г. Хабаровск |
|
19 декабря 2011 г. |
А37-1348/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Козловой Т.Д.
судей Головниной Е.Н., Михайловой А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цебенко Н.Н.
при участии в заседании:
представители лиц, участвующих в деле, не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 11.10.2011
по делу N А37-1348/2011
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Кудым С.Е.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Востокмонтажспецстрой"
к Министерству финансов Российской Федерации
о взыскании 937 527 руб. 72 коп.
третье лицо Департамент финансов администрации Магаданской области
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Востокмонтажспецстрой" (ОГРН 1024900965363 ИНН 4909075402, далее - ООО "Востокмонтажспецстрой") обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании убытков, понесенных в связи с предоставлением педагогическим работникам, проживающим в поселках городского типа, льгот по оплате услуг за отопление и горячее водоснабжение жилья в 2008 -2009 годах в сумме 937 527 руб. 72 коп.
Решением суда от 11.10.2011 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Магаданской области просит решение суда от 11.10.2011 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе истцу в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что согласно пункту 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (далее - Закон об образовании) педагогические работники, проживающие в сельской местности, имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Приведенная норма регулирует вопросы предоставления данной категории граждан бесплатно именно жилого помещения с подведенными к нему соответствующими коммуникациями, а не меру социальной поддержки педагогических работников в виде бесплатного пользования отоплением и освещением. На органы местного самоуправления возложена обязанность предоставлять педагогическим работникам льготу в виде бесплатного жилья с отоплением и освещением, то есть предоставлять благоустроенное помещение, а не льготы по оплате коммунальных услуг.
Указывает, что Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности" не соблюдались субъектом Российской Федерации - Магаданской областью.
Ссылается на пункт 4 статьи 8 закона Магаданской области "Об образовании в Магаданской области" от 24.11.2008 N 1060-ОЗ, где предусмотрено право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Кроме того, отмечает, что нормативного правового акта регламентирующего порядок возмещения расходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги педагогическим работникам в Магаданской области в спорный период, принято не было.
Указывает, что в Приложении N 13 к Закону Магаданской области "Об областном бюджете на 2008 год" от 17.12.2007 N 935-ОЗ "Распределение субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по возмещению расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Магаданской области, в 2008 году" предусмотрено выделение средств на данные цели, В тоже время, в Приложении N 1 к областному бюджету на 2009 год указаны поступления доходов в виде субвенций на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в размере 142 136 600 руб., однако, распределения субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по возмещению расходов на предоставление льгот отдельным категориям граждан указанным законом в 2009 году предусмотрено не было.
Указывает на то, что в рамках рассмотрения дела N А37-400/2010 Арбитражного суда Магаданской области муниципальному образованию "Омсукчанский район" для финансирования льгот педагогическим работникам по оплате коммунальных услуг в 2008 году было выделено 3 819 000 руб. Выделенная муниципальному образованию сумма включена в состав убытков, которые понесла Магаданская область в 2008 году, оплачивая предоставление льгот по коммунальным услугам педагогическим работникам. Кроме того, указывает, что данным решением с Министерства финансов Российской Федерации в пользу Департамента финансов администрации Магаданской области взысканы убытки, понесенные Департаментом в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, за 2008 год в полном объеме.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент финансов администрации Магаданской области отклонил доводы жалобы как несостоятельные, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела, с учетом доводы апелляционной жалобы, поступившего на нее отзыва, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Установлено, что решениями мирового судьи судебного участка N 8 Омсукчанского района Магаданской области за 2009-2010 года с ООО "Востокмонтажспецстрой" взысканы денежные средства (затраты на оплату услуг отопления, понесенные педагогическими работниками, без применения установленных льгот), в общей сумме 937 527 руб. 72 коп.
Полагая, что взысканные судом в пользу педагогических работников денежные средства, а также расходы по госпошлине, являются убытками, понесенными в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам, ООО "Востокмонтажспецстрой" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Пункт 5 статьи 55 Закона образовании устанавливает, что педагогические работники образовательных учреждений, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с Федеральным законом от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Согласно Постановлению Правительства РФ "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности" от 27.06.2003 N 377, субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
Пунктом 4 статьи 8 Закона Магаданской области от 24.11.2008 N 1060-03 "Об образовании в Магаданской области" было предусмотрено право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в порядке, установленном областным законодательством.
Статьей 3 Закона Магаданской области от 11.06.2008 N 1011-ОЗ "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа" предусмотрено, что финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, предусматривается в областном бюджете в объеме средств, предоставленных из федерального бюджета на указанные цели.
При рассмотрении спора арбитражный суд первой инстанции правильно установил источник предоставления установленных указанными законами льгот - средства федерального бюджета.
Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию установленных федеральным законом педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, составив федеральный бюджет на 2008-2009 годы без учета необходимых средств, понесенные истцом расходы арбитражный суд первой инстанции правомерно взыскал с Российской Федерации в лице Минфина Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Довод жалобы о том, что пункт 5 статьи 55 Закона об образовании регулирует вопросы предоставления данной категории граждан бесплатно именно жилого помещения с подведенными к нему соответствующими коммуникациями, а не меру социальной поддержки педагогических работников в виде бесплатного пользования отоплением и освещением и что на органы местного самоуправления возложена обязанность предоставлять педагогическим работникам льготу в виде бесплатного жилья с отоплением и освещением, то есть предоставлять благоустроенное помещение, а не льготы по оплате коммунальных услуг, судом апелляционной инстанции отклоняется как основанный на неправильном толковании норм материального права.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 N 322-О-П указал, что норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона об образовании (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации закрепленной в ней меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и, по сути, воспроизвела правовое регулирование, содержащееся в Федеральном законе от 06.05.2003 N 52-ФЗ. Российская Федерация, как следует из названных нормативных правовых актов, не устранялась до 01.01.2005 и не устраняется после этой даты, когда вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона об образовании уровня мер социальной поддержки.
Довод жалобы о том, что Приложении N 1 к областному бюджету на 2009 год указаны поступления доходов в виде субвенций на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в размере 142 136 600 руб., однако распределения субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по возмещению расходов на предоставление льгот отдельным категориям граждан указанным законом предусмотрено не было, не может быть принят судом апелляционной инстанции, поскольку доказательств перечисления данных средств именно на компенсацию льгот, предоставляемых педагогическим работникам в соответствии с Законом об образовании ответчиком не представлено.
Довод жалобы о том, что в рамках рассмотрения дела N А37-400/2010 Арбитражного суда Магаданской области с Министерства финансов Российской Федерации в пользу Департамента финансов администрации Магаданской области взысканы убытки, понесенные Департаментом в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам по оплате за содержание жилых помещений в 2008 году не может служить основанием для отказа во взыскании убытков в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, в число которых входит теплоснабжение.
Кроме того, судебные решения по взысканию с ООО "Востокмонтажспецстрой" в пользу педагогических работников оплаченных ими услуг по теплоснабжению за 2008-2009 года, вступили в законную силу в 2009-2010 годах, доказательства того, что взыскиваемая истцом сумма была включена в расчет исковых требований, предъявляемых к Российской Федерации в лице Министерства финансов в рамках рассмотрения дела N А37-400/2010, материалы дела не содержат.
Учитывая изложенное, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11 октября 2011 года по делу N А37-1348/2011 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Козлова |
Судьи |
Е.Н. Головнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-1348/2011
Истец: ООО "Востокмонтажспецстрой"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Магаданской области
Третье лицо: Департамент финансов администрации Магаданской области
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5582/11