г. Чита |
|
16 декабря 2011 г. |
Дело N А10-2636/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мурзиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального учреждения "Комитет по управлению муниципальным имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 августа 2011 года по делу N А10-2636/2011 по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N6 по Республике Бурятия к Муниципальному учреждению "Комитет по управлению муниципальным имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ" о взыскании 3914 руб. 86 коп. пени,
(суд первой инстанции - В.И. Ботоева).
при участии в судебном заседании:
от налогового органа: Ангархаевой М.Д. (доверенность N 07-27/9 от 05.07.2011),
от комитета: не явился, извещен,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Бурятия (ОГРН 1040300000927, ИНН 0301003414, место нахождения: 671260, Республика Бурятия, Прибайкальский район, с. Турунтаево, ул. Молодежная, 15, далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Муниципальному учреждению "Комитет по управлению муниципальным имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ" (ОГРН 1020300983340, ИНН 0323027176, место нахождения: 670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Бабушкина, 25, далее - учреждение, налогоплательщик) о взыскании пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2,3,4 кварталы 2008 года и за 1,2,3 кварталы 2009 года в размере 3914 руб. 86 коп.
Решением суда первой инстанции от 30 августа 2011 г.. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30.08.2011 г.. по делу N А10-2636/2011 и принять по делу новый судебный акт. Считает, что суд первой инстанции не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, а также не применил закон, подлежащий применению по данному делу. Кроме того, учреждением заявлены доводы о непредставлении суду доказательств, подтверждающих наличие у Комитета права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция с доводами учреждения не согласилась, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Определением председателя Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 декабря 2011 года срок рассмотрения апелляционной жалобы по настоящему делу продлен до трех месяцев.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 15.10.2011 г.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Комитет явку представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Муниципальное учреждение "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ" зарегистрировано в качестве юридического лица (ИНН 0323027176, ОГРН 1020300983340), является казенным учреждением.
Согласно пункту 4 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с положениями абзаца третьего пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) с организации, которой открыт лицевой счет, взыскание налога производится в судебном порядке.
26.04.2011 учреждение представило в Инспекцию налоговые расчеты и декларации по земельному налогу:
- за 2,3 кварталы и 12 месяцев 2008 года в отношении земельного участка площадью 1050 кв.м. кадастровым номером 03:01:140102:3, расположенного на территории Муниципального образования городского поселения "п. Усть-Баргузин" (ОКАТО 81203554000), по адресу: Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Максимиха, ул. Байкальская, б/н, район пансионата "Колос", кадастровой стоимостью 269 892 руб. (л.д. 11-13);
- за 1, 2,3 квартал 2009 года в отношении земельного участка площадью 10 000 кв.м. с кадастровым номером 03:16:06123:41, расположенного на территории Муниципального образования "Гремячинское" сельское поселение (ОКАТО 81242822001), по адресу: Республика Бурятия, Прибайкальский район, с. Гремячинск, ул. Лесная, 32, кадастровой стоимостью 1 749 700 руб. (л.д. 14-16).
Согласно представленным декларациям исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила:
- по земельному участку кадастровым номером 03:01:140102:3 за 2 квартал 2008 года - 202 руб., 3 квартал 2008 года - 202 руб., за 12 месяцев, квартальный 2008 года - 808 руб.
- по земельному участку кадастровым номером 03:16:06123:41 за 1 квартал 2009 года - 6 561 руб., 2 квартал 2009 года - 6 561 руб., 3 квартал 2009 года - 6 561 руб.
Общая сумма земельного налога, за указанные периоды, исчисленная с кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектами налогообложения составила 20 895 руб.
В связи с неуплатой данной суммы налога ответчику выставлено требование N 48266 об уплате недоимки по земельному налогу на сумму 20 895 руб. и пени на сумму 3 886 руб. 60 коп. по состоянию на 04.05.2011 со сроком уплата до 25.05.2011 (л.д. 6). Данное требование направлено ответчику 05.05.2011(л.д. 17).
05.05.2011 требование ответчиком исполнено в части уплаты недоимки по земельному налогу в сумме 20 985 руб.
Пени, в сумме 3 914 руб. 86 коп. начисленные в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации за просрочку уплаты земельного налога ответчиком не уплачены.
Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании неуплаченной суммы налога.
Арбитражный суд заявление инспекции удовлетворил.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, учреждение обратилось с апелляционной жалобой в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав пояснения сторон в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Суд первой инстанции правильно руководствовался следующим.
В силу пункта 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии со статьей 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 3 статьи 391 НК РФ установлено, что налогоплательщики определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Пунктами 11,12,13 статьи 396 НК РФ установлено, что органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ.
Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Сведения, указанные в пунктах 11 и 12 настоящей статьи, представляются органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.
В силу пункта 1 статьи 398 НК РФ налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.
В апелляционной жалобе Комитетом заявлено, что инспекцией суду не представлены доказательства, подтверждающие наличие у Комитета права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками. Ссылка же суда на представленные Комитетом декларации в отношении рассматриваемых земельных участков неправомерна, поскольку указанные документы доказательствами, удостоверяющими право ответчика на земельные участки, не являются.
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанный довод исходя из следующего.
В силу указанных выше норм налогового законодательства Комитет, как плательщик земельного налога, самостоятельно определил налоговую базу по каждому земельному участку и 26.04.2011 по телекоммуникационным каналам связи представил декларации (расчеты) за 2,3 кварталы и 12 месяцев 2008 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 03:01:140102:3 и за 1, 2,3 квартал 2009 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 03:16:06123:41.
В материалы дела инспекцией представлена заверенная копия письма 06.04.2011 N 0032/343 (л.д.33) за подписью председателя Комитета Е.В. Степанова, в котором, в частности указано, что "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ поясняет, что действительно за муниципальным образованием "городской округ "город Улан-Удэ" зарегистрировано право муниципальной собственности на земельные участки:
1. Республика Бурятия, Баргузинский район, с.Максимиха, ул. Байкальская, б/н, район пансионата "Колос", кадастровый номер 03:01:140102:3, площадью 1050 кв.м.
2. Республика Бурятия, Прибайкальский район, с. Гремячинск, ул. Лесная, 32, кадастровый номер 03::16:060123:0041, площадью 10000 кв.м.".
Неуплату налога в установленный срок Комитет в письме от 06.04.2011 N 0032/343 инспекции объяснил отсутствием финансирования.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что налогоплательщик не только не отрицает, но и подтверждает факт правообладания спорными земельными участками.
Представитель Комитета в судебном заседании не смогла пояснить суду первой инстанции владеет ли Комитет данными земельными участками, а пояснила то, что необходимо этот вопрос выяснить в бухгалтерии, однако согласилась с правомерностью требований налогового органа.
Кроме того, Комитет отчитался по спорным участкам за 1, 2, 3 кв.2008 г.. и 1, 2, 3 кв.2009 г.., и продолжает отчитываться (налоговые расчеты по земельному налогу за 1, 2, 3 кварталы 2010 г.., декларация по земельному налогу за 2010 г..).
В этой связи частичное исполнение налогоплательщиком требования N 48266 в части уплаты недоимки по земельному налогу по спорным земельным участкам в размере 20 985 руб. также не опровергает выводов суда первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлена обязанность налогоплательщика по уплате данного земельного налога.
В соответствии со статьей 75 Кодекса за просрочку уплаты земельного налога Комитету начислены пени в общей сумме 3 914 руб. 86 коп.
Инспекцией дата расчета пени по земельному налогу в отношении земельного участка кадастровым номером 03:01:140102:3 установлена с 01.08.2008, поскольку срок уплаты земельного налога за 2 квартал 2008 года - 31.07.2008, в связи с чем, размер пени ставил 331 руб. 05 коп. В отношении земельного участка кадастровым номером 03:16:06123:41 установлена с 01.09.2009, поскольку срок уплаты земельного налога за 1 квартал 2009 года - 30.04.2009, в связи с чем, размер пени составил 3 583 руб. 81 коп.
Согласно пункту 1 статьи 75 Кодекса пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 20 постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" по смыслу пункта 1 статьи 75 Кодекса пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, т.е. не уплаченной в установленный законом срок суммы налога.
В соответствии с пунктом 3 статьи 75 Кодекса пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главой 26.1 настоящего Кодекса.
В этой связи правильность расчета пени судом первой инстанции проверена, Комитетом в части расчета пени возражений суду не представлено.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о том, что заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Республике Бурятия о взыскании с Муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ" пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2,3,4 кварталы 2008 и за 1,2,3 кварталы 2009 в размере 3 914 руб. 86 коп. подлежит удовлетворению обоснован и судом апелляционной инстанции поддерживается.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 августа 2011 года по делу N А10-2636/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-2636/2011
Истец: Межрайоная инспекция федеральной налоговой службы России N 6 по Республике Бурятия
Ответчик: Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4371/11