколов) по заявлению закрытого акционерного общества "Липецкцемент" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области о признании незаконным бездействия и обязании направить проект договора купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Липецкцемент" (далее - ЗАО "Липецкцемент") обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области (далее - Управление) о признании незаконным бездействия Управления, выразившегося в не направлении ЗАО "Липецкцемент" договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г.Липецк, район Цемзавода, кадастровый номер 48:20:02 11 02:0014, площадью 742039 кв.м и с требованием обязать Управление направить проект указанного договора купли-продажи земельного участка в месячный срок со дня принятия решении по делу (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - л.д. 98, т.1).
Решением суда от 14.09.2011 признано незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области, выразившееся в уклонении от направления ЗАО "Липецкцемент" проекта договора купли-продажи земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, кадастровый номер 48:20:02102:14, площадью 742 039 кв.м., расположенного по адресу: г. Липецк, район Цемзавода; Управление обязано подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, кадастровый номер 48:20:02102:14, площадью 742 039 кв.м., расположенного по адресу: г. Липецк, район Цемзавода, и направить его в месячный срок со дня принятия судом решения в адрес ЗАО "Липецкцемент" Принимая указанное решение, суд посчитал, что бездействие Управления, выразившееся в том, что последнее в установленный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации срок не подготовило проект договора купли-продажи земельного участка и не направило его заявителю, нарушает права и законные интересы ЗАО "Липецкцемент" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, ссылаясь на нарушение первой инстанции норм материального и процессуального права, просит отменить решение арбитражного суда и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель указывает на то, что на испрашиваемом земельном участке находятся гидротехнические сооружения, под которыми согласно подпункту 10 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) ограничиваются в обороте земельные участки.
Также, заявитель апелляционной жалобы полагает, что он не допустил оспариваемого бездействия подчиняется Росимуществу.
Кроме того, по мнению Управления, заявителем пропущен установленный законом трехмесячный срока.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечило. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителей в порядке статей 156 и 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Заявитель является собственником 67 объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 48:20:02 11 02:0014 площадью 742 039 кв.м, по адресу г. Липецк, район Цемзавода.
Перечень объектов недвижимости с реквизитами правоустанавливающих документов приведен в заявлении на л.д.14-21 т.1.
Заявитель 28.02.2008 обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Липецкой области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, кадастровый номер 48:20:02 11 02:0014 площадью 742 039 кв.м, расположенного по адресу г. Липецк, район Цемзавода с приложением документов, в том числе кадастрового паспорта земельного участка с указанием кадастровой стоимости (л.д.14-22 т.1).
Управлением - заинтересованным лицом 14.07.2008 издано распоряжение N 245 "О приватизации находящегося в федеральной собственности земельного участка, с кадастровым номером 48:20:02 11 02:0014, на котором расположено недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности ОАО "Липецкцемент" (л.д.23 т.1).
При этом заинтересованное лицо решило предоставить в собственность ОАО "Липецкцемент" земельный участок с реестровым номером федерального имущества П11490000382, площадью 742 039 кв. м., с кадастровым номером 48:20:02 11 02:0014, из земель населенных пунктов для промышленного использования, расположенный в районе Цемзавода г. Липецка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности ОАО "Липецкцемент".
Уполномоченному органу по продаже федерального имущества предлагалось заключить договор купли-продажи участка с ОАО "Липецкцемент".
Распоряжением Территориального управления N 453 от 07.10.2009 (л.д.125 т.1) было отменено распоряжение N 245 от 14.07.2008 в связи с обнаружением на спорном земельном участке объекта гражданской обороны площадью 235 кв. м.
Полагая, что Управление уклоняется от направления проекта договора купли-продажи, что не соответствующим закону, заявитель обратился в суд с указанным заявлением.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав мнение представителя ЗАО "Липецкцемент", исследовав все доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1.1 статьи 36 ЗК РФ).
В силу пункта 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Минэкономразвития России N 370 от 30.10.2007 (в редакции приказа от 20.07.2009 N 282).
Заявление ОАО "Липецкцемент" от 28.02.2008. о приобретении прав на земельный участок (л.д. 14-22 т.1) соответствовало требованиям земельного законодательства и названного выше приказа.
В силу пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 данного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Распоряжение заинтересованного лица N 453 от 07.10.2009 "Об отмене распоряжения ТУ Росимущества по Липецкой области N 245 от 14.07.2008" было оспорено заявителем в судебном порядке и решением Арбитражного суда Липецкой области от 06.08.2010 по делу N А36-5596/2009 признано недействительным (л.д.131 т.1).
Кроме того, судом рассмотрено дело N А36-6060/2009 по иску ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области к ЗАО "Липецкцемент" о признании права собственности на встроенный объект гражданской обороны.
Решением от 19.02.2010 по данному делу в удовлетворении требований ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области отказано (л.д.130 т.1).
Указанные решения вступили в законную силу, и имеют преюдициальное значение для настоящего спора.
Пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Из проанализированных нормативных актов, регулирующих деятельность Федерального агентства и его территориальных органов, в частности, Типового положения о Территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области, утвержденным приказом Федерального агентства от 27.02.2009 N 49, следует, что на Управление возложена обязанность по заключению договоров купли-продажи федерального имущества, включая продажу земельных участков (п.4.6., 4.8. ж).
Таким образом, Управление является исполнительным органом государственной власти, обладающим правом принятия решения о приватизации и заключения договора купли-продажи федерального имущества.
Поскольку в установленный пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ срок Управление не подготовило проект договора купли-продажи земельного участка и не направило его заявителю, а такое бездействие нарушает права и законные интересы ОАО "Липецкцемент" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Из содержания положений Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее по тексту - Закон) следует, что гидротехнические сооружения имеют особый статус сооружений, поскольку их повреждение может привести к возникновению чрезвычайной ситуации (статья 1 Закона).
Под чрезвычайной ситуацией в Законе понимается обстановка на определенной территории, сложившейся в результате аварии гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб жизни и здоровью людей или ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (статья 3 Закона).
В связи с этим Законом предусматривается осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (статья 13 Закона).
Согласно статье 13 Закона федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.10.1997 N 1320 "Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений" надзора за безопасностью гидротехнических сооружений осуществляется: Федеральной службой по надзору в сфере транспорта - в отношении судоходных гидротехнических сооружений; Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору - в отношении остальных гидротехнических сооружений.
Полномочия Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов по организации федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружения вытекает также из Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401. (пункт 5.3.1.9)
В связи с вышеизложенным заявитель письмом N 11/ЛЦ-N 33 94/11 от 21.11.2011 обратился в Верхне - Донское управление Ростехнадзора с просьбой предоставить информацию о наличии (отсутствии) гидротехнических сооружений на испрашиваемом земельном участке.
Письмом N Л1-13/01-2041 от 02.12.2011 (представленным в суд апелляционной инстанции) заместитель руководителя Верхне -Донского управления Ростехнадзора сообщил, что на земельном участке, площадью 742 039 кв.м, с кадастровым номером N 48:20:021102:0014 (промплощадка), расположенном по адресу: г. Липецк, район Цемзавода, гидротехнические сооружения в Перечне объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору за безопасностью гидротехнических сооружений на территории Липецкой области, утвержденным администрацией Липецкой области и согласованным Верхне -Донским управлением Ростехнадзора, не числятся.
Помимо этого Заявитель прилагает копии кадастровых паспортов на вышеуказанные объекты недвижимости, а также копии справок, выданные ОГУП "Липецкоблтехинвентаризация" с характеристиками объектов. Из которых также не следует, что данные объекты являются гидротехническими сооружениями.
Копии свидетельств о государственной регистрации прав Заявителя на объекты недвижимого имущества (здание артскважины, резервной скважины N 3, здание насосной, резервуары противопожарного запаса воды, а также технологические трубопроводы), представленные Управлением суду, также не свидетельствуют о том, что указанные объекты являются гидротехническими сооружениями.
Иных доказательств о наличии таких гидротехнических сооружений на спорном земельном участке, земля под которыми ограничена в обороте, Управлением суду не предоставлено.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к исключительным полномочиям суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.
При новом рассмотрении дела Арбитражный суд Липецкой области в соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ, исследовав и оценив доказательства и доводы, связанные с причинами пропуска заявителем трехмесячного срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, пришел к правильному выводу о признании заявителя не нарушившим названный срок, ввиду того, что оспариваемое бездействие заинтересованного лица продолжается до настоящего времени.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и не могут послужить основанием к отмене вынесенного судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с этим апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы. Поскольку в силу норм статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании или возврате государственной пошлины судом не решается.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.09.2011 по делу N А36-5411/2009 оставить без изменения; апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-5411/2009
Истец: ЗАО "Липецкцемент"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области, ТУ ФАУГИ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
09.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1935/11
13.12.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-991/11
04.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1935/11
31.03.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-991/11