г. Санкт-Петербург |
|
20 декабря 2011 г. |
Дело N А56-29905/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2011 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Крыловой А.С.
при участии:
от заявителя: Канна М.В. по доверенности от 22.10.2010;
от ответчика: Данилова Л.А. по доверенности от 11.01.2011 N 02-6/11-0-0;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19026/2011) ООО "Ойлсервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2011 по делу N А56-29905/2011 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению ООО "Ойлсервис"
к Комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ойлсервис" (198261, г. Санкт-Петербург, Народного ополчения пр-кт, 201, ОГРН 1077847594395, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности города Санкт-Петербурга (197046, г. Санкт-Петербург Каменноостровский пр-кт, 5/3, ОГРН 1037828007030, далее - Комитет) от 26.05.2011 N 003-2011/П-187-331 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 11.10.2011 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы полагает, что выводы суда о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку Комитетом не проведена инвентаризация отходов и не установлен класс опасности, а также негативного воздействия на окружающую среду. По мнению Общества, выявленные отходы в виде бумаги и картона относятся к пятому классу опасности.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, а представитель Комитата их отклонил.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 20.04.2011 Прокуратурой Кировского района Санкт-Петербурга с привлечением специалиста Комитета проведена проверка соблюдения Обществом природоохранного законодательства на принадлежащих заявителю на основании договора аренды от 01.06.2010 N 30/06-10 складском и офисном помещениях, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, пр. Народного Ополчения, д. 201.
В ходе проверки установлено, что Общество производит накопление отходов: мусора от бытовых помещений организации несортированного (исключая крупногабаритный), отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, образующихся в результате деятельности сотрудников Общества, накапливаемого в складском помещении в картонных коробках. В 2010 году и на момент проверки отходы не вывозились.
Проверяющие пришли к выводу о том, что накопление отходов осуществляется Обществом с нарушениями положений пунктов 2 и 3 статьи 14, пункта 3 статьи 18, пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ).
В том числе, у Общества отсутствуют лимиты на размещение отходов; не составлена и не предъявлена в уполномоченные органы отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов на 2010 год; не ведется первичный учет образовавшихся отходов в марте-декабре 2010 года, январе 2011 года; не составлены паспорта на образующиеся отходы 1-4 класса опасности. Результаты проведенной проверки отражены в акте проверочных мероприятий.
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, 20.04.2011 заместителем прокурора Кировского района Санкт-Петербурга вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и направлении материалов дела в Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности города Санкт-Петербурга для рассмотрения.
По результатам рассмотрения материалов административного дела Комитетом вынесено постановление 26.05.2011 N 003-2011/П-187-331, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения и отсутствии нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 12.07.2011 N 709/11 по делу N А32-10488/2010-58-157-58АЖ определил правовую позицию, в соответствии с которой субъектный состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Исходя из статьи 1 Закона N 89-ФЗ обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Законом N 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Следовательно, юридическое лицо, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования названного Закона, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
Согласно статье 1 Закона N 7-ФЗ экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В силу статьи 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV классов опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" определено, что паспортизацию опасных отходов проводит Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы на основании предоставляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации в указанной области, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), который представляет собой перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду.
Согласно названному федеральному классификационному каталогу отходов мусор бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код 91200400 01 00 4) относится к IV классу опасности.
Таким образом, довод Общества о том, что отходы в виде бумаги и картона относятся к пятому классу опасности, является неверным.
Объяснениями представителя Общества от 20.04.2011 подтверждается, что вопреки пункту 3 статьи 4 Закона об отходах указанные отходы не передавались Обществом предприятию, имеющему лицензии на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
Материалами дела подтверждается, что в процессе хозяйственной деятельности - оптовая продажа автозапчастей, автокосметики, Общество осуществляет сбор и размещение отходов IV класса опасности: мусор от бытовых помещений организаций (несортированный), отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства и т.д.
Довод о том, что Общество не осуществляет деятельность, в процессе которой образуются отходы (мусор от бытовых помещений организаций (несортированный), отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства), не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку носит формальный характер и опровергается имеющимися в деле доказательствами в их совокупности, в том числе уставом ООО "Ойлсервис", договором аренды помещений от 01.06.2010 N м 30/06-10 от 13.04.2007, актом проверочных мероприятий.
В связи с чем апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что административным органом в соответствии со статьей 65 АПК РФ представлены в материалы дела исчерпывающие доказательства факта осуществления Обществом деятельности, в процессе которой образуются отходы - мусор от бытовых помещений организаций (несортированный).
Из материалов дела усматривается и заявителем не отрицается, что процесс накопления отходов - мусора от бытовых помещений организации осуществляется Обществом без отнесения отхода к конкретному классу опасности и без оформления паспорта опасного отхода, ведение учета и предоставление отчетности образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лица и размещенных отходов - мусора от бытовых помещений не производится.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения материалы дела не содержат.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Судом также проверено соблюдение административным органом процедуры привлечения лица к административной ответственности и не выявлено нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока, размер штрафа соответствует санкции статьи 8.2 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.1011 по делу N А56-29905/2011 2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ойлсервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-29905/2011
Истец: ООО "Ойлсервис"
Ответчик: Комитет по природопользованию ,охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19026/11