г. Самара |
|
20 декабря 2011 г. |
Дело N А65-18916/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 декабря 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19.12.2011 в помещении суда апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания "Заречье" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.10.2011 по делу N А65-18916/2011 (судья Хамитов З.Н.), принятое по заявлению ООО "Управляющая компания "Заречье" (ИНН 1655105711, ОГРН 1061655018480), г.Казань, к государственной противопожарной службе Республики Татарстан, г.Казань,
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Заречье" (далее - ООО "УК "Заречье", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной противопожарной службы Республики Татарстан (далее - административный орган) от 05.08.2011 N 0103-2011-0269.
Решением от 06.10.2011 по делу N А65-18916/2011 Арбитражный суд Республики Татарстан в удовлетворении требований общества отказал.
ООО "УК "Заречье" в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции.
Административный орган апелляционную жалобу отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В суд апелляционной инстанции поступило ходатайство административного органа о рассмотрении настоящего дела в отсутствие его представителя.
На основании ст.ст.156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, 01.08.2011 административный орган в ходе проверки по заявлению гражданина Макарова Л.В. от 20.07.2011 выявил, что на лестничных клетках жилого дома N 15 по ул.Адмиралтейская в г.Казани не указаны (схематично) значения номинальных токов плавких вставок предохранителей в эл.щитах; соединения жил эл.проводов в ответвительных коробках эл.проводов, в этажных эл.щитах и светильниках 1 и 3 подъездов произведены при помощи механической холодной "скрутки", без опрессовки, сварки, пайки или сжимов,(болтовых, винтовых и т.п.); не заделаны несгораемым материалом отверстия в местах прохождения сетевых кабелей через стены 1-3 подъездов.
По данному факту административный орган составил протокол от 03.08.2011 N 0103-2011-0269 об административном правонарушении и вынес постановление от 05.08.2011 N 0103-2011-0269, которым привлек ООО "УК "Заречье" к административной ответственности по ч.3 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 150 000 руб.
В соответствии с ч.3 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями Закона N 123-ФЗ.
Согласно ст.82 Закона N 123-ФЗ электроустановки зданий, сооружений и строений должны соответствовать классу пожаровзрывоопасной зоны, в которой они установлены, а также категории и группе горючей смеси.
Кабели и провода систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортирования подразделений пожарной охраны в зданиях, сооружениях и строениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону.
Кабели от трансформаторных подстанций резервных источников питания до вводно-распределительных устройств должны прокладываться в раздельных огнестойких каналах или иметь огнезащиту.
Линии электроснабжения помещений зданий, сооружений и строений должны иметь устройства защитного отключения, предотвращающие возникновение пожара при неисправности электроприемников. Правила установки и параметры устройств защитного отключения должны учитывать требования пожарной безопасности, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Распределительные щиты должны иметь конструкцию, исключающую распространение горения за пределы щита из слаботочного отсека в силовой и наоборот.
Разводка кабелей и проводов от поэтажных распределительных щитков до помещений должна осуществляться в каналах из негорючих строительных конструкций или погонажной арматуре, соответствующих требованиям пожарной безопасности.
Горизонтальные и вертикальные каналы для прокладки электрокабелей и проводов в зданиях, сооружениях и строениях должны иметь защиту от распространения пожара. В местах прохождения кабельных каналов, коробов, кабелей и проводов через строительные конструкции с нормируемым пределом огнестойкости должны быть предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций.
Кабели, прокладываемые открыто, должны быть не распространяющими горение.
Светильники аварийного освещения на путях эвакуации с автономными источниками питания должны быть обеспечены устройствами для проверки их работоспособности при имитации отключения основного источника питания. Ресурс работы автономного источника питания должен обеспечивать аварийное освещение на путях эвакуации в течение расчетного времени эвакуации людей в безопасную зону.
Электрооборудование без средств пожаровзрывозащиты не допускается использовать во взрывоопасных, взрывопожароопасных и пожароопасных помещениях зданий, сооружений и строений, не имеющих направленных на исключение опасности появления источника зажигания в горючей среде дополнительных мер защиты.
Пожарозащищенное электрооборудование не допускается использовать во взрывоопасных и взрывопожароопасных помещениях.
Взрывозащищенное электрооборудование допускается использовать в пожароопасных и непожароопасных помещениях, а во взрывоопасных помещениях - при условии соответствия категории и группы взрывоопасной смеси в помещении виду взрывозащиты электрооборудования.
Правила применения электрооборудования в зависимости от степени его взрывопожарной и пожарной опасности в зданиях, сооружениях и строениях различного назначения, а также показатели пожарной опасности электрооборудования и методы их определения устанавливаются федеральными законами о технических регламентах для данной продукции и (или) нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно п.64 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313, отверстия в местах пересечения электрических проводов и кабелей (проложенных впервые или взамен существующих) с противопожарными преградами в зданиях и сооружениях, должны быть заделаны огнестойким материалом до включения электросети под напряжение.
Факт административного правонарушения в области пожарной безопасности подтверждается материалами дела.
На основании изложенного, оценив и исследовав в совокупности и взаимосвязи имеющиеся доказательства с учетом положений ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях ООО "УК "Заречье" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.3 ст.20.4 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод ООО "УК "Заречье" о нарушении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Проверка жилого дома N 15 по ул.Адмиралтейской в г.Казани проводилась на основании заявления жильца этого дома. В соответствии со ст.28.7 КоАП РФ после выявления факта административного правонарушения в области пожарной безопасности административный орган вынес определение от 01.08.2011 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Данное определение получено общество 01.08.2011 (л.д.88).
ВАС РФ в п.24 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ).
01.08.2011 административный орган направил ООО "УК "Заречье" уведомление, которым обязал общество обеспечить явку представителя в административный орган 03.08.2011 в 10 час 00 мин для составления протокола об административном правонарушении. Уведомление получено обществом 01.08.2011 (л.д.51).
Как разъяснено в п.24.1 Постановления N 10, КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности, путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении либо вручения его адресату непосредственно.
Следовательно, административным органом приняты необходимые и достаточные меры для извещения законного представителя общества о составлении протокола по делу об административном правонарушении.
При этом, воспользоваться или нет возможностью явки в административный орган для осуществления своей защиты, дачи пояснений, представления документов и т.п., является правом привлекаемого к административной ответственности лица.
03.08.2011 административный орган составил протокол N 0103-2011-0269 об административном правонарушении, в котором предложил обществу обеспечить явку представителя 05.08.2011 в 10 час 00 мин для рассмотрения дела об административном правонарушении.
Протокол получен обществом 04.08.2011 (л.д.50).
Вынесенное административным органом постановление от 05.08.2011 N 0103-2011-0269 получено обществом 05.08.2011 (л.д.47).
Таким образом, административный орган не допустил нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности.
Обязанность извещать законного представителя проверяемого лица о предстоящей выездной проверке установлена Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", действие которого не распространяется на производство по делам об административных правонарушениях.
Довод ООО "УК "Заречье" о том, что оспариваемое постановление вынесено в кратчайшие сроки и тем самым административный орган лишил общество возможности устранить выявленные нарушения, подлежит отклонению.
Устранение нарушений после проверки не является обстоятельством, освобождающим от административной ответственности, и может свидетельствовать лишь о том, что у привлекаемого к ответственности лица имелась реальная возможность для соблюдения требований правил.
Ссылка общества на гарантийное письмо от 16.08.2011 N 2889 и предварительный титул жилых домов, подлежащих капитальному ремонту, является несостоятельной, поскольку имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о неоднократных обращениях жильцов дома N 15 по ул.Адмиралтейской к ООО "УК "Заречье" о необходимости замены электрической проводки в доме, в частности, заявление от 19.09.2009 вх.N 2407з (л.д.67), однако бездействие со стороны общества продолжалось.
Материалами дела подтверждается, что постановление принято уполномоченным органом, основания для привлечения к ответственности имеются, срок давности привлечения к ответственности не истек, основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 октября 2011 года по делу N А65-18916/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-18916/2011
Истец: ООО "Управляющая компания "Заречье", г. Казань
Ответчик: Государственная противопожарная служба РТ, г. Казань
Третье лицо: Управление Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по РТ, г. Казань
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13011/11