г. Вологда |
|
13 декабря 2011 г. |
Дело N А44-3780/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.С.,
при участии от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области Филипповой Н.И. по доверенности от 01.11.2011 N 118-д, арбитражного управляющего Никонова Юрия Александровича на основании определения Арбитражного суда Новгородской области об утверждении конкурсного управляющего от 17 марта 2011 года по делу N А44-2868/2008,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Новгородской области апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 14 октября 2011 года по делу N А44-3780/2011 (судья Бочарова Н.В.),
установил
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области (ОГРН 1045300293411; далее - управление Росреестра по Новгородской области, управление) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к арбитражному управляющему Никонову Юрию Александровичу о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 14 октября 2011 года по делу N А44-3780/2011 в удовлетворении требований управления отказано.
Управление Росреестра по Новгородской области с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение и принять новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что совершенное правонарушение нельзя признать малозначительным.
Отзыв на жалобу от арбитражного управляющего не поступил.
Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Новгородской области от 09 июля 2009 года по делу N А44-2868/2008 колхоз "Красная звезда" (далее - колхоз, должник) признан банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство; конкурсным управляющим назначен Жовковский С.В.
Определением Арбитражного суда Новгородской области от 17 марта 2011 года по делу N А44-2868/2008 конкурсным управляющим колхоза утвержден Никонов Ю.А.
При непосредственном обнаружении события должностным лицом Управления Росреестра по Новгородской области 18.07.2011 вынесено определение о возбуждении дела и проведении административного расследования.
По итогам административного расследования уполномоченным лицом управления составлен протокол от 18.08.2011 N 00175311 об административном правонарушении, в котором зафиксировано, что арбитражным управляющим в нарушение абзаца третьего пункта 1, пункта 7 статьи 12, пункта 3 статьи 13, абзаца второго пункта 1 статьи 14, абзаца первого пункта 1, абзаца первого пункта 7 статьи 16, абзацев четвертого, десятого пункта 2 и пункта 4 статьи 20.3, абзацев девятого, двенадцатого пункта 2 статьи 129, пунктов 1, 2 статьи 143 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве, Закон N 127-ФЗ) подпункта "д" пункта 3, подпункта "в" пункта 4, подпунктов "б", "в" пункта 5, подпунктов "г", "л" пункта 10 Общих правил подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 N 56 (далее - Общие правила подготовки, организации и проведения собраний кредиторов), приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 01.09.2004 N 235 "Об утверждении типовых форм бюллетеня для голосования и журнала регистрации участников собрания кредиторов" (далее - приказ N 235), пунктов 1, 4, 11, 13 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 (далее - Общие правила подготовки отчетов), Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2004 N 345 (далее - Общие правила ведения реестра), приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 N 195 "Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего" (приложения N 4, 5) (далее - приказ N 195), приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 01.09.2004 N 233 "Об утверждении Типовой формы реестра требований кредиторов" (далее - приказ N 233), приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 01.09.2004 N 234 "Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов" (далее - приказ N 234) не выполнены обязанности по соблюдению: порядка подготовки уведомлений о проведении собраний кредиторов должника; порядка организации и проведения собраний кредиторов при заполнении журнала регистрации участников данного собрания от 29.04.2011 и при оформлении бюллетеней для голосования по вопросам повестки дня собраний, проведенных 29.04.2011 и 02.06.2011; порядка ведения (составления) протоколов собраний кредиторов должника в части включения в них всех предусмотренных и достоверных сведений; порядка направления в Арбитражный суд Новгородской области экземпляров протоколов собраний кредиторов от 30.04.2011 и от 03.06.2011 и прилагаемых к ним документов; порядка ведения реестра требований кредиторов; порядка подготовки отчетов конкурсного управляющего о своей деятельности, о результатах проведения конкурсного производства и об использовании денежных средств колхоза; периодичности представления собранию кредиторов колхоза отчетов о своей деятельности, информации о финансовом состоянии должника и его имуществе в ходе конкурсного производства, а также иной информации по соблюдению периодичности проведения собраний кредиторов.
Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Никонова Ю.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной организации в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Пунктами 2, 4 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ предусмотрено, что арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан осуществлять установленные названным Законом функции. При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 12 Закона N 127-ФЗ организация и проведение собраний кредиторов осуществляется арбитражным управляющим.
Согласно пункту 5 Общих правил подготовки, организации и проведения собраний кредиторов регистрация участников собрания кредиторов осуществляется арбитражным управляющим в месте проведения собрания кредиторов. Арбитражный управляющий должен обеспечить регистрацию всех участников собрания кредиторов, прибывших до окончания регистрации.
В сообщении о проведении собрания кредиторов должны содержаться следующие сведения: наименование, место нахождения должника и его адрес; дата, время и место проведения собрания кредиторов; повестка собрания кредиторов; порядок ознакомления с материалами, подлежащими рассмотрению собранием кредиторов; порядок регистрации участников собрания (пункт 3 статьи 13 Закона N 127-ФЗ).
В нарушение указанной нормы в уведомлениях о проведении собраний кредиторов колхоза от 12.04.2011 N 01,02,03, 18.05.2011 N 15,17 и 26.05.2011 N 19 конкурсным управляющим не указаны сведения: о времени окончания регистрации участников собрания кредиторов, время начала регистрации участников совпадает со временем начала собраний; о месте нахождения должника и его адресе; месте проведения собрания - не указан кабинет или иное помещение в здании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Новгородской области.
Должностным лицом управления, принявшим участие в собраниях кредиторов должника 29.04.2011 и 02.06.2011, установлено, что регистрация участников собраний и их проведение во времени не совпадали.
Подпунктом "д" пункта 3 Общих правил подготовки, организации и проведения собраний кредиторов предусмотрено, что при подготовке к проведению собрания кредиторов арбитражный управляющий заполняет журнал регистрации участников собрания кредиторов (по установленной форме) в соответствии с данными реестра требований кредиторов на дату проведения собрания.
Согласно подпунктам "б", "в" пункта 5 названных Правил при регистрации участников собрания кредиторов арбитражный управляющий вносит в журнал регистрации участников собрания кредиторов необходимые сведения о каждом конкурсном кредиторе и уполномоченном органе, количестве принадлежащих ему голосов и его представителе, об участниках собрания кредиторов без права голоса; выдает конкурсным кредиторам и уполномоченным органам бюллетени для голосования.
Вместе с тем заполненный арбитражным управляющим журнал регистрации участников собрания кредиторов не содержит установленных Типовой формой журнала сведений о времени регистрации участников собрания кредиторов; в графе "Ф.И.О. представителя участника собрания кредиторов" содержатся неверные сведения о лице, принявшем участие в собрании кредиторов по доверенности от 29.12.2010 N 104; бюллетени для голосования по вопросам повестки дня названных собраний кредиторов не соответствуют Типовой форме бюллетеня - удален раздел "разъяснения порядка заполнения бюллетеней", что является нарушением требований приказа N 235.
В соответствии с подпунктами "г", "л" пункта 10 Общих правил подготовки, организации и проведения собраний кредиторов арбитражный управляющий указывает в протоколе собрания кредиторов дату и место проведения собрания кредиторов; результаты подсчета голосов и решения, принятые собранием кредиторов по порядку ведения собрания и вопросам повестки дня.
В рассматриваемом случае в протоколе собрания кредиторов от 30.04.2011 не указаны решения, принятые названным собранием по вопросам повестки дня; в протоколах собраний от 30.04.2011 и 03.06.2011 неверно указана дата введения в отношении Никонова Ю.А. конкурсного производства - 09.07.2008; в тексте протокола собрания от 03.06.2011 указаны недостоверные сведения о проведении данного собрания 29.04.2011.
Абзацем первым пункта 7 статьи 12 Закона N 127-ФЗ предусмотрено направление протокола собрания кредиторов в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения указанного собрания, если иной срок не установлен данным Законом.
Перечень документов (копий документов), которые должны прилагаться к протоколам собраний кредиторов установлен абзацем третьим пункта 7 статьи 12 данного Закона.
В пункте 1 статьи 143 Закона о банкротстве указано, что конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
Согласно пунктам 4, 11, 13 Общих правил подготовки отчетов отчет (заключение) арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции Российской Федерации, подписывается арбитражным управляющим и представляется вместе с прилагаемыми документами в сброшюрованном виде.
К отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения.
К отчету о результатах проведения конкурсного производства дополнительно прилагаются документы, подтверждающие продажу имущества должника, реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов и документы, подтверждающие их погашение.
К отчету конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в нем сведения.
Из материалов дела следует, что к протоколу собрания кредиторов от 03.06.2011 и отчетам арбитражного управляющего о своей деятельности и о результатах конкурсного производства от 20.05.2011 и об использовании денежных средств должника от 20.05.2011 не приложены документы, подтверждающие содержащиеся в них сведения о лицах, привлеченных им для обеспечения своей деятельности и о расходах на проведение конкурсного управления в период с 09.07.2009 по 20.05.2011. Кроме того, в качестве приложений к протоколам собраний кредиторов от 30.04.2011, от 03.06.2011 представлены реестры требований кредиторов должника оформленные по состоянию на другие даты - на 20.04.2011 и на 20.05.2011.
Реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий или реестродержатель (пункт 1 статьи 16 Закона N 127-ФЗ).
В рассматриваемой ситуации реестры требований кредиторов колхоза по состоянию на 20.04.2011 и 20.05.2011 оформлены конкурсным управляющим с нарушением требований, предусмотренных Общими правилами ведения реестра, приказами N 233, 234 (ряд граф реестров не соответствует наименованиям, установленным типовой формой реестра, также ряд граф удалены и не заполнены; не указаны в окончании частей и разделов реестров имя и отчество Никонова Ю.А.; неверно указано наименование должника - ООО "Новый мир"; не указаны имя и отчество руководителя (уполномоченного представителя) кредитора; нумерация ряда таблиц реестров не соответствует установленной типовой форме реестра нумерации таблиц).
Пункт 2 статьи 143 Закона N 127-ФЗ определяет перечень сведений, которые должны содержаться в отчетах конкурсного управляющего.
В нарушение положений приказа N 195 отчеты Никонова Ю.А. не соответствуют типовой форме отчетов конкурсного управляющего, в частности в ряде отчетов отсутствуют сведения о категории должника, указаны не предусмотренные типовой формой отчетов графы, отсутствует буквосочетание "тыс.", неверно указан срок действия договора страхования от 25.01.2011 N ГС 57 ГОАУ001/009529 и ряд других нарушений.
Согласно пункту 1 статьи 143 Закона о банкротстве собрание кредиторов вправе установить конкурсному управляющему период (сроки) представления отчетов собранию кредиторов должника.
Из материалов дела (протокол собрания кредиторов колхоза от 08.12.2009) усматривается, что для арбитражного управляющего Никонова Ю.А. установлена периодичность - 1 раз месяц.
Однако в марте и в мае 2011 года указанная обязанность конкурсным управляющим не исполнена.
Вышеперечисленные нарушения положений действующего законодательства подтверждается материалами дела (докладными записками от 03.05.2011, от 03.06.2011, уведомлениями о проведении собраний кредиторов колхоза от 12.04.2011 N 01,02,03, от 18.05.2011 N 15,17 и от 26.05.2011 N 19, журналом регистрации участников собрания кредиторов от 29.04.2011, доверенностью от 29.12.2010 N 104, бюллетенями для голосования от 29.04.2011, от 02.06.2011, протоколами собраний кредиторов от 30.04.2011, от 03.06.2011, отчетами конкурсного управляющего колхоза "Красная звезда" о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 20.04.2011, от 20.05.2011 и отчетами об использовании денежных средств должника от 20.04.2011, от 20.05.2011, письмами от 01.08.2011 N 30, 13.09.2011 N 40, протоколом от 18.08.2011 N 00175311 об административном правонарушении).
На основании изложенного в действиях конкурсного управляющего имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
В то же время суд первой инстанции посчитал возможным освободить Никонова Ю.А. от административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, ограничившись устным замечанием.
По мнению административного органа, данное правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку существенная угроза охраняемым общественным интересам заключается в пренебрежительном отношении конкурсного управляющего к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Положения ст. 2.9 КоАП РФ являются общими и могут применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренному КоАП РФ, если судья, орган, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношениям может быть оценено судом с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
В частности, существенная степень угрозы охраняемым общественным отношениям имеет место в случае пренебрежительного отношения лица к установленным правовым требованиям и предписаниям (публичным правовым обязанностям).
При оценке формального состава правонарушения последствия деяния не имеют квалифицирующего значения, но должны приниматься во внимание при выборе конкретной меры ответственности. Условия и обстоятельства, сопутствующие пренебрежительному отношению к формальным требованиям публичного порядка, подлежат выяснению в каждом конкретном случае при решении вопроса о должной реализации принципов юридической ответственности и достижении ее целей, предусмотренных статьей 3.1 КоАП РФ.
При добросовестном исполнении арбитражным управляющим своих обязанностей в ходе конкурсного производства формальное нарушение норм действующего законодательства (описки и ошибки, касающиеся порядка организации и проведения собраний кредиторов, несоблюдение типовой формы реестра требований кредиторов, нарушения при заполнении журнала регистрации участников собрания кредиторов, бюллетеней для голосования, протоколов собраний кредиторов) не повлекло нарушения прав и законных интересов кредиторов и должника.
Административный орган указывает на то, что материалы дела не содержат свидетельств исключительности обстоятельств совершенного арбитражным управляющим правонарушения и самого случая его совершения, тогда как в соответствии с пунктом 18.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Вместе с тем исключительность в данном случае является понятием оценочным и не может соотноситься с какой-либо периодичностью ее применения.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного арбитражным управляющим, привлечение к административной ответственности впервые, апелляционная коллегия считает, что оно не содержит какой-либо угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства.
С учетом вышеизложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его изменения или отмены, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявления о привлечении к административной ответственности, по аналогии с заявлениями об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, государственной пошлиной не облагаются, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Новгородской области от 14 октября 2011 года по делу N А44-3780/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-3780/2011
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Новгородской области
Ответчик: Арбитражный управляющий Никонов Юрий Александрович, Крнкурсный управляющий колхоза "Красная Звезда" Никонов Юрий Александрович, Никонов Юрий Александрович
Хронология рассмотрения дела:
13.12.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7643/11